Как мы съездили в Индию :)

(Статья для «Нашей Пензы», заодно и здесь делюсь)

5 февраля 2015 года. В Пензе холодно, ветрено, скользко. Мы с подругой Светой пакуем чемоданы. Даже не верится, что всего через пару дней мы ступим на землю теплой, солнечной, красочной Индии.

«Почему именно Индия?» — спрашивали друзья и знакомые, узнав, что я собираюсь в путешествие на полтора месяца. Индия – страна с богатейшим культурным наследием. Это особый мир, где и поныне чтут древние традиции и патриархальные семейные устои. Говорят, что в этой стране люди умеют быть счастливыми не смотря ни на что. Мне хотелось посмотреть на все это своими глазами.

Нас не интересовали чисто курортные места, «прилизанные» специально для туристов. Вместе с группой единомышленников мы отправились туда, где можно увидеть Индию такой, какой она была сто и двести лет назад, ее самобытную культуру, повседневный быт простых индийцев.

Первое, что меня поразило в этой стране, — это отношение людей к своему труду, к своим обязанностям. В аэропорту Дели я зашла в туалет, и дежурившая там уборщица так искренне и доброжелательно улыбнулась мне, что я сразу почувствовала себя желанным гостем в этой стране. Когда я помыла руки, она тут же достала откуда-то и протянула мне бумажное полотенце. (А вы бы смогли в таком добром расположении духа убираться в общественном туалете в 3 часа утра?) Другой пример. В Джаганнатха Пури мы покупали свежевыжатый фруктовый сок, который продавец-индиец делал прямо при нас. Пока мы пили, он участливо наблюдал, нравится ли нам вкус, а потом щедро подливал добавки. Вкус был отменный, и мы от всей души благодарили продавца, а он расплывался в такой благодушной улыбке, что мы сразу понимали: «Да, в этой стране люди умеют радоваться, отдавая». Не меньше меня удивил и продавец бижутерии. Я рассматривала два украшения и решила взять то, что подешевле. Каково же было мое удивление, когда второе украшение, подороже, он просто отдал мне в подарок…

В ТЕСНОТЕ, ДА НЕ В ОБИДЕ

Джаганнатха Пури, первое место, которое мы посетили, — это небольшой город в штате Орисса, на берегу Индийского океана. Это очень древний город, выросший вокруг огромного храма Джаганнатхи (санскр. «Господь Вселенной»). Каждый год летом здесь проходит фестиваль Ратха-ятра, на который собирается около 500 000 (!) паломников, и этот небольшой, но гостеприимный город каким-то чудом вмещает их всех. Однако белые, западные люди здесь пока еще редкость, поэтому нас рассматривали с нескрываемым интересом. Спокойно посидеть на пляже так и не удалось – обязательно кто-нибудь подбегал с просьбой сфотографироваться. Бывало так: подходит маленькая девочка и просит сфотографироваться с ней, я соглашаюсь, и тут набегает вся огромная семья девочки, окружает меня и получается этакое семейное фото с экзотической белой девушкой в центре.

Кстати, семьи в Индии большие и дружные. Часто вместе живут бабушки-дедушки, их взрослые дети со своими супругами и куча детворы. Индия – густонаселенная страна (плотность населения — 364 чел./км², для сравнения — в России 8,39 чел./км²). Большие семьи зачастую живут в тесноте, но никогда не в обиде. Индийцы умеют уживаться вместе. В чем же секрет?

Один наш соотечественник, долгое время проживший в Индии, поделился своими наблюдениями. Несмотря на то, что индийцы физически находятся очень близко друг к другу, психологически они соблюдают уважительную дистанцию и никогда не допускают фамильярности. С особым почтением относятся к старшим, родителям. В аэропорту я заметила, как взрослый сын, встречая родителей, прикоснулся сначала к их стопам, а потом к своему лбу — знак глубочайшего почтения. Часто можно видеть, как молодые индийцы заботливо сопровождают бабушек и дедушек на улице. А уж как в Индии любят детей! И своих, и чужих. У них даже поговорка есть: «Ребенка растят всей деревней». Охотно верю. По ведической системе воспитания до 5 лет к ребенку относятся как к царю, т.е. окружают его лаской, заботой, всячески балуют, «напитывают любовью». С 7 до 12 лет – как к солдату: приучают к дисциплине, необходимости учиться, трудиться и слушаться старших. А с 12 лет к ребенку относятся как к другу, равному.

В Индии очень низкий процент разводов – 1,1 против 54 процентов в России. Однажды гость с Запада спросил у индийца: «Почему у вас так мало разводов?» Тот ответил: «Вы стараетесь жениться на тех, кого полюбили. А мы стараемся полюбить тех, на ком женились». Браки здесь, как правило, устраивают родители. Им-то на трезвую голову, не подверженную романтическим иллюзиям, виднее, кто действительно подходит их сыну или дочери. Любовь приходит и крепнет со временем, если мужчина искренне старается быть хорошим мужем, а женщина – хорошей женой. А этому их учат с малолетства. В традиционных индийских семьях девочек обязательно обучают вкусно готовить, заботиться о детях и красиво одеваться для мужа. Именно – для мужа. Индианки предстают во всей красе только в семейном кругу, а в обществе предпочитают одеваться более скромно. (Может, это еще одна причина, почему у них такие крепкие семьи и мало разводов?)

Удивительно, но индийцы не только живут большими семьями, но и ходят все вместе. На океан, в храм, в гости – шествует такое семейство человек из 10-15. В Джаганнатха Пури это обычная картина. Причем все они объединены каким-то общим настроением, если радуются – то все вместе, если в семье случилось что-то – все идут понурые.

Дружить в Индии тоже умеют. Часто можно видеть, как друзья – взрослые мужчины – идут вместе, положив руки друг другу на плечи или даже держась за руки. При этом у них все нормально с ориентацией, просто люди умеют и не стесняются проявлять дружеские чувства. А вот мужчины и женщины, даже женатые, никогда не обнимаются на людях – это дурной тон.

«ХАРИБОЛ!»

Цены в Индии сопоставимы с нашими. Правда, предприимчивые торговцы иногда завышают их вдвое-втрое (особенно для «богатых белых туристов»). При этом они страстно любят торговаться. Говорят, не поторговаться с индийским продавцом значит обидеть его. Впрочем, русские покупатели тоже не лыком шиты. Помню забавную сценку, как мы с подругой покупали фрукты на рынке. Продавец сначала попытался задрать цену, потом – положить нам поменьше фруктов, но, благодаря бдительности моей подруги, ни то ни другое ему не удалось. Света торговалась до последнего и, не переплатив ни рубля (точнее, ни рупии), взяла пакет с фруктами и гордо зашагала прочь. Продавец, никак не ожидавший такой бойкости от хрупкой русской девушки, восхищенно-одобрительно воскликнул: «Ай, харибол, матаджи!» На что Света, обиженная алчностью индийца, гневно ответила: «Тамбовский волк тебе харибол!»

«Харибол» — это универсальное слово вежливости в Индии, дословно означающее «повторяйте святые имена Бога» (примерно как у нас «спасибо» — «спаси Бог»), однако «харибол» может означать и благодарность, и приветствие, и извинение. А «матаджи» — это уважительное обращение к женщине, означает «матушка». По ведическим законам нравственности мужчины должны относиться как к матерям ко всем женщинам, кроме собственной жены.

А теперь – несколько шокирующих моментов. Индия – страна контрастов. Красота и величие древней культуры, изысканные архитектурные формы соседствуют здесь с нищетой и грязью. Прямо на городских улицах громоздятся кучи мусора, которые почему-то никто не убирает. Канализация – открытая (сточные канавы по обочинам дорог), и запах соответствующий. Так что, дорогие пензенцы, привыкшие сетовать на несовершенство нашей коммунальной службы, — вы даже не представляете, как нам повезло, что она вообще у нас есть!

Что еще поражает в Индии, так это множество нищих, прокаженных и калек на улицах. Одетые в лохмотья, они сидят в пыли и просят милостыню. Кажется, что это картина из далекой древности, а не из 21-го века. Нам было больно смотреть на этих несчастных людей, однако, многие из них вовсе не чувствуют себя такими уж несчастными. Подавляющее большинство индийцев – верующие люди, понимающие, что «все мы гости в этом мире бренном», и любые страдания временны. Поэтому многие нищие, несмотря на свою худобу и оборванность, безмятежны и улыбчивы.

Кстати, раньше религиозные верования индусов казались мне чем-то, мягко говоря, странным. «Язычество, многобожие» — думала я. И лишь недавно поняла, что на самом деле ведическая концепция мироздания не так уж отличается от христианской. Во главе всего стоит Творец, Бог – Отец. Считается, что у Него бесчисленное множество имен, описывающих различные Его качества (Вишну – всевышний, Параматма – тот, кто находится в сердце каждого и т.д.). Все живые существа, в том числе люди, — это души, дети Бога, Его отделенные частицы, которые существуют вечно. То есть, смерть тела означает не конец, а начало иной жизни души, и какой будет эта жизнь, зависит от ее мыслей, поступков и желаний.

В мироздании существуют две сферы – духовная, где чистые души свободно общаются с Богом, и материальная, созданная специально для тех душ, которые отвернулись от Бога, пожелали забыть Его. Множество богов индуистского пантеона («дэвы») – просто иерархи материальной вселенной, слуги Бога, управляющие различными процессами в ней (бог дождя, бог ветра и т.д.) В сущности, это такие же души, вследствие своего благочестия наделенные гораздо большим разумом и могуществом, чем люди. В индуизме есть множество течений, почитающих тех или иных дэвов, и все они мирно сосуществуют вместе. Однако, как сказал один из индийских мудрецов, истинной следует считать ту религию, которая учит, как восстановить свои отношения с Богом, полюбить Его.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЭКОЛОГИЯ!

Традиционный обед индийца – это рис, сабджи (тушеные овощи), дал (суп из маша наподобие нашего горохового), чапати (тонкие лепешки) и йогурт. А индийские сладости – это отдельная песня! Из чего их только не готовят: луглу (из сухофруктов), ладду (из нутовой муки), расагуллы (нежные творожные шарики, сваренные в сахарном сиропе), бурфи (из молока, уваренного до предельной густоты). Конечно, все это без консервантов и усилителей вкуса. Молочные продукты в Индии особенно любят. Аюрведа, древнейшая наука о здоровье, утверждает, что они улучшают память, усиливают разум и успокаивают психику. Недаром корова считается священным животным и почитается как мать-кормилица.

Индийцы любят есть руками. Даже рис, дал – они удобно зачерпываются лепешкой чапати. Та же Аюрведа говорит, что есть руками полезно, т.к. в этом случае организм через кожные рецепторы получает информацию о пище еще до того, как она поступит в рот, и в желудке начинают вырабатываться соответствующие ферменты. Индусы никогда не перекусывают на бегу. Пищу считают даром Бога и принимают ее только сидя, не торопясь, с благодарностью и почтением. По Аюрведе, в каком настроении принимаешь пищу – в таком и проведешь весь день. Индусы уверены, что лучший обед – это приготовленный матерью или женой, с любовью (по этой причине заведения общественного питания долгое время не могли прижиться в Индии). Остатки пищи никогда не выбрасывают, а отдают животным.

А теперь – угадайте, из чего индийцы изготавливают одноразовую посуду? Из листьев банановых пальм! А иногда и не изготавливают вовсе – просто кладут перед собой банановый лист размером с хорошее блюдо и едят прямо с него. С одноразовыми стаканами тоже все просто – они сделаны из необожженной глины. Попил, выбросил, прошел дождь – и стакан снова превратился в глину. Да здравствует экология! И все же, иногда мы с грустью замечали груды использованных пластиковых тарелок в лесных массивах, по обочинам дорог. «Прогресс» и сюда добрался…

КАК МЫ СПАЛИ НА ПЕРРОНЕ

Из Джаганнатха Пури мы отправились в Маяпур, штат Западная Бенгалия. Это красивый, активно строящийся город на берегу Ганги. Здесь осуществляется масштабный проект — строится огромный ведический планетарий, где будет наглядно показано устройство вселенной, как оно описано в Ведах, священных писаниях Древней Индии.

Здесь мы побывали на Ганге. Это священная река, на берегах которой испокон веков молятся и медитируют индийские мудрецы, отшельники, святые. Я решила хоть немного последовать их примеру и посидеть в одиночестве на берегу Ганги. Удивительно, какое спокойствие и умиротворение ощущаешь здесь. В принципе, на берегу любой реки человек может отдохнуть душой, почувствовать гармонию с природой. Но здесь – нечто большее. Глядя не неспешные воды Ганги, на безмятежное небо и теплое индийское солнце, я словно встретилась с Вечностью, все мои проблемы и заботы показались такими незначительными…

Из Маяпура мы отправились во Вриндаван. Часть нашей группы, человек 50, должны были ехать на поезде. Прибыв на вокзал поздно вечером, мы узнали, что наш поезд задерживается… на 6 часов (в Индии это обычное дело). Мы в растерянности стояли на перроне. Никаких скамеек поблизости не было, а нам нужно было как-то скоротать ночь. Индийцы очень простые в этом плане – они просто подстилают что-нибудь на пол, укрываются с головой и спокойно спят – хоть на вокзале, хоть на улице (благо, климат позволяет). Потоптались мы – потоптались, да и решили последовать их примеру – расстелили прямо на перроне свои коврики-пенки и улеглись. Мы так устали, что засыпали в обнимку со своими чемоданами и баулами под грохот поездов и вокзальный гул. Ни дать ни взять – настоящие индийские бродяги! Подшучивали, украдкой фотографировали друг друга и грозились выложить фото в социальные сети («на радость» родственникам, тревожащимся за уехавших в Индию близких). Через 6 часов наш поезд все-таки прибыл… но не на тот путь, у которого мы ждали, а на соседний. И нам пришлось за 2 минуты до прибытия поезда прыгать с перрона на пути и залезать на другой перрон. Вместе с чемоданами, которые, как вы представляете, были не маленькими. Даже не знаю, каким чудом нам это удалось! Огромное спасибо мужчинам из нашей группы – если б не они, мы бы точно не уехали. А так получили заряд адреналина и поняли, что вместе мы – сила!

Но это еще что. А вот как путешествуют сами индийцы в вагонах 3 класса – это западному уму непостижимо. «Как селедки в банке» — самое точное определение. При этом, несмотря на полную забитость вагона, на каждой станции туда умудряются втиснуться еще пара-тройка пассажиров. С несколькими мешками картошки (такую веселую картину мы наблюдали со своего лежбища на перроне). При этом мешки передавались вглубь вагона над головами, и никто из пассажиров особенно не противился этому – дело привычное.

В ДРУГОМ МИРЕ

Вриндаван – маленький городок, больше похожий на деревню, в штате Уттар-Прадеш. Холм Говардхан, река Ямуна, огромные вековые деревья с причудливо изогнутыми ветвями, стайки павлинов, множество обезьян, коров, старинные дома и простые, удивительно сердечные местные жители – все это создает неповторимую, сказочную атмосферу во Вриндаване.

Основной вид транспорта здесь – рикши, двух- или четырехколесные повозки (см. фото). Некоторые жители по старинке перевозят грузы на телегах, запряженных быками. Видели мы и такую забавную картину: пара быков везла за собой кузов с индийскими ребятишками в школьной форме, а на кузове красовалась надпись: «School bus» — школьный автобус. Автомобили и мотоциклы появились во Вриндаване сравнительно недавно и внесли изрядный хаос в его размеренную, веками устоявшуюся жизнь. Дело в том, что машины-то появились, а вот правил дорожного движения как не было, так и нет. Так дело обстоит во многих провинциальных индийских городах. Поэтому движение на местных дорогах можно охарактеризовать так: «кто во что горазд». При всем при этом индийцы ухитряются нормально разъезжаться, аварий у них практически нет. Более того, они… не ссорятся на дорогах! Уступают друг другу, если кто-то застрял – дружненько выходят и без лишних слов помогают ему. Никакой агрессии. Хотя бибиканье стоит изрядное – по поводу и без. Иногда оглушительный сигнал может означать просто: «Привет! Я еду!»

Здесь чувствуешь себя, как в другом мире. Все непривычно, суетливо, шумно. Иногда хочется просто зажать уши и спрятаться куда-нибудь. А потом понимаешь, что Индия – это большой муравейник, где люди находятся очень близко друг к другу, где каждый занят своим делом, и при этом уважает дела других, ни на кого не злясь и не раздражаясь. Чтобы гармонично сосуществовать в Индии, нужно просто немножко отойти от привычного нам индивидуализма и попытаться почувствовать себя частью этой большой семьи.

Вриндаванские обезьяны заслуживают отдельного рассказа. Они тут такое же обычное явление, как у нас кошки. Только, в отличие от последних, они не гуляют сами по себе, а донимают людей. Если не угостите мартышку чем-нибудь подобру-поздорову, вполне может статься, что еду у вас просто украдут. Еще могут снять очки с носа (вернут за разумное вознаграждение в виде фруктов). Однажды к нам в комнату через окошко проникла маленькая мартышка, забрала пакетик с изюмом, пару мандаринов – и была такова. А к соседям в их отсутствие наведалась большая обезьяна (открыла дверь, навалившись на нее) и вынесла большую папайю (фрукт наподобие дыни). Человекоподобные хулиганы любят раскачиваться на бельевых веревках и на самом белье. Наблюдать все это безобразие хоть и обидно немного, но все же интересно. Где еще так близко пообщаешься с этими забавными братьями меньшими?

…25 марта 2015 года. Самолет Дели-Москва набирает высоту. Я смотрю в иллюминатор на ночной город, сверкающий множеством огоньков. Мне жаль расставаться с Индией. На ум приходит народная примета: если забыл свою вещь в каком-то месте, значит, непременно вернешься туда. Вспоминаю, что потеряла любимую заколку где-то на берегу Ганги – и тихо радуюсь в сердце.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: