Критерии оценки коммуникативного компонента универсальных учебных действий и типовые задачи

Коммуникативные УУД

Коммуникативные универсальные действия рассматривается не узко прагматически как обмен информацией, например учебной, а в своем полноценном значении. Другими словами, она рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.

Базовые виды коммуникативных УУД

· Общий уровень развития общения (предпосылки формирования УУД)

· Коммуникативная деятельность

Коммуникация как общение (интеракция)

Коммуникация как кооперация

Коммуникация как условие интериоризации


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНОГО КОМПОНЕНТА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ

    ТРИ АСПЕКТА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Базовые виды коммуникативных УУД (их содержание и функция) Общий уровень развития общения (предпосылки формирования УУД) · потребность в общении со взрослыми и сверстниками; · владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; · эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; · ориентация на партнера по общению, · умение слушать собеседника 1. Коммуникация как общение (интеракция) Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях 2. Коммуникация как кооперация Коммуникативные действия,направленные кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности 3. Коммуникация как условие интериоризации Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания
Основные критерии оценивания · понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; · ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; · понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору, · учет разных мнений и умение обосновать собственное. · умение договариваться, находить общее решение, · умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; · способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, · взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. · рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий, · способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; · умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Планируемые результаты

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий

Выпускник научится:

• опускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнера;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: