Понятие межличностного взаимодействия и его структуры

Межличностное взаимодействие является очень сложным социально-психологическим феноменом. Об этом свидетельствует ведущие исследования многих психологических направлений. В наших исследованиях мы также основываемся на научном положении о том, что межличностное взаимодействие представляет собой систему, включающую межличностное общение, совместную деятельность и взаимоотношения. Результаты исследований в диссертационных исследованиях М.А. Дыгуна, Л.Л. Стариковой, Т.А. Зеленко, Э.Н. Ольшевской, О.П. Кошкиной, а также более 250 исследований в рамках дипломных работ, множество курсовых исследований студентов факультета педагогики и методики начального обучения, факультета психологии БГПУ им. М. Танка, кафедры психологии филиала МГСУ в г. Минске, Белорусского института правоведения и других вузов под нашим руководством в составе научной школы Я.Л. Коломинского, показывают, что сложный феномен межличностного взаимодействия необходимо изучать с различных позиций.

Даже на уровне житейской психологии межличностное взаимодействие воспринимается как сложное психологическое явление. Анализ представлений о межличностном взаимодействии показывает, што большинство студентов (72%) описывает межличностное взаимодействие как межличностное общение, и только отдельные студенты (около 5%) утверждают, что взаимодействие включает отношения и совместную деятельность. Учителя школ в межличностном взаимодействии выделяют общение - 32 %, совместную деятельность - 27 %, а межличностные отношения в структуре межличностного взаимодействия они не отмечали. Среди преподавателей вузов значительно больше (47% опрошенных) указывало на взаимодействие как сложный феномен, включающий в себя общение, совместную деятельность и отношения. Видимо, межличностное взаимодействие личностью опредяляется с позиции ее уровня личностного развития, жизненного опыта.

Анализ межличностного взаимодействия как на научном, так и на житейском уровнях, свидетельствуют о том, что общение, совместная деятельность и отношения, являясь относительно самостоятельными компонентами, находятся в тесном диалектическом единстве и образуют целлостное образование. Компоненты межличностного взаимодействия в свою очередь включает множество других психических образований и явлений, например таких, как лидерство, социально-психологическая перцепция и рефлексия, подражание, внушение и др. Каждый компонент может выступать отдельной единицей психологического анализа межличностного взаимодействия и дать определенные представления о феномене в целом. Однако более полную характеристику межличностного взаимодействия можно получить при изучении всех его компонентов: межличностного общения, совместную деятельности и взаимоотношений.

Мы считаем, что межличностное взаимодействие - это взаимная психическая и физическая активность двух или более людей, обеспечивающая изменение (развитие) психических и личностных образований взаимодействующих.

К актам межличностного взаимодействия мы относим не только непосредственный контакт (внешняя и внутренняя активность) двух или более людей, но и относим даже мысль (внутренняя активность) человека о другом человеке. Мысль о другом человеке уже образует обратную, а точнее взаимную, психическую связь и оказывает влияние возникающего образа на человека, который проявляет эту внутреннюю активность.

Кроме того, в некоторых направлениях практической психологии утверждается положение о том, что мысль активна и может оказывать специфическое воздействие на человека, на которого она направлена.

Каждый из нас живет среди людей. Что мы не делаем, мы непосредственным или опосредованным образом взаимодействуем с другими людьми. Мы разговариваем, выполняем какую-либо работу, размышляем, переживаем, строим отношения с людьми, любим или ненавидим - это все относится к межличностному взаимодействию.

На наш взгляд, межличностное взаимодействие представляет собой сложную, по крайней мере, трехуровневую систему, которую можно представить в виде модели (см. рис.1). Внешний слой (страта) представляет собой межличностное общение, внутреннее кольцо на модели иллюстрирует совместную деятельность, а сердцевина, круг в центре, есть отношения в структуре межличностного взаимодействия.


Рис.1.Схема структуры межличностного взаимодействия.

В межличностном взаимодействии внешней стороной является общение между людьми. Так, как мы в первую очередь воспринимаем внешнюю сторону взаимодействия, поэтому мы по общению судим о людях, об их развитии, их личностных качествах. Общение может быть вербальным и невербальным. Под вербальным общением в психологии понимается обмен информацией с помощью слов, знаков, символов. Взгляд, мимика, жесты, поза, стиль прически, цвет и стиль одежды, сила, тембр и высота голоса, паузы и интонации в общении, запахи, исходящие от человека, энергетический потенциал человека и многое другое – все это относится к невербальному общению. При этом человек в большей мере воспринимается другим человеком неосознанно с помощью невербальных средств общения в соответствии со сложившимися с самого детства социальными стереотипами. Межличностное общение обеспечивает существование взаимодействия между людьми и осуществляет следующие функции:

- аффективную, в которой удовлетворяется естественная потребность человека в общении, регулируются и совершенствуются на эмоциональном уровне средства вербального и невербального общения, обеспечивается эмоциональный комфорт личности;

- поведенческую, в которой человек регулирует свое поведение, согласует с другими людьми свои действия, договаривается с ними об оказании взаимопомощи и распределении ролей в совместной деятельности, устанавливает с другими людьми отношения подчинения - доминирования;

- когнитивную, в которой человек средствами общения познает мир, получает необходимую информацию, производит обмен информацией с другими людьми и в процессе общения у его складывается система отношений к себе и другим людям.

Следовательно, в межличностном общении можно выделить в свою очередь слой (страта), который в основном направлен на удовлетворение естественных потребностей самой личности в общении, и на этой страте доминирует невербальное общение. Второй слой (страту) образует общение, которое обеспечивает выполнение совместной деятельности, осуществления профессиональной деятельности и т.п. и в этой страте, на наш взгляд, доминирующим является вербальное общение. Третий слой (страта) образует общение, которое направлено на совершенствование отношений, в том числе и межличностных (повышение статуса, достижения определенной социальной роли и т.п.)

Совместная деятельность представляет собой внутреннюю и внешнюю активность личности, направленную на получение результатов значимых для всех её участников. В структуре взаимодействия она занимает (см. рис.1) среднее, связывающее, соединяющее место между общением и отношениями. Деятельность сама по себе включает следующие структурные компоненты: цель, задачи, мотивы, условия, действия, саморегуляцию и результат.

Аналогично и в системе совместной деятельности можно выделить также три слоя (страты): внешний слой (страту) деятельности, которая в основном направлена на удовлетворение естественных потребностей самой личности в действиях, в движениях, в активности. Второй слой (страту) образует совместная деятельность, которое обеспечивает достижение результата, материализованного предмета или создание образа и т.п. Третий слой (страта) этой системы образует деятельность, которое направлено на совершенствование отношений, в том числе и межличностных (повышение статуса, достижения определенной социальной роли и т.п.)

По аналогии, в совместной деятельности можно также выделить три функции: аффективную, операциональную (поведенческую) и когнитивную. Аффективная функции совместной деятельности позволяет удовлетворять потребность человека в деятельности, как форме активности, получать эмоциональную удовлетворенность от процесса и результатов деятельности, реализовать цели и задачи, возникающие в межличностном общении, проявлять все переживания, связанные с деятельностью в вербальном и невербальном общении. Операциональная (поведенческая) функция реализуется в выборе средств, приемов, действий и операций деятельности, что во многом определяет успешность её. К этой же функции относим действия по распределению ролей в деятельности, по оказанию и принятию помощи, по развитию действий самоконтроля и взаимоконтроля. Когнитивная функция совместной деятельности проявляется в более глубоком познании взаимодействующих людей (личностных свойств, индивидуальных различий, особенностей общения и отношений), овладении специфическими знаниями, умениями и навыками деятельности, усвоением закономерностей развития межличностного взаимодействия, и в конечном результате, совершенствованию системы отношений к себе и другим людям.

Система отношений занимает центральное место в системе межличностного взаимодействия, и представляют собой на модели центральный круг. На наш взгляд, отношение – это эмоционально окрашенная мысль об объекте (предмете, явлении, личности), на который она направлена. Совокупность всех таких мыслей-переживаний и образуют систему отношений - внутреннее (психическое) состояние личности.

Отношения складываются, формируются и развиваются в межличностном общении и совместной деятельности и, конечно, проявляются в общении и деятельности. Система отношений также образуют три слоя (страты): внешняя – это система отношений личности ко всем явлениям окружающего мира. К этому уровню относятся производственные, правовые, экономические, религиозные, политические и другие отношения, все отношения личности к природным и общественным явлениям.

Второй слой (страта) на модели отражает межличностные отношения. В первую очередь это различные личные и деловые отношения между людьми. Межличностные отношения могут быть поверхностными, и строится на основе общих представлений о человеке, сформированных в межличностном общении на эмоциональном уровне (симпатии - антипатии), и их назвали личными. Межличностные отношения, опосредованные совместной деятельностью и сформированные на рациональном уровне с учетом объективных показателей развития личности или показателей производительности человека в деятельности, в психологии называют деловыми. При этом А.В. Петровский считал, что деловые отношения являются определяющими в системе межличностных отношений. Я.Л. Коломинский, напротив, считает, что личные отношения не следует противопоставлять деловым. Во-первых, между личными и деловыми отношениями граница чисто условная, а во-вторых, не исключаются случаи в реальном взаимодействии, когда личные отношения определяют деловые.

Центральным в системе отношений является – это отношение личности к самой себе, основанная на представлениях личности о самой себе («Я – образ»). В «Я – образе», как во всей системе отношений можно выделить три функции: аффективную, поведенческую и когнитивную.

Определение отмеченных функций общения, совместной деятельности и отношений позволяет характеризовать межличностное взаимодействие как целостное социально-психологическое явление.

На наш взгляд, аффективная функция в большей мере направлена на совершенствование самого процесса общения; поведенческая функция обеспечивает связь общения с другим компонентом взаимодействия - совместной деятельностью и направлена в основном на её развитие; когнитивная функция обеспечивает взаимосвязь между всеми компонентами и образует, развивает и формирует межличностные и другие отношения - центральный компонент межличностного взаимодействия.

Все компоненты межличностного взаимодействия: общение, совместная деятельность и отношения самостоятельны и внутренне взаимосвязаны. Межличностное взаимодействие, т.е его компоненты образно представляет личность с трех позиций: "что она говорит", "что она делает" и "что она думает". Отмеченные компоненты находятся в структурно-функциональной иерархии. Межличностное общение удовлетворяет потребности человека в эмпатии и в других необходимых для него чувствах и эмоциях, в субъективной информативности, обеспечивает совместную деятельность, формирует и развивает межличностные отношения. Совместная деятельность предоставляет дополнительные возможности человеку для общения и совместных действий, направленных на совершенствование отношений.

В деятельностном подходе, традиционно считается центральным образованием в межличностном взаимодействии деятельность, а отношения и общение являются вторичным. Человек оценивается с позиций деятеля, насколько он эффективно действует, каких результатов в деятельности достигает. Характеристики межличностного общения и отношений оцениваются только с позиций, насколько они способствуют успешности в деятельности. На наш взгляд, такой подход не способствует в глубинном плане эффективности деятельности, так он не учитывает психологической сущности человека.

С нашей позиции самым важным и определяющим во взаимодействии являются отношения, внутренний мир человека, его личностное развитие, ради чего и существует общение и совместная деятельность. В свою очередь сложившиеся межличностные отношения определяют уровень межличностного общения и совместной деятельности. Успешность деятельности личности определяется уровнем развития личности, уровнем развития его общения и отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: