Планируемые результаты освоения учебного предмета
Работа по учебно-методическому комплексу примерной программы основного общего образования, авторской программы по информатике и ИКТ для 5-7 классов под редакцией Л.Л. Босовой с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования призвана обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных и коммуникативных результатов.
Ожидается, что учащиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении информатики и ИКТ:
№ п/п | Разделы учебного предмета | Требования к результатам освоения программы | Научится | Получит возможность научиться |
Раздел 1. Информация и информационные процессы | Личностные | самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;планировать пути достижения целей;устанавливать целевые приоритеты;уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольноговнимания;адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; | самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;основам саморегуляции эмоциональных состояний;прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. | |
Метапредметные | ||||
- познавательные УУД | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. | на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; -использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Выпускник основной школы получит возможность научиться: критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации | ||
- регулятивные УУД | Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | |||
- коммуникативные УУД | Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | |||
- формирование ИКТ компетентности | Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации. | |||
- основы учебно-исследовательской и проектной деятельности | Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма. | |||
Предметные | Понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационныепроцессы»; приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;приводить примеры древних и современных информационных носителей; классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды; определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию. | Формировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; сформировать представление о способах кодирования информации; преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений; научиться решать задачи на нахождение количества информации. | ||
2. | Раздел 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией. | Личностные | Саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; критически мыслит, умеет распознавать логически некорректные высказывания, отличает гипотезу от факта. | |
Метапредметные | ||||
- познавательные УУД | Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;обозначать символом и знаком предмет и/или явление; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов. | |||
- регулятивные УУД | Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; | |||
- коммуникативные УУД | Формировать и развивать культуру письма; совершенствовать культуру речи;обогащать словарный запас. | |||
- формирование ИКТ компетентности | Выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами; соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы с различными экранами. | |||
- основы учебно-исследовательской и проектной деятельности | Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма. | |||
Предметные | Определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции; различать программное и аппаратное обеспечение компьютера; запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу; создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы; работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна); вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши. | Научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки; сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилахорганизации индивидуальногоинформационного пространства; расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий. | ||
3. | Раздел №3 Обработка графической информации | Личностные | Саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;формированию нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | |
Метапредметные | ||||
- познавательные УУД | Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации. | |||
- регулятивные УУД | Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели. | |||
- коммуникативные УУД | Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | |||
- формирование ИКТ компетентности | Создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств. | |||
- основы учебно-исследовательской и проектной деятельности | Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма. | |||
Предметные | Применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков; создавать графические изображения; работать с фрагментами изображения; выполнять художественную обработку изображений; соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ. | Расширить знания о назначении и функциях графического редактора; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий; видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора; научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами. | ||
4. | Раздел №4 Обработка текстовой информации. | Личностные | Осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению. | |
Метапредметные | ||||
- познавательные УУД | Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм. | |||
- регулятивные УУД | Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | |||
- коммуникативные УУД | Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей. | |||
- формирование ИКТ компетентности | Создавать текст на русском языке с использованием десятипальцевого клавиатурного письма; сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста; осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора; создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения; использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке. | |||
- основы учебно-исследовательской и проектной деятельности | Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма. | |||
Предметные | Применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках; выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами; использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;создавать и форматировать списки;создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;визуализировать информацию в текстовых документах;оценивать количественные параметры текстовых документов. | Овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий; создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки; осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста. | ||
5. | Раздел №5 Мультимедиа. | Личностные | Саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | |
Метапредметные | ||||
- познавательные УУД | Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления. | |||
- регулятивные УУД | Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса. | |||
- коммуникативные УУД | Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации. | |||
- формирование ИКТ компетентности | Проводить обработку информации с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе данной информации. | |||
- основы учебно-исследовательской и проектной деятельности | Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма. | |||
Предметные | Использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций. | Научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента должны быть сформированы:
• историко-географический образ России, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник основной школы получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и «Я»-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.