Назначение финансового контроля заключается в содействии реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективности использования бюджетных финансовых средств во сферах и звеньях народного хозяйства.
Он заключается в проверке деятельности участников бюджетного процесса, органов управления и хозяйствующих субъектов с точки зрения соблюдения законности.
Основные задачи финансового контроля:
- Контроль за соблюдением действующего законодательства и нормативных актов.
- Обеспечения своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
- Выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе резервов снижения затрат в сфере производства и услуг, снижения себестоимости и повышения рентабельности.
- обеспечение сохранности государственной собственности.
Объектом финансового контроля являются денежные отношения, распределение и перераспределение национального дохода.
По объектам контроля финансовый контроль включает следующие разновидности контроля:
|
|
Бюджетно-финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов по составлению и исполнению бюджета.
Налоговый контроль часть финансового контроля. Его цель мобилизация налоговых доходов бюджетов всех уровней путем обеспечения полной собираемости налогов установленных законодательством Р.Ф.
Таможенный контроль его цель обеспечение своевременности и полноты уплаты таможенных сборов и пошлин в бюджет в соответствии с законодательством.
Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля.
Основные задачи Счетной палаты:
- Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам структуре и целевому назначению.
- Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
- Оценка обоснованности доходных и расходных статей пректов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- Контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов В Центральном банке Р.Ф., уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях.
Счетная палата состоит из председателя, заместителя председателя, аудиторов, и аппарата Счетной палаты.
Аудиторами счетной палаты являются должностные лица возглавляющие основные направления контрольной деятельности Счетной палаты.
|
|
Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет.
Аудиторы назначаются сроком на шесть лет и утверждаются палатой Федерального Собрания. Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и иных штатных сотрудников, в служебные обязанности которых входят организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения Р.Ф. на федеральные внебюджетные фонды. Счетной палате также подконтрольны органы местного самоуправления, организации, банки и иные финансово-кредитные учреждения.
Министерство финансов Р.Ф. организует финансовый контроль и проверки оганизаций получателей бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций.
Осуществляя государственный контроль Министерство финансов имеет право:
- Запрашивать у федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Р.Ф. необходимые материалы;
- Ограничивать, приостанавливать в соответствии с законодательством финнасирование их федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании полученных средств.
- Взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению.
Основные задачи органов Федерального казначейства:
- Организация и контроль за исполнением бюджета
- Управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства; сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление вышестоящим органам отчетности о финансовых операциях.