double arrow

Опасность пожара и распространение огня

Огонь может распространяться путем: теплопроводности, излучением, конвекцией.

Выделение тепла при пожаре зависит от площади и скорости горения. Средняя линейная скорость горения составляет в МКО 8-10 м/мин, в жилых и слу­жебных помещениях 0,5-1,2 м/мин.

Быстрое распространение огня по судну вызвано большой насыщенностью су­довых помещений горючими веществами, интенсивным нагревом изоляции и отделоч­ных материалов, закрепленных по металлическим конструкциям. На ускорение развития судовых пожаров значительное влияние оказывают наличие естественной и принудительной вентиляции, короткие замыкания кабельных трасс, взрывы баллонов со сжатыми газами и паров топлива, способствуя возникновению новых очагов горения. При открытии дверей, люков, горловин, ил­люминаторов возникают потоки горячих газов, поступает воздух, что интенсифицирует процесс горения. Внутри го­рящего помещения температура неодинакова. Ее наибольшее значение наблюдается в зоне горения, достигая в помещениях 800-900°С, а в топливных цистернах - 1100-1300°С. Дым заполняет не только аварийное помещение, но и смежные. Это затрудняет поиск зоны пожара и действия по борьбе с ним. Поэтому судовые пожары характеризуются следующими особенностями:

- быстрым распространением огня по судну, угрозой взрывов;

- заполнением аварийных и смежных помещений дымом и токсичными газами;

- ограниченным подходом к очагу пожара;

- снижение остойчивости при тушении пожара водой;

- при тушении экипажу рассчитывать только на свои силы и средства, которые ограничены.

Все это требует, при борьбе с судовыми пожарами высокой организации, грамотных и решительных действий, выдержки, самообладания, мужества.

Основные причины пожаров и взрывов на судах: нарушение правил пожаробезопасности, эксплуатационные повреждения. Наиболее опасными являются следующие нарушения правил со стороны членов экипажей судов:

- нарушение организации и проведения сварочных работ (до 30%);

- курение и другое небрежное отношение с открытым огнем (до 20%);

- небрежность в использовании электронагревательных приборов (до 10%);

- нарушение правил эксплуатации электрооборудования;

- протечки топлив, масел, применение бензина и других ЛВЖ;

- взрывы паров топлива.

Источниками воспламенения (зажигания) горючих материалов на судне могут быть:

- открытый огонь (курение, паяльная лампа, факел в котле, газо- и электросварка). Температура (тление сигареты - 500°С, спички - 750-800°С, бензозажигалка - 1200-1300°С, сварка - 1500-3000°С);

- раскаленные продукты горения, при работе котлов, дизелей, газовых турбин (температура выходящих газов составляет 600-1100°С);

- искры при неполном сгорании в котлах и дизелях (их температура 600-900°С);

- короткие замыкания, перегрузка кабелей и аппаратов, электрические искры;

- статистическое электричество;

- искры от ударов твердых тел;

- разогрев тел от трения (подшипники валов турбин, агрегатов и др.).

Пожары в энергетических отсеках, происходят при нарушении ПТЭ, а также пожары электрооборудования являются следствием нарушения изоляции, перегрузки сети, механических повреждений и воздействия морской воды при авариях установок и обслуживающих их систем. Взрывы и загорания происходят в МКО при утечке топлива и ма­сел. При воспламенении паров ГСМ пожар носит объемный и быстротечный характер. Небольшую опасность представляют легкие виды топлив. Наиболее высокой испаряемостью обладает бензин. Например, из канистры вместимостью 10 л. за сутки через открытую пробку испаряется 1,5 кг бензина, а из бочки емкостью 200л - 6 кг. Взрывоопасная смесь в этой бочке возникает уже при испарении первых 10-15 г бензина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: