Огонь может распространяться путем: теплопроводности, излучением, конвекцией.
Выделение тепла при пожаре зависит от площади и скорости горения. Средняя линейная скорость горения составляет в МКО 8-10 м/мин, в жилых и служебных помещениях 0,5-1,2 м/мин.
Быстрое распространение огня по судну вызвано большой насыщенностью судовых помещений горючими веществами, интенсивным нагревом изоляции и отделочных материалов, закрепленных по металлическим конструкциям. На ускорение развития судовых пожаров значительное влияние оказывают наличие естественной и принудительной вентиляции, короткие замыкания кабельных трасс, взрывы баллонов со сжатыми газами и паров топлива, способствуя возникновению новых очагов горения. При открытии дверей, люков, горловин, иллюминаторов возникают потоки горячих газов, поступает воздух, что интенсифицирует процесс горения. Внутри горящего помещения температура неодинакова. Ее наибольшее значение наблюдается в зоне горения, достигая в помещениях 800-900°С, а в топливных цистернах - 1100-1300°С. Дым заполняет не только аварийное помещение, но и смежные. Это затрудняет поиск зоны пожара и действия по борьбе с ним. Поэтому судовые пожары характеризуются следующими особенностями:
|
|
- быстрым распространением огня по судну, угрозой взрывов;
- заполнением аварийных и смежных помещений дымом и токсичными газами;
- ограниченным подходом к очагу пожара;
- снижение остойчивости при тушении пожара водой;
- при тушении экипажу рассчитывать только на свои силы и средства, которые ограничены.
Все это требует, при борьбе с судовыми пожарами высокой организации, грамотных и решительных действий, выдержки, самообладания, мужества.
Основные причины пожаров и взрывов на судах: нарушение правил пожаробезопасности, эксплуатационные повреждения. Наиболее опасными являются следующие нарушения правил со стороны членов экипажей судов:
- нарушение организации и проведения сварочных работ (до 30%);
- курение и другое небрежное отношение с открытым огнем (до 20%);
- небрежность в использовании электронагревательных приборов (до 10%);
- нарушение правил эксплуатации электрооборудования;
- протечки топлив, масел, применение бензина и других ЛВЖ;
- взрывы паров топлива.
Источниками воспламенения (зажигания) горючих материалов на судне могут быть:
- открытый огонь (курение, паяльная лампа, факел в котле, газо- и электросварка). Температура (тление сигареты - 500°С, спички - 750-800°С, бензозажигалка - 1200-1300°С, сварка - 1500-3000°С);
- раскаленные продукты горения, при работе котлов, дизелей, газовых турбин (температура выходящих газов составляет 600-1100°С);
|
|
- искры при неполном сгорании в котлах и дизелях (их температура 600-900°С);
- короткие замыкания, перегрузка кабелей и аппаратов, электрические искры;
- статистическое электричество;
- искры от ударов твердых тел;
- разогрев тел от трения (подшипники валов турбин, агрегатов и др.).
Пожары в энергетических отсеках, происходят при нарушении ПТЭ, а также пожары электрооборудования являются следствием нарушения изоляции, перегрузки сети, механических повреждений и воздействия морской воды при авариях установок и обслуживающих их систем. Взрывы и загорания происходят в МКО при утечке топлива и масел. При воспламенении паров ГСМ пожар носит объемный и быстротечный характер. Небольшую опасность представляют легкие виды топлив. Наиболее высокой испаряемостью обладает бензин. Например, из канистры вместимостью 10 л. за сутки через открытую пробку испаряется 1,5 кг бензина, а из бочки емкостью 200л - 6 кг. Взрывоопасная смесь в этой бочке возникает уже при испарении первых 10-15 г бензина.