Этапы трансформации номенклатуры

Приход к власти М. Горбачева ознаменовал начало перестройки не только страны, но и номенклатурной системы. Горбачев уже в первые годы своего правления нарушил доселе незыблемые законы функционирования советской элиты. Он устроил «кадровую мясорубку». И прежние генсеки, приходя к власти, начинали с кадровых перестановок, дабы сколотить вокруг себя команду преданных людей. У Н. Хрущева и Л. Брежнева на это ушло около трех лет. После такой чистки заметных кадровых перестановок уже не делалось, и созданная команда работала почти в неизменном составе в течение последующих лет.

При Горбачеве это правило было нарушено. Ни через три, ни через пять лет он не прекратил поиски нужных людей. Замены на самом верху происходили перманентно. Из-за этого Горбачев в кругах высшей номенклатуры получил репутацию «предателя». Этими кадровыми маневрами были ослаблены позиции подавляющего большинства могущественных ранее руководителей. Беспрецедентным в отношении «чистки» элиты стал 1989 год, когда на апрельском Пленуме ЦК КПСС 74 члена и 24 кандидата в члены ЦК были отправлены в отставку. Апофеозом «предательства» можно считать выборы народных депутатов СССР, в результате многие влиятельные руководители не были включены в состав «партийной сотки» и вынуждены были баллотироваться от территориальных округов. Самым большим скандалом 1989 года был провал на выборах первого секретаря Ленинградского обкома КПСС, члена Политбюро ЦК КПСС Ю. Соловьева.

Цель этой деятельности – расшатывание основ старой партийной элиты, нарушение внутренних связей, разрушение «обойм» (или группировок). Все это породило чувство неуверенности в завтрашнем дне у высшей номенклатуры.

О подтачивании номенклатурной системы свидетельствовало и снижение активности Политбюро ЦК КПСС и Секретариата. Начиная с 1988 года заседания Политбюро проводились все реже. Так, в 1985 году было проведено 38 заседаний; в 1986 году – 40; в 1987 году – 38; в 1988 году – 33; в 1989 году – 22; в 1990 году – 9. Секретариат практически перестал работать как коллективный орган. На фоне постоянного обновления кадрового состава уменьшение активности КПСС привело к тому, что престиж высшего партийного руководства заметно упал. В 1987 году Горбачев ликвидировал экономические и промышленные отделы в партийных комитетах. Это означало резкое ослабление позиций КПСС в контроле над экономикой, но иного механизма управления не было предложено.

В 1986–1988 годах кадровые изменения в партийном руководстве проходили на фоне передачи партией ряда властных полномочий Советам. В 1986 году ЦК КПСС принял ряд постановлений о мерах по повышению роли Советов народных депутатов, а на январском (1987) Пленуме ЦК впервые было выдвинуто предложение изменить избирательную систему, увеличив число кандидатур на одно депутатское место. В полный голос предложения по политической реформе прозвучали на XIX партконференции (1988), где были приняты решения о разграничении функций партии и государства; об изменении структуры и состава партийного аппарата; об отказе от номенклатурного принципа подбора кадров и замене его альтернативными выборами; об ограничении срока полномочий руководителей партийных комитетов и народных депутатов двумя сроками избрания; о запрете руководителям исполнительных органов баллотироваться в Советы; о многомандатных выборах. Предлагалось кардинально изменить систему государственных органов.

На XIX партийной конференции был сделан вывод о том, что процессы демократизации в Центре и на местах развиваются медленно и что если не осуществить глубокую реформу политической системы, задачи перестройки останутся невыполненными. К числу основных элементов такой реформы были отнесены: изменения избирательной системы; реорганизация структуры власти и управления; обновление законодательства. В резолюции конференции указывалось на необходимость четкого разграничения функций партийных и государственных органов и отмечалось, что решающее направление политической реформы – обеспечение полновластия Советов народных депутатов как основы социалистической государственности.

Июльский (1988) Пленум ЦК КПСС принял решение о перестройке партийного аппарата: упразднялось большинство хозяйственных и отраслевых отделов, сокращалась численность ответственных работников. В ноябре того же года в ЦК КПСС были созданы постоянные комиссии, возглавляемые секретарями ЦК. Эта мера фактически привела к упразднению Секретариата, который хотя и существовал формально, но больше не собирался на свои заседания.

Вскоре были приняты новые избирательные законы и началась подготовка к выборам народных депутатов СССР. В обществе впервые за многие десятилетия началась открытая политическая борьба.

Главным итогом 1989–1990 годов стал переход центра власти от ЦК КПСС к Съезду народных депутатов и Верховному Совету СССР, отмена законодательного закрепления руководящей роли КПСС, введение института президентства, выборы в республиканские и местные Советы. Стремительная политизация общества привела к зарождению новых политических партий, ставящих одной из главных своих целей отстранение КПСС от реальной политической власти.

После открытия первого Съезда народных депутатов СССР стало ясно, что теперь Советы уже нельзя назвать марионеточным органом, во всем послушным воле партии. С началом функционирования новой государственной структуры Политбюро ЦК КПСС перестает быть средоточием власти в стране. Появляется новая элита, пока еще во многом совпадающая с партийной, выросшая из ее недр, но уже не тождественная ей. Политическая реформа, осуществленная Горбачевым и его сторонниками, не только привела к значительному уменьшению объема власти КПСС, но означала, по сути дела, крах номенклатуры. Выборы, ставшие альтернативой номенклатурного назначения, вывели на политическую арену новых лидеров не по отлаженным карьерным лабиринтам, а благодаря их личным качествам.

Но постепенное повышение роли Верховного Совета СССР и снижение роли партии не было пущено на самотек. Важнейшие посты в Верховном Совете получили представители КПСС: заместителем, а потом Председателем Верховного Совета СССР стал А. Лукьянов, кандидат в члены Политбюро; председателями палат Верховного Совета – Р. Нишанов (до этого первый секретарь ЦК КП Узбекистана) и Е. Примаков, кандидат в члены Политбюро, а после его перехода на другую работу – И. Лаптев, вошедший в депутатский корпус в составе «партийной сотки». Председателем Совета Министров СССР был избран Н. Рыжков, член Политбюро.

В этот же период Горбачев делает первые попытки вернуть утраченный ЦК КПСС контроль над экономикой. Начинает создаваться «альтернативная» (или, как называл ее Б. Лигачев, «комсомольская») экономика. В 1987 году при ЦК ВЛКСМ под руководством КПСС организуется Координационный Совет Центров научно-технического творчества молодежи (ЦНТТМ) и сеть ЦНТТМ при каждом райкоме КПСС в Москве. Это были первые коммерческие структуры в стране. Их функция сводилась к превращению безналичных «деревянных» денег в наличные. Ни одно государственное предприятие не имело права производить эту нехитрую операцию. Получив такую привилегию, ЦНТТМ извлекали за посредничество между организацией и частными лицами от 18 до 30% прибыли, из которых 5% перечисляли в ЦК КПСС. Все сотрудники ЦНТТМ были комсомольскими функционерами. Курировал развитие «комсомольской экономики» Лигачев.

Эти структуры в своем большинстве стали зародышами ныне крупнейших коммерческих структур. Опыт скромных ЦНТТМ был положен в дальнейшем в основу всей экономической реформы, которая начиналась по принципу «коммунизм – для народа, капитализм – для номенклатуры» (хотя вскоре это утверждение изменится на прямо противоположное, так как новая элита, стремясь удержать достигнутый уровень, будет проповедовать общественный строй типа «коммунизм – для элиты, капитализм – для народа»).

В этот период создается новая система привилегий. Если раньше привилегии номенклатуры носили «вещный» характер и выражались в предоставлении части государственного имущества в личное пользование, в денежных выплатах, в особой сфере услуг, то теперь привилегии приобретают все больше «деятельностный» характер. Номенклатуре разрешается делать то, что другим запрещается, и извлекать из этого прибыль. Главной привилегией становится вообще разрешение на прибыль.

Перечислю некоторые привилегии в экономике перестроечного периода.

Создание совместных предприятий. С первых же шагов рыночных реформ в СССР сфера международных экономических отношений находилась под пристальным вниманием верхов. Для управления этим направлением была создана Ассоциация совместных предприятий, которую возглавил Л. Вайнберг, член Консультационного совета при Горбачеве. Первые совместные предприятия, зарегистрированные Министерством юстиции СССР, имели непосредственную связь с КПСС. Первое советско-американское предприятие «Диалог» создавалось при непосредственном патронаже партии. Через свои «уполномоченные организации» – Главный вычислительный центр ВДНХ СССР, ВО «Внештехника» при ГКНТ СССР, ПО «КАМАЗ» -- партия вносит в уставной капитал 12 млн рублей. Через 6 месяцев СП «Диалог» становится учредителем другого СП – «Перестройка», президент которого А. Строев – родственник Е. Строева, тогдашнего секретаря ЦК КПСС.

Одно из первых СП «Внешконсульт» (1988 год) создавалось при участии все тех же «уполномоченных организаций» КПСС – Всесоюзного объединения «Внештехника» при ГКНТ СССР и Главного вычислительного центра ВДНХ СССР. Зарубежным партнером при учреждении этого СП была финская фирма «Макра-Сов Консалтинг ЛТД» (по сути дела, советская фирма за рубежом). Вскоре СП «Внешконсульт» становится партнером одной из самых крупных консалтинговых фирм мира «Эрнст энд Янг»: совместно они образуют СП «Эрнст энд Янг Внешконсульт».

«Уполномоченными организациями» при создании совместных коммерческих предприятий с участием денег КПСС были: в сфере сельского хозяйства – Госагропром РСФСР и его филиалы; в сфере культуры – Большой театр, Кремлевский дворец съездов; в сфере компьютерной техники – ГВЦ ВДНХ СССР, ВО «Внештехника»; в разных сферах бизнеса – Всесоюзное общество «Знание», Управление делами ВЦСПС, ВДНХ СССР, Московское и областное отделения Жилсоцбанка, ЦК ВЛКСМ и др.

Существовали и другие никому не известные организации, которые являлись «уполномоченными» партии в создании рыночной экономики. Скажем, таинственный кооператив комплексной специализированной медицины (г. Донецк) в течение одного дня 11 января 1989 года стал учредителем трех СП, общий уставной капитал которых равнялся 50 млн долл. США. Это СП «Рида» (с Бразильской фирмой «Бритал»), СП «Кояна» (с той же Бразильской фирмой) и СП «Валео» (совместно с итальянской фирмой «Имар срл»). Вклад зарубежных партнеров донецкого кооператива не превышал 25%[1].

Свободное обналичивание денег. Этой привилегии в годы перестройки были удостоены лишь ЦНТТМ. Создание ЦНТТМ как организаций, превращающих «безнал» в «нал», было началом не только рыночной экономики в СССР, но и инфляционного процесса. В комсомольских кругах ЦНТТМ шутливо называли «локомотивами инфляции». Сам процесс высвобождения денег был прибыльным и привилегированным занятием.

Льготные кредиты. Для того чтобы получить кредиты по невысоким процентным ставкам (а иногда и беспроцентным), необходимо было принадлежать к номенклатуре или иметь хорошие связи с высокопоставленными чиновниками. В перестроечный период становления рынка особо прибыльным было получение валютного кредита. Рублевые кредиты не были так фантастически выгодны. Но все же получение кредита под 8% годовых (в то время как повсеместная ставка для 1990 года была 100-200%) считалось тоже неплохой коммерческой операцией. Такой кредит получила Ассоциация агропромышленников через свои уполномоченные банки «Гермес-Центр» и «Россельхозбанк».

Операции с недвижимостью. В первые годы экономической реформы операции с недвижимостью могли проводить только фирмы, связанные с номенклатурой. В период становления первых коммерческих структур лучшая государственная собственность продавалась по льготным ценам тем фирмам, которые были созданы при участии номенклатуры. Иначе говоря, номенклатура сама себе продавала недвижимость. И, конечно, по символическим ценам. Например, «Группа Мост» (ныне – одна из крупнейших финансово-промышленных групп) купила несколько зданий в центре Москвы за несколько десятков тыс. руб., что было ниже рыночной цены на два порядка.

В советский период КПСС являлась собственником множества зданий, где располагались партийные комитеты, партийные издания, Дома политического просвещения, пансионаты, дома отдыха, коммунальные службы, жилые помещения, гостиницы и пр. Именно эти находящиеся на балансе партии сооружения были «золотым фондом» страны – лучшие здания, расположенные в самых удобных и престижных местах. В таких зданиях поддерживался порядок, своевременно производился ремонт. В период перестройки номенклатура стала получать прибыль от аренды этих помещений. Лучшие пансионаты, поликлиники, дома отдыха, гостиницы сдаются иностранным фирмам. Активно создаются совместные предприятия. Например, за обладание гостиницей ЦК КПСС «Октябрьская-1» развернулась целая война в номенклатурных кругах. В конце концов, победила сторона, представленная хозяйственным управлением администрации Президента.

Офисы в лучших зданиях центра Москвы арендуют по очень низким ценам фирмы, имеющие номенклатурные истоки. До сих пор по месторасположению фирмы можно судить о ее близости к партийной элите прошлого. Так, в комплексе зданий на Старой площади располагаются офисы нескольких фирм, руководимых К. Затулиным (ныне известный предприниматель и политик, а раньше помощник первого секретаря ЦК ВЛКСМ).

Привилегии в экспортно-импортных операциях. Так же, как и в других сферах, о которых уже говорилось, в годы перестройки не каждому разрешалось вести коммерческие операции на внешнеэкономическом рынке. Номенклатура создавала специальные фирмы, призванные быть посредниками между отечественными производителями и западными покупателями. Другим фирмам выход на международный рынок был закрыт. Прибыли от экспорта сырья и других конкурентоспособных товаров шли в карман номенклатурных компаний.

Приватизация государством государства. Под термином «приватизация государством государства» я понимаю процесс, когда государственные чиновники, пользуясь своей властью, приватизировали те государственные структуры, которыми они распоряжались. Этот процесс начался в 1987 году и в основном закончился к началу официальной приватизации «для народа».

Важнейшими направлениями этой номенклатурной приватизации были: трансформация системы управления экономикой; трансформация банковской системы; трансформация распределительной системы; приватизация наиболее рентабельных предприятий.

Превращение министерств в концерны. В результате этой метаморфозы, как правило, происходило следующее: министр отправлялся в отставку или обретал статус консультанта концерна. Президентом концерна становился один из заместителей министра. Концерн приобретал юридический статус акционерного общества. Держателями акций наряду с государственными предприятиями, находившимися в ведении бывшего министерства, становились некие физические лица – руководство концерна-министерства. То есть собственность, находящаяся в распоряжении руководства министерства, становилась частной собственностью. Таким образом, государственный чиновник не просто приватизировал, а «для-себя-приватизировал» вверенную ему организацию.

Приватизация банковской системы. Шаги, предпринятые Горбачевым в 1988-1989 годах, привели к распаду некогда единой и очень жесткой банковской системы, которая не соответствовала новым потребностям. Упраздняется система промстройбанков и жилсоцбанков с их филиалами по всей стране. Каждая часть этой системы теперь преобразуется в коммерческий банк. Здания, персонал, оборудование, а часто и руководитель банка остаются прежними. Меняются название, и механизм распределения прибыли. Так, бывший московский Жилсоцбанк теперь называется Мосбизнесбанком, и его президентом остается В. Букато. Промстройбанк даже не изменил своего названия, а лишь получил приставку «коммерческий». Руководит банком по-прежнему Я. Дубинецкий.

Ряд новых коммерческих банков образуется при непосредственном участии чиновников Министерства финансов. Например, один из крупнейших банков страны – «Империал» – создан под эгидой Управления по работе с коммерческими банками Министерства финансов, которое возглавлял в то время С. Родионов. Он и становится во главе нового банка «Империал».

Приватизация распределительной системы. Советская система распределения имела два основных института: Госснаб как институт распределения «средств производства» и различные «Торги», контролирующие торговлю товарами народного потребления. Особое место в этой системе занимали Министерство внешней торговли СССР и его главки («Экспортхлеб», «Экспортлес» и т. п.).

На базе различных структур Госснаба начинается создание первых биржевых структур. Такие крупнейшие в стране биржи, как РТСБ, МТВ, МФБ и др., возглавляются бывшими комсомольскими активистами, а к непосредственному руководству бирж привлекаются специалисты Госснаба.

Руководство министерств торговли и внешней торговли спешит создать коммерческие структуры, монополизирующие наиболее рентабельные сферы бизнеса.

Приватизация рентабельных производств. Еще задолго до начала официальной приватизации ряд крупных промышленных предприятий становятся акционерными обществами. Одними из первых на коммерческие рельсы переходят концерн БУТЭК, МНТК «Микрохирургия глаза», автомобильные заводы КАМАЗ и ВАЗ. Эти предприятия приобретают статус акционерных обществ неизвестно на каких условиях, так как в стране в то время еще не было принято соответствующее законодательство. Это была «льготная приватизация». Другой формой «приватизации до приватизации» было создание коммерческих структур при заводах.

Итак, те реформы, которые происходили в период перестройки, привели к следующим изменениям в политической и экономической системах общества.

В политической сфере: центр власти постепенно сдвигается от КПСС к Советам народных депутатов, а затем к исполнительным органам в лице администрации Президента и региональных администраций; появились новые каналы рекрутации в элиту – демократические выборы на многомандатной основе.

В экономической сфере: ослабление контроля над экономикой со стороны ЦК КПСС сопровождалось достаточно планомерным созданием структур альтернативной экономики (первым шагом в этом направлении была организация системы ЦНТТМ – «комсомольской экономики»); в годы перестройки происходила реформа экономической и финансовой инфраструктур; ослабление роли, а затем и ликвидация Госснаба СССР сопровождались бурным развитием биржевых структур, бравших на себя функции распределения и обмена товаров на рыночных основах; была осуществлена банковская реформа, что привело к ее децентрализации и возникновению множества независимых коммерческих банков; была изменена система управления промышленностью, и на месте ряда министерств возникли концерны; были приватизированы в «экспериментальном» порядке многие наиболее рентабельные заводы (КАМАЗ, ВАЗ, БУТЭК и др.).

Суть всех этих изменений в том, что власть партийно-государственной номенклатуры в экономике обменивалась на собственность. Государство приватизировало само себя. Если раньше собственность находилась в распоряжении, но не во владении номенклатуры, теперь она перешла в юридически оформленную собственность. Министр стал держателем контрольного пакета акций в концерне, начальник управления Министерства финансов – президентом коммерческого банка, руководящий работник Госснаба – главным управляющим биржи. Конечно, в процесс приватизации (я имею в виду приватизацию до ее официального объявления – «номенклатурную приватизацию») втягивались и независимые, случайные персонажи, многие из них добивались успеха на новом поприще. Но главный вывод состоит в том, что процесс реформирования экономики шел под прямым контролем номенклатуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: