С.Н.Шаховская (1998) выделила некоторые диагностические показатели для разграничения ребенка с сенсорной алалией (трудности понимания обращенной речи) и ребенка с нарушением слуха (трудности различения обращенной речи).
Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения Как говорилось выше, у детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развернутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, Многократная смена настроения и др. Психокоррекционная работа с такими детьми должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия указанных выше социальных факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка, на формирование |
В их числе следующие:
|
|
• слабослышащий имеет постоянный порог восприятия (в раз
ное время суток в различных условиях он слышит одинаково),
а у ребенка с сенсорной алалией отмечается мерцающее непо
стоянство слуховой функции: то он слышит и понимает более
тихое звучание, то не воспринимает более громкого звучания.
Непостоянство показателей аудиометрического исследования
ребенка с алалией свидетельствует о нарушенной работоспо
собности, повышенной утомляемости, дисгармоничности про
цессов возбуждения и торможения, что отрицательно сказыва
ется на возможностях высшего акустического анализа и синтеза.
Усиление громкости звучания улучшает восприятие слабослы
шащего ребенка. Ребенок же с сенсорной алалией на громкие, а
тем более на сверхгромкие звуки не реагирует; более тихое, спокой
ное звучание ребенок воспринимает лучше, чем звуки повышен
ной громкости, которые могут вызвать запредельное охранитель
ное торможение, мозг как бы сам щадит себя, выключаясь из
работы;
• слабослышащий лучше слышит при пользовании слуховым
аппаратом, а ребенок с сенсорной алалией пользоваться слухо
вым аппаратом не может: жалуется на боль в ушах, в голове; уси
ление звуков становится для него неприятным раздражителем. При
сенсорной алалии в ряде случаев наблюдается повышенная чув
ствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих (ше
лест перелистываемых страниц, капающая из крана вода и др.),
что подчеркивает сохранность у них слуха;
• голос слабослышащего ребенка лишен звучности, «полётно
сти», он тих, глуховат, а при сенсорной алалии голос сохраняет
нормальную громкость и звонкость;
• со слабослышащим ребенком легче наладить контакт, чем с
ребенком, страдающим сенсорной алалией.
Сравнительные признаки раннего детского аутизма (РДА) и алалии представлены в таблице.
Таблица 3