Сенсорная алалия и нарушения слуха

С.Н.Шаховская (1998) выделила некоторые диагностические показатели для разграничения ребенка с сенсорной алалией (труд­ности понимания обращенной речи) и ребенка с нарушением слуха (трудности различения обращенной речи).


Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения Как говорилось выше, у детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познава­тельной деятельности и входящих в ее структуру процессов: мень­ший объем запоминания и воспроизведения материала, неустой­чивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психи­ческих процессов, снижение уровня обобщения и осмысления дей­ствительности; у них затруднена развернутая связная речь. Со сто­роны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд осо­бенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, Многократная смена настроения и др. Психокоррекционная работа с такими детьми должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагопри­ятного воздействия указанных выше социальных факторов, на улуч­шение общего психического состояния ребенка, на формирование

В их числе следующие:

• слабослышащий имеет постоянный порог восприятия (в раз­
ное время суток в различных условиях он слышит одинаково),
а у ребенка с сенсорной алалией отмечается мерцающее непо­
стоянство слуховой функции: то он слышит и понимает более
тихое звучание, то не воспринимает более громкого звучания.
Непостоянство показателей аудиометрического исследования
ребенка с алалией свидетельствует о нарушенной работоспо­
собности, повышенной утомляемости, дисгармоничности про­
цессов возбуждения и торможения, что отрицательно сказыва­
ется на возможностях высшего акустического анализа и синтеза.
Усиление громкости звучания улучшает восприятие слабослы­
шащего ребенка. Ребенок же с сенсорной алалией на громкие, а
тем более на сверхгромкие звуки не реагирует; более тихое, спокой­
ное звучание ребенок воспринимает лучше, чем звуки повышен­
ной громкости, которые могут вызвать запредельное охранитель­
ное торможение, мозг как бы сам щадит себя, выключаясь из
работы;

• слабослышащий лучше слышит при пользовании слуховым
аппаратом, а ребенок с сенсорной алалией пользоваться слухо­
вым аппаратом не может: жалуется на боль в ушах, в голове; уси­
ление звуков становится для него неприятным раздражителем. При
сенсорной алалии в ряде случаев наблюдается повышенная чув­
ствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих (ше­
лест перелистываемых страниц, капающая из крана вода и др.),
что подчеркивает сохранность у них слуха;

• голос слабослышащего ребенка лишен звучности, «полётно­
сти», он тих, глуховат, а при сенсорной алалии голос сохраняет
нормальную громкость и звонкость;

• со слабослышащим ребенком легче наладить контакт, чем с
ребенком, страдающим сенсорной алалией.

Сравнительные признаки раннего детского аутизма (РДА) и алалии представлены в таблице.

Таблица 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: