1. Опустить полоску универсальной индикаторной бумаги в растворы:
1) воды (H2O);
2) серной кислоты (H2SO4);
3) хлорида железа (III) (FeCl3)
4) гидроксида натрия (NaOH);
5) карбоната калия (K2CO3)
Отметить окраску УИБ. Почему меняется интенсивность окраски УИБ в различных растворах?
Опыт 2. Приготовить две пробирки. В пробирку № 1 поместить несколько кристаллов гидрокарбоната натрия (NaHCO3), прилить 1-2 мл воды и перемешать энергичными встряхиваниями; в пробирку № 2 прилить 1 мл раствора CuSO4. Опустить в каждую пробирку универсальную индикаторную бумагу. Сделать вывод о характере среды. Написать уравнения гидролиза солей (полное и сокращенное)
Опыт 3. Приготовить две пробирки. Поместить в первую пробирку 1 мл раствора NaOH, добавить 2 капли фенолфталеина. Во вторую пробирку поместить 1 мл НСl, добавить 2 капли метилового оранжевого. Отметить окраску растворов. Написать уравнения реакции диссоциации.
Опыт 4. В пробирки № 1 и № 2 прилить по 1-2 капли раствора фенолфталеина. Какую окраску приобретают растворы в каждой пробирке? Сделать вывод об окраске индикатора фенолфталеин в кислой и щелочной средах.
|
|
Опыт 5. В пробирки № 1 и № 2 прилить по 1-2 капли раствора индикатора метиловый оранжевый. Какую окраску приобретают растворы в каждой пробирке? Сделать вывод об окраске индикатора метиловый оранжевый в кислой и щелочной средах.
Опыт 6. В пробирки № 3 и № 4 добавить по 1-2 капли раствора:
a) фенолфталеина;
b) метилового оранжевого
Отметить окраску каждого индикатора в каждом случае. На основании опытов 3, 4 и 5 (окраска индикаторов в различных средах) определить кислотность растворов в пробирках № 3 и № 4. Выбрать из предложенного преподавателем перечня солей те, которые дают при гидролизе соответствующую среду. Указать № пробирки, в которой они находятся. Написать уравнения диссоциации и ионные уравнения гидролиза (полное и сокращенное) этих солей. Отметить (подчеркнуть) ионы, определяющие кислотность среды.
Контрольные вопросы:
1. Какой процесс называется гидролизом?
2. Что такое «слабый электролит»?
3. Перечислите известные Вам сильные электролиты основания и щелочи.
4. Могут ли соли быть слабыми электролитами? Почему?
5. Какие ионы определяют кислотность среды?
6. Почему соль, образованная катионом сильного основания и анионом сильной кислоты, не будет подвергаться гидролизу?
7. Что такое «индикатор»? Какие индикаторы вы знаете?
8. Какую окраску приобретает универсальная индикаторная бумага в кислой среде? Щелочной? Нейтральной?
9. Почему нельзя точно предсказать (если не использовать дополнительную справочную литературу), какую реакцию приобретет среда, если гидролизу подвергается соль, образованная катионом слабого основания и анионом слабой кислоты?
10. Перечислить известные Вам случаи гидролиза солей. Объяснить, как влияет состав соли на кислотность среды.