Государственное регулирование экономики

Под государственным регулированием экономики (ГРЭ) понимают комплекс мер, разрабатываемых и реализуемых государством для достижения поставленных целей. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспече­ние национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.

Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки обще­ственных и частных интересов. К конкретным целям относят:

· обеспечение прав и свобод граждан;

· охрана общественного правового порядка;

· обеспечение безопасности граждан и государства;

· стабильность цен и национальной валюты;

· достижение запланированных темпов экономического роста;

· обеспечение максимальной занятости;

· внешнеэкономическое равновесие.

Эти цели формируют экономическую политику государства. Экономическая политика государства — это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйствен­ных субъектов посредством экономического инструментария. Экономическая политика включает следующие элементы:

1. Кредитная политика: нормирование банковских резервов; варьирование учетной ставки банковского процента; проведение операций на валютном рынке.

2. Бюджетная политика: регулирование государственных расходов; осуществление государственных закупок; выпуск государственных внутренних хозяйств; поддержку и регламентирование государственного предприни­мательства.

3. Фискальная политика: регулирование налогообложения граждан и предприятий; осуществление госрасходов.

4. Социальная политика: регулирование минимальных ставок оплаты труда; установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.

5. Внешнеэкономическая политика: законодательное установление ставок таможенных пошлин, об­менных курсов валют; использование иностранных займов, инвестиций и валютных ог­раничений.

Субъектами ГРЭ выступают центральные (федеральные), регио­нальные, муниципальные или коммунальные органы управления.

Объективная необходимость ГРЭ вызвана неспособностью рынка решать важнейшие задачи, стоящие перед обществом. Например, рынок функционирует не стабильно с присущими ему кризисами, инфляцией и безработицей. Рынку свойственны процессы концентрации капитала, приводящие к образованию монополий, рынок не имеет стимулов создания общественных благ и услуг и др. Исторически сложились две противоположные точки зрения на необходимость ГРЭ. Первой точки зрения придерживались представители классической политэкономии и неоклассического анализа. В её основу ложится отрицание необходимости ГРЭ. Согласно трактовке ученых этих школ государство не должно вмешиваться в экономику. Рынок, по их мнению, высокоорганизованный механизм, способный сам справится со всеми общественными проблемами.

Рост численности населения земли, развитие социальной и производственной инфраструктуры, развитие фундаментальной науки и глубокий кризис, прокатившийся по европейским странам в первых десятилетиях двадцатого века (великая депрессия), подтолкнули ученых – экономистов к необходимости регулирования общественных экономических процессов. Первым экономистом, доказавшим необходимость ГРЭ, был американский ученый экономист Дж. М. Кейнс. В 1936 году вышла в свет его книга «Общая теория занятости, процента и денег». В этой книге Кейнс отводил ведущую роль государству в создании первоначального инвестиционного толчка. Государственные инвестиции ученый называет первичными. Государство должно финансировать общественные работы: строительство мостов, плотин, дорог, больниц и др. Занятые в этой сфере работники получат доход из средств госбюджета и предъявят дополнительный совокупный спрос на товары и услуги, что приведет к росту производства, т. е. к экономическому росту. Этот эффект Кейнс называет эффектом мультипликатора. Коэффициент мультипликации рассчитывается по формуле:

Км= 1 / (1 - МРС), где

МРС – предельная склонность к потреблению.

В частной сфере вырастут доходы работников, и они также предъявят возросший совокупный спрос на товары и услуги, т.е. у них повысится склонность к инвестированию. Эти инвестиции частного сектора Кейнс называет вторичными. Вторичные инвестиции накладываются на государственные (первичные), и еще более усиливают экономический рост. Этот эффект Кейнс называет эффектом акселератора.

Кейнсианство во взглядах на государственное регулирование экономики распадается на три основных течения: левое (либеральное), неолиберальное и неоклас­сическое.

Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем увеличения расходов государства на обществен­ные цели: жилищное строительство, здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство и т.д., а также увеличение доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих. Консервативное направление кейнсианства делает став­ку на государственное регулирование экономики главным образом путем максимизации прибылей и сохранения консервативной струк­туры экономики.

Неоклассическая школа и ее представители полагают, что путем эффективной кредитно-денежной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро- и макровмешательства государства в определение уровня доходов различных слоев населения, коор­динацию инвестиционной политики, формирование прогрессив­ной отраслевой структуры и т.д.

Австрийский экономист Хайек, представитель школы неолиберализма, отмечал, что государство должно выполнять лишь роль "ночного сторожа" или «арбитра» и устанавливать правила игры.

Ученые экономисты школы неоклассицизма считали, что рынок должен существовать везде, а государство только там, где это необходимо.

Экономические функции современного государства многообраз­ны и сложны. Можно выделить основополагающие группы выпол­няемых государством экономических функций:

· Поддержка функционирования рыночной системы обеспече­ния правовой базы и создания конкурентной среды, защита конку­ренции через антимонопольное законодательство.

· Перераспределение дохода и богатства, корректировка рас­пределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, стабилизации экономики посредством контроля за уров­нем занятости и инфляции.

· Ограничение действия некоторых элементов рыночного меха­низма, которое наблюдается в сфере совокупного муниципального потребления, когда речь идет о поддержании и об охране общественного порядка, о национальной обороне, транспортной системе обслуживания инф­раструктурных комплексов, водоснабжении и т.д. Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления и обеспечения общественно-нормальных условий образования и медицинского обслуживания. Государственные и муниципальные органы обеспечивают функционирование систем образования, здра­воохранения, экологического контроля с учетом рыночных и об­щественных интересов.

· Достижение и сохранение национальных конкурентных пре­имуществ в мировой экономике.

· Функция общественного выбора в принятии правительственных ре­шений, которая определяет, что покупать правительству, как про­изводить товары, для кого предназначаются государственные рас­ходы, на кого распространяются льготы и т.д. По своему экономи­ческому содержанию функция общественного выбора основывается на главных экономико-политических задачах государства.

Государственное регулирование экономики базируется на реализации совокупности инструментов и методов, образующих механизм государственного воздействия на экономику. В качестве инструментов ГРЭ предполагается государственное законодательство и контроль.

Методы ГРЭ – это способы воздействия на экономику для достижения поставленных целей. Выделяют административные, экономические и институциональные методы.

Административные методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, принуждения или разрешения. Их функция – обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурентной среды, прав собственности и др. Это жесткие методы регулирования, в странах с развитой рыночной экономикой действие этих методов ограничено.

Экономические методы – базируются на создании экономического стимула изменения деятельности хозяйствующих субъектов в нужном для государства направлении. Экономические методы по способу функционирования подразделяют на два вида: косвенные и прямые.

Экономические косвенные методы носят общий характер и распространяются одинаково на всех хозяйствующих субъектов, не создавая им преимуществ в конкурентной борьбе, они реализуются через денежно - кредитную и фискальную политики.

Экономические прямые методы направлены на конкретные предприятия или отрасли, они реализуются через льготы по уплате налогов, государственные инвестиции, субсидии, бюджетное финансирование и др. Эти методы предоставляют конкурентные преимущества тем экономическим субъектам, на кого они распространяются.

Институциональные методы ГРЭ включают:

· создание и поддержание объектов госсобственности;

· правовая, информационная поддержка предпринимательства;

· соучастие в создании форм экономической интеграции;

· защита национальных интересов на мировых рынках.

В заключении необходимо отметить, что государство является важным субъектом в экономической системе. От содержания, эффективности, механизмов реализации государственной экономической политики зависит уровень развития общества и благосостояние каждого гражданина.

Список литературы

1. Салихов Б. В. Экономическая теория: учебник /Рос.гос.соц. ун-т.- 2-е изд.,- М.: Дашков и К, 2007.

2. Гукасьян Г. М.Экономическая теория / 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007.

3. Кушлина В.И. Экономическая теория: учеб. пособие / РАГС, Моск. акад. гос. и муницип. упр. - М.: Изд-во РАГС, 2006.

4. Носова С.С. Экономическая теория: учебник / М.: КНОРУС, 2007.

5. КочетковаА.А. Экономическая теория: учебник / М.: ИД "Дашков и К", 2006.

6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: практикум / М.: Проспект, 2006.

7. Грязнова А.Г. Экономическая теория: учеб. пособие / 2-е изд., - М.: КНОРУС, 2006.

8. Станковская И.К. Экономическая теория: учеб. / М.: Эксмо, 2005

9. Симкина Л.Г. Экономическая теория: учеб. / СПб.: Питер, 2006.

10. Базиков А.А. Экономическая теория: курс лекций / М.: ИНФРА-М, 2005.

11. Базылев Н.А. Экономическая теория / 3-е изд., - Минск: Книжный Дом: Экоперспектива, 2004.

12. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учеб. / 2-е изд., - М.: Норма, 2005

13. Видяпин В.И. Экономическая теория: учеб. / 4-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005.

14. Николаева И.П. Экономическая теория: учеб. / 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2005

15. Камаев В.Д., Лобачева Е.Н. Экономическая теория: учеб. / М.: Юрайт-Издат, 2005

16. Рузавин Г.И. Экономическая теория: учеб. / М.: Проспект, 2004.

17. Иохин В. Я. Экономическая теория: учебник / М.: Экономистъ, 2004. - 861 с. -

18. Куликов Л.М. Экономическая теория: учеб. / М.: Проспект, 2004.

19. Киселева Е А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учеб. Пособие/ М.: Кнорус, 2008. – 379 с.

20. Бродская Т.Г. Макроэкономика: учеб. пособие/ М.: РИОР, 2007.

21. Трунин С. Н. Макроэкономика: учеб. пособие/ М.: Финансы и статистика, 2007.

22. Капканщиков С. Г. Макроэкономика: учеб. пособие/ М.: КНОРУС, 2007.

23. Агапова Т. А. Макроэкономика: Учеб./ 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ДИС, 2005. - 464 с. - (Учеб. МГУ им. М. В. Ломоносова).

24. Вечканов Г. С. Макроэкономика: Учеб. пособие/ 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004.

25. Селищев А. С. Макроэкономика. Открытая экономика. Причины экономического роста. Динамика рынков: Учеб./ 3-е изд. - СПб.: Питер, 2005.

26. Тарасевич Л. С. Макроэкономика: Учеб./ 5-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2004.

27. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник/ 3-е изд., испр. - М.: Дело, 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: