Вопрос 2. Лицензирование импорта шифровальных средств в РФ

Вопрос1. Проблемы и направления обеспечения безопасности

  1. Физическая безопасность (защита жизни персонала)
  2. Информационная безопасность

· Организационная защита

· Инженерно-техническая защита (противодействие несанкционированному доступу к ЭВМ, организационные и технические мероприятия, тех. разведка)

· Правовая защита

  1. Экономическая безопасность (от сотрудников, криминалитет, лжепредпринимательство)

· Риск утечки, уничтожения или модификации банковской информации

· Риск распространения конкурентами лжеинформации о банке

  1. Материальная безопасность

Качественные характеристики проблемы защиты

Ø Формирование идет по принципу неопределенности (присутствует человеческий фактор)

Ø Принцип невозможности создания идеальной системы защиты (из-за первого и рамков ресурсов)

Ø Принцип минимального риска (та или иная степень риска в соответствии с особенностями угроз для данного момента)

Ø Принцип минимального ущерба

Ø Принцип безопасного времени (время абсолютное – промежуток времени защиты информации, относительное – время от момента взлома)

Ø Принцип защиты всех от всех (должны стремится к этому)

Общие рекомендации:

ü Регулярное изучение спец.литературы по защите информации и трансформация этих знаний в свою систему

ü Совершенствование средств защиты в соответствии с достижениями науки и техники

ü Использовать все перечисленные до этого принципы для предупреждения внештатных ситуаций

ü Принципы необходимы для различных концепций защиты объектов: от пожарной безопасности до средств защиты информации

ü При проектировании или совершенствовании привлечение организаций с лицензиями

ü Проведение регулярного и комплексного контроля со средствами защиты информации

ü Подготовка и проведение мероприятий по “защите персонала”

ü Составление перечня угроз подробно для каждой технологии защиты

ü Определить перечень внештатных ситуаций и мер по их ликвидации

ü Готовить персонал к регламентированным правилам внештат. ситуациях

ü Проводить регистрацию и анализ текущих деятел-ей с учетом возникновения внештатных ситуаций

ü Планирование, памятки, организационная работа, работа с персоналом

ü Все действия должны соответствовать правовой системе страны, в которой работаешь

Вопрос 2. Лицензирование импорта шифровальных средств в РФ

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 19. 02. 1993 № 4524-1 «О федеральных органах правительственной связи и информации» (далее по тексту — ФАПСИ), соответствующий государственный орган правомочен определять порядок и обеспечивать выдачу лицензий на экспорт и импорт шифровальных средств и нормативно-технической документации на их производство и использование, а также участвовать в определении порядка и обеспечения выдачи лицензий на экспорт и импорт защищенных технических средств передачи, обработки и хранения секретной информации.

Данные полномочия ФАПСИ, а также Министерства внешних экономических связей (МВЭС) РФ регламентированы и Указом Президента РФ от 03.04 1995 № 334 «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации», п. 4 которого закрепляет, что Государственный таможенный комитет Российской Федерации принимает меры по недопущению ввоза на территорию Российской Федерации шифровальных средств иностранного производства без лицензии МВЭС РФ, выданной по согласованию с ФАПСИ. В настоящий момент функции упраздненного МВЭС переданы образованному в 2000 году Министерству экономического развития и торговли (Минэкономторг) Российской Федерации.

Таким образом, для осуществления ввоза шифровального средства иностранного производства необходимо получить соответствующую лицензию Министерства торговли, а также согласовать такой ввоз с ФАПСИ. Согласно «Методическим указаниям о порядке приема заявлений, выдачи экспортных и импортных лицензий, ведения федерального банка данных лицензий», утвержденных Приказом МВЭС от 11. 07. 1997 № 367, к средствам защиты информации относятся шифровальное (криптографическое оборудование и его части, нормативно-техническая документация (включая конструкторскую и эксплуатационную) к шифровальным средствам, а также пакеты программ для шифрования.

2. Процедура выдачи лицензии на импорт шифровальных средств регламентирована «Положением о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.10. 1996 № 1299, а также рядом других подзаконных актов МВЭС и упраздненного Министерства торговли.

Выдача лицензий осуществляется Минэкономторгом через своих уполномоченных в регионах. Для получения лицензии заявитель должен направить уполномоченному следующие документы:

· подписанное и заверенное своей печатью сопроводительное письмо с просьбой об оформлении лицензии;

· заявление на лицензию в одном экземпляре на бланке установленной формы и заполненное в соответствии с установленными требованиями;

· копию контракта (договора), на основании которого шифровальное средство импортируется в Россию на русском языке, а при отсутствии контракта на русском языке к копии контракта должен прилагаться скрепленный и заверенный заявителем перевод;

· копии учредительных документов заявителя (импортера);

· копии регистрационных документов заявителя (свидетельства о государственной регистрации и справки о постановке на учет в налоговом органе);

· согласование заявления на лицензию ФАПСИ;

· разрешение соответствующих органов исполнительной власти (ФАПСИ) на осуществление определенных видов деятельности (в случаях, предусмотренных российским законодательством;

· копия платежного поручения, подтверждающего осуществление платы за оформление лицензии.

Копии вышеуказанных документов должны быть прошиты, заверены подписью и печатью заявителя. При этом заявитель несет ответственность за достоверность представляемых сведений.

Предъявляемые заявителем документы подлежат регистрации в Минэкономторге. Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 25 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов. При необходимости доработки представленных документов срок принятия решения может быть продлен, но не более чем на 10 дней со дня представления доработанных документов.

Лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока. Следует подчеркнуть, что лицензии оформляются на каждый вид товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт (договор). Лицензии могут быть разовыми или генеральными. Разовая лицензия выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту (договору) сроком до 12 текущих месяцев, начиная с даты выдачи лицензии.

Министерство экономического развития и торговли может отказать в выдаче лицензии. Основанием для отказа в выдаче лицензии может явиться неправильное оформление заявления, либо сообщение недостоверных сведений о производимой экспортной или импортной операции, либо включение в контракте условий, наносящих ущерб экономическим интересам Российской Федерации. Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и направляется заявителю в письменной форме.

Оформленная лицензия выдается в одном экземпляре и не подлежит передаче другим заявителям. Владелец лицензии направляет оригинал лицензии в таможенный орган Российской Федерации по месту регистрации. Лицензия является основанием для проведения таможенного оформления лицензируемых товаров (работ, услуг).

Срок действия лицензии может быть продлен с целью завершения выполнения контрактных обязательств. Для оформления продления срока действия лицензии ее владелец в письменной форме направляет в Министерство экономического развития и торговли просьбу (с указанием причин) с приложением по разовой лицензии (в случае ее выдачи указанным министерством на основании решения соответствующего федерального органа исполнительной власти (ФАПСИ) по отдельным видам товаров, в отношении которых действует особый порядок экспорта или импорта, установленный законодательством России решения соответствующего федерального органа исполнительной власти. Продление срока действия лицензии оформляется в виде письма, подписанного уполномоченным Минэкономторга в соответствующем регионе и заверенного его печатью. Указанное письмо является неотъемлемой частью лицензии.

Минэкономторг имеет право приостановить действие выданной лицензии или аннулировать ее в случае:

представления владельцем лицензии соответствующего заявления;

нарушения владельцем лицензии условий действия лицензии;

нарушения владельцем лицензии законодательства Российской Федерации.

Соответствующее решение доводится до владельца лицензии и таможенного органа в письменной форме в трехдневный срок со дня принятия решения о приостановлении действия об аннулировании лицензии.

По истечении срока действия лицензии ее владелец в 10-дневный срок направляет в указанное министерство копию лицензии с отметкой таможенных органов о ее исполнении. Таким образом, на заявителя возлагается обязанность произвести надлежащее таможенное оформление ввозимого товара в качестве одного из составляющих лицензионных требований. Поскольку планируемое к использованию в каком-либо проекте шифровальное программное обеспечение может быть передано по каналам электронной связи, возникает вопрос о его таможенном оформлении при таком способе ввоза. Эта тема является отдельным предметом рассмотрения и требует проведения дополнительных консультаций с таможенными органами России (в частности, с Московским таможенным управлением).

Билет2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: