Основные термины и понятия: полезность и кривая безразличия

а. Полезность

б. Кривая безразличия

в. Бюджетная линия

г. Предельная норма замены

д. Эффект замены

е. Кривая «доход—потребление»

ж. Предельная полезность

з. Карта безразличия

и. Эффект дохода

к. Равновесие потребителя

л. Набор безразличия

м. Кривая «цена—потребление»

1. Соотношение, в котором одно благо может быть заменено другим без изменения уровня полезности для потребителя.

2. Состояние потребителя, при котором он покупает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь располагаемый доход и максимизирует полезность.

3. Доля изменения величины спроса на подешевевший товар, вызванная замещением этим товаром других благ.

4. Способность блага удовлетворять потребность.

5. Линия, графически отображающая множество наборов продуктов, приоб­ретение которых требует одинаковых затрат.

6. Кривая, соединяющая при изменении цен все точки потребительского равновесия на карте безразличия.

7. Доля изменения величины спроса на данный товар, вызванная измене­нием реального дохода.

8. Набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью.

9. Множество кривых безразличия, каждая из которых представляет различ­ный уровень полезности.

10. Кривая, соединяющая все точки равновесия на карте безразличия по мере увеличения дохода.

13. Кривая, отражающая наборы двух продуктов, имеющие одинаковую по­лезность.

12. Прирост общей полезности при увеличении потребления данного блага на единицу.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Студент еженедельно получает от родителей 20 долл. на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания на вертикаль­ной оси, а развлечения — на горизонтальной:

а) Цена продуктов питания (РF) — 50 центов за единицу, цена развлечений (РH) — 50 центов за единицу.

б) РF = 50 центам' РH = 1 долл.

в) РF - 1 долл.; Рн = 50 центам.

г) РF = 40 центам; РH = 40 центам.

д) РF = 50 центам; РH = 50 центам, но доходы студента увеличиваются до 25 долл. в неделю.

е) Прокомментируйте бюджетные линии г) и д) и сравните их с бюджетной линией а).

2. В таблице 6.1 показаны три набора безразличия двух товаров: продуктов питания (F) и развлечений (Н), каждый из которых представляет различный уровень полезности.

Таблица 6.1

а) Начертите три кривые безразличия.

б) Какая из кривых безразличия отражает наиболее высокий уровень полез­ности?

в) Какая из кривых представляет самый низкий уровень полезности?

г) Рассмотрите следующие комбинации товаров:

A. 50Н и 8F.

Б. 45Н и 4F.

B. 12Н и 45F.

Г. 25Н и 16 F.

Д. 21Н и 11 F.

Обозначьте эти комбинации на кривых безразличия.

д) Может ли быть использована имеющаяся информация для нахождения оптимальной точки выбора студента?

е) Наложите на построенный график бюджетную линию из упражнения

1 а). Можете ли вы сейчас определить потребительский набор, представля­ющий максимальную полезность?

3. Потребитель А решает, каким образом распределить свой доход между покупкой грампластинок и одежды. Рисунок 6.1 показывает его бюджетную линию и кривую безразличия. Укажите на рисунке следующие точки:

а) Точку, в которой А максимизирует свои потребности.

б) Точку, в которой А покупает только грампластинки.

в) Точку такого набора, выбрав который, А не израсходовал бы весь свой доход, предназначенный на покупку указанных товаров.

г) Точку, в которой А получает то же удовлетворение, что и в точке d, но выходящее за пределы его бюджетных возможностей.

д) Точку, в которой А покупает только одежду.

е) Точку, отражающую более предпочтительный набор, чем тот, который представлен точкой d, но выходящий за пределы бюджетных возможно­стей А.

4. Потребитель Б выбирает между двумя товарами X и Y. На рис. 6.2 изображено несколько кривых безразличия. BL1 представляет бюджетную линию.

а) Предположим, что предпочтения Б и цены на товары X и Y остаются неизменными, а доход Б изменяется. Проведите линию «доход—потребле­ние».

б) Определите, являются ли товары X и Y «нормальными» или «недоброка­чественными»?

в) Какую форму имела бы линия «доход—потребление», если бы оба товара были «нормальными»?

г) Можно ли провести линию «доход—потребление», отображающую ситу­ацию, при которой оба товара являются «недоброкачественными»?

5. Потребитель Б все, еще выбирает между товарами X и Y. Рис. 6.3 не отличается от рис. 6.2. Предположим, что предпочтения Б, его доход и цена товара Y остаются неизменными, а цена товара X изменяется, Покажите на рисунке точки, через которые проходит линия «цена—потребление», если спрос Б на товар X изменяется при изменении цены ца этот товар.

6. Студент читает журналы и слушает музыку, записанную на кассеты.

Таблица 6.2 показывает полезность, которую он получает от потребления различного количества журналов и кассет.

Цена журнала — 1,5 долл., а цена кассеты — 7,5 долл. Предположим, что обычно студент покупает 2 кассеты и 10 журналов.

а) Сколько денег тратит студент на покупку этого количества кассет и журналов?

б) Какую полезность он получает от потребления такой комбинации товаров?

в) Рассчитайте предельную полезность, которую он получает от потребления кассет и журналов.

г) Изобразите на рисунке кривую предельной полезности кассет.

д) Можете ли вы установить, максимизирует ли студент полезность?

е) Какую полезность он получит, если весь свой бюджет будет тратить на покупку кассет?

ж) Рассчитайте отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров.

з) При какой комбинации двух товаров полезность окажется максимальной?

ТЕСТЫ

1. Среди следующих утверждений одно является неправильным. Укажите на него:

а) Каждая точка на кривой безразличия означает разную комбинацию двух товаров.

б) Каждая точка на бюджетной линии означает различную комбинацию двух товаров.

в) Все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень удовлет­ворения потребностей.

г) Все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень денежного дохода.

д) Все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень денеж­ного дохода.

2. Увеличение дохода потребителя графически выражается в:

а) Изменении наклона бюджетной линии.

б) Параллельном сдвиге бюджетной линии вправо.

в) Параллельном сдвиге бюджетной линии влево.

г) Уменьшении наклона бюджетной линии.

д) Увеличении наклона бюджетной линии.

3. Эффект дохода имеет место в следующем случае:

а) Если доходы людей падают, они покупают меньше данного продукта.

б) Удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая объема приобретения других товаров.

в) Объем покупок некоторых товаров сокращается по мере увеличения до­ходов людей.

г) По мере того, как доходы людей растут, они сберегают увеличивающуюся часть дохода.

д) Во всех перечисленных случаях.

4. Какой из следующих перечней значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?

а) 200, 300, 400, 500.

б) 200, 450, 750, 1100.

в) 200, 400, 1600, 9600.

г) 200, 250, 270, 280.

д) 200, 350, 450, 600.

5. Какой из следующих перечней значений предельной полезности иллюст­рирует закон убывающей предельной полезности?

а) 200, 150, 100, 50.

б) 200, 300, 400, 500.

в) 200, 200, 200, 200.

г) 200, 250, 270, 280.

д) 200, 150, 150, 150.

6. Цена товара X составляет 1,5 руб. Цена товара Y составляет 1 руб. Если потребитель оценивает предельную полезность товара Y в 30 ютил и желает максимизировать удовлетворение от-покупки товаров X и Y, тогда он должен принять предельную полезность товара X за:

а) 15 ютил.

б) 20 ютил.

в) 30 ютил.

г) 45 ютил.

д) В условии не содержится достаточной информации для ответа на вопрос.

7. В задании 6 величина в 30 ютил относится к общей полезности товара Y. Какова будет общая полезность товара X при максимизации удовлетворения от покупки товаров X и Y?

8. Положение и наклон кривой безразличия для отдельного потребителя объясняется:

а) Его предпочтениями и размерами дохода.

б) Только ценами покупаемых товаров.

в) Предпочтениями, размерами дохода и ценами покупаемых товаров.

г) Только его предпочтениями.

д) Ценами покупаемых товаров и размерами дохода.

9. Предположим, что потребитель имеет доход в 8 долл. Цена товара А равна 1 долл., а цена товара В — 0,5 долл. Какая из следующих комбинаций товаров находится на бюджетной линии?

а) 8А и 1B.

б) 7А и 1В.

в) 6А и 6В.

г) 5А.и 6В.

д) 4А и 4В. '

10. Потребитель расходует 20 долл. в неделю на покупку товаром А и В.

Цена Количество Общая Предельная

(центов) покупаемых ^единиц полезность полезность

А 70 20 500 30

В 50 12 1000 20

Чтобы получить максимальное удовлетворение, потребитель должен:

а) Покупать меньше товара А и больше товара В.

б) Покупать прежнее количество товара А и больше товара В.

в) Покупать больше товара А и меньше товара В.

г) Покупать больше товара А и прежнее количество товара В.

д) Не изменять структуру покупок, так как он уже получает максимальное удовлетворение.

11. Закон убывающей предельной полезности означает, что:

а) Отношение предельных полезностей к ценам на предметы роскоши мень­ше, чем на товары первой необходимости.

б) Полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров.

в) Отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров.

г) Полезность приобретаемых товаров убывает по мере увеличения дохода потребителя.

д) Ни один из ответов не является верным.

12. Эффект замены — это рост спроса на товар, вызванный: а) Изменением общего уровня цен на все товары.

б) Изменением во вкусах потребителя, предпочитающего покупать товары-заменители.

в) Изменением в реальном доходе, вызванном снижением цен на приобре­таемые товары.

г) Предложением новых заменителей товара.

д) Ни один из предыдущих ответов не является верным.

13. Общая полезность растет, когда предельная полезность:

а) Уменьшается.

б) Увеличивается.

в) Увеличивается в медленном темпе.

г) Увеличивается или уменьшается, но является величиной положительной.

д) Является величиной отрицательной.

14. Потребительское равновесие на карте безразличия — это:

а) Любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия.

б) Любая точка на самой высокой из кривых безразличия.

в) Та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия.

г) Любая точка, расположенная на бюджетной линии.

д) Любая точка, расположенная на пространстве, ограниченном бюджетной линией,

15. Какое из следующих утверждений является неверным?

а) Каждая точка на кривой безразличия означает комбинацию двух товаров.

б) Каждая точка на бюджетной линии означает комбинацию двух товаров.

в) Все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень полез­ности.

г) Все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень полезности,

д) Наклон кривой безразличия характеризует норму, в соответствии с ко­торой одно благо может быть замещено другим благом без изменения уровня полезности для потребителя.

16. Предельная норма замещения товара А товаром В означает:

а) Сколько единиц товара А потребитель приобретает, когда цена товара В уменьшается на 1 доллар.

б) В какой степени увеличивается предельная полезность, если потребление товаров А и В увеличивается на 1 единицу.

в) Сколько единиц товара В потребитель покупает, когда его доход возра­стает, а потребление товара А остается прежним.

г) От какого количества единиц товара А потребитель готов отказаться в обмен на получение одной единицы товара В, чтобы общая полезность осталась неизменной..

д) Ни один из ответов не является верным.

17. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стре­мится максимизировать:

'а) Разницу между общей и предельной полезностью.

б) Общую полезность.

в) Среднюю полезность.

г) Предельную полезность.

д) Каждую из перечисленных величин.

18. Чтобы оказаться в положении равновесия (т. е. максимизировать полез­ность) потребитель должен:

а) Не покупать недоброкачественных товаров.

б) Быть уверенным, что цены всех приобретаемых им товаров пропорцио­нальны общим полезностям.

в) Уравновешивать предельные полезности последних единиц приобретаемых товарсГв.

г) Быть уверенным, что цена каждого товара равна предельной полезности денег.

д) Распределять доход таким образом, чтобы последний доллар, истраченный на покупку какого-либо товара, приносил такой же прирост полезности, как и доллар, истраченный на покупку другого товара.

19. Если потребитель выбирает комбинацию, представленную точкой, лежа­щей на плоскости, ограниченной бюджетной линией, то он:

а) Максимизирует полезность.

б) Желает купить больше товаров, чем позволяет его бюджет.

в) Не полностью использует свой бюджет.

г) Находится в положении потребительского равновесия.

д) Ни один из ответов не является верным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: