Ответы и комментарии

Основные термины и понятия

1. а; 2. б; 3. и; 4. л; 5. е; 6. з; 7. ж; 8. м; 9. п; 10. д; 11. в; 12. к; 13. о; 14. г; 15. н.

Упражнения

1. а) В. б) Б. в) А. г) Г. д) Д. е) Б.

2. a) OG.

б) OF. „

в) Да; EFLK.

г) Фирма находится в краткосрочном равновесии, т. к. получает экономи­ческую прибыль.

д) В долгосрочной перспективе доходы привлекут на рынок новые фирмы. Кривая спроса, с которой сталкивается типичная фирма, опустится (сдви­нется влево) и станет более эластичной. Перемещение кривой спроса «ста­рых» фирм будет продолжаться до тех пор, пока н'е останется доходов, привлекающих новые компании. В результате установится долгосрочное равновесие, когда кривая спроса является касательной к кривой дол­госрочных средних издержек и фирма получает нормальную прибыль.

3. а) $9.

б) 6.

в) Это зависит от уровня входных барьеров в отрасль.

г) Да. Спрос на товар каждой фирмы имеет высокую ценовую эластичность.

4. а) Модель «ломаной» кривой спроса.

б) Q = 4; Р = $6,50.

в) Q = 4; Р = $ 6,50.

г) Q = 0—4.

д) Q = 4-6.

5. а) Стратегия 2.

б) Стратегия I.

в) Фирма А реализует стратегию 2, а фирма Б реализует стратегию I.

г) $3000.

д) $3000.

ТЕСТЫ

1. г; 2. д; 3. в; 4. б; 5. д; 6. д; 7. б; 8. б; 9. г; 10. а; 11. а; 12. в; 13. а.

Верно/Неверно

1. Н; 2. В; 3. Н; 4. В; 5. В; 6. В; 7. В; 8. Н; 9. В; 10. В; 11. В; 12. Н; 13. Н; 14. В.

Проблемы

1. а) В; б) Н; в) Н; г) Н; д) В; е) В; ж) Н; з) Н; и) Н; к) В; л) Н; м) Н; н) Н; о) В. п) В.

2. а) В; б) Н; в) В; г) В; д) Н; е) Н; ж) В; з) Н; и) Н; к) В; л) В; м) Н; н) Н; о) Н; п) В.

3. а) Если фирма Y выбирает «низкий» объем выпуска продукции, вы можете получить прибыль, равную 15, в том случае если также выберете «низкий» объем, или 20 — при «высоком» объеме выпуска. Реализуя стратегию «высокого» объема выпуска, вы максимизируете свою прибыль. При этом прибыль фирмы Y уменьшается.

б) При «высоком» объеме выпуска.

в) При «высоком» объеме выпуска. На данном этапе ваша доминантная стратегия состоит в выборе «высокого» объема выпуска независимо от выбора фирмы Y.

г) Если иметь в виду долгосрочную перспективу, то очевидно, что1 обеим фирмам выгоднее выбирать стратегию «низкого» объема выпуска. Очевидно также, что вы решите производить «низкий» объем продукции только в том случае, если будете уверены, что фирма Y в дальнейшем станет поступать аналогично.

д) Вы можете предупредить партнера о том, что если он нарушит соглаше­ние, то вы реализуете стратегию «возмездия» — будете в дальнейшем выбирать только «высокий» объем выпуска.

е) Вы можете предложить партнеру формализовать ваше соглашение.

ТЕМА 11

РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА:

ТРУД

Спрос на факторы производства (ресурсы) является производным от спроса на товары и услуги, производимые с помощью этих факторов. В связи с этим спрос на труд определяется производительностью конкретного вида труда и уровнем цен на продукты, в производстве которых он используется. В условиях, когда труд является единственным переменным ресурсом, спрос отдельной фирмы на него определяется величиной предельного продукта-труда в денежном выражении (MRPl). Кривая спроса на труд представляет собой кривую MRPl. Фирма максимизирует прибыль при таком объеме выпуска продукции, при котором достигается равенство MRPl предельным издержкам на труд (MRCl), или величине ставки заработной платы (W). Правило MRPl = MRCl используется при определении уровня затрат фирмы на труд.

Изменения спроса на труд зависят от изменений спроса на продукт, производимый с помощью денного вида труда, инноваций, приводимых к увеличению производительности труда, уровня цен на ресурсы-субституты и комплиментарные ресурсы.

В условиях, когда все факторы производства являются переменными, дей­ствует правило максимизации прибыли фирмой. Оно заключается в равенстве цены каждого ресурса его предельному продукту в денежном выражении. Это правило включает в себя травило минимизации издержек (равенство соотношений между предельными продуктами и ценами на все ресурсы).

Кривая рыночного предложения труда обычно имеет положительный наклон. Она может также принимать форму кривой, загибающейся в обратном направлении, когда при определенном уровне ставки заработной платы положительный наклон кривой сменяется отрицательным. Это связано с тем, что работник осуществляет выбор между работой и досугом. По мере уве­личения размеров оплаты труда возрастает цена досуга. При низких ставках зарплаты эффект замещения побуждает работников замещать досуг работой. ч При высоких ставках влияние эффекта дохода становится сильнее, чем влияние эффекта замены. Это побуждает работника больше времени уделять досугу, являющемуся нормальным благом, и сокращать предложение своего труда.

Заработная плата представляет собой цену, уплачиваемую за использование единицы труда. На конкурентном рынке конкретного вида труда равновесный уровень ставки заработной платы определяется вместе с уровнем занятости на пересечении кривых спроса и предложения данного вида труда. В условиях монопсонии кривая предельных издержек на труд располагается выше кривой предложения труда, так как монопсонист вынужден выплачи­вать более высокую ставку заработной платы, необходимую для привлечения дополнительной рабочей силы, всем рабочим. Поэтому, руководствуясь правилом MRPl = MRCl, чтобы получить больше прибыли, он нанимает меньше рабочих, чем в условиях совершенной конкуренции и платит им меньшую ставку зарплаты.

Дифференциация заработной платы объясняется различиями в уровнях ква­лификации и способностей отдельных групп работников, различиями, не выраженными денежным образом (например, условиями труда), отклонени­ями от условий конкуренции, проявляющимися в ограничении мобильности работников.

Государство устанавливает минимальные размеры заработной платы. Это оказывает противоречивое влияние на преодоление бедности. Приводя к повышению доходов работающих, законодательное установление минималь­ной заработной платы порождает безработицу среди некоторых категорий низкооплачиваемых рабочих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: