I.Подготовка к использованию:
1. Определите противопоказания.
2. Узнайте, есть ли у пациента знания (опыт) применения методик.
3. Дайте пациенту общее введение и теоретическое обоснование по использованию методики.
4. Опишите соответствующие условия для занятий.
5. Проинструктируйте пациента относительно различия между мышечным «напряжением» и мышечной «контрактурой».
6. Проинструктируйте пациента относительно соответствующего способа дыхания.
7. Продемонстрируйте неформально все используемые конкретные упражнения на сокращение мышц.
8. Опишите, «как» Вы будете давать инструкции и сигналы.
II.Последовательные этапы для расслабления каждой мышцы:
1. Опишите конкретную мышцу и «как» ее сокращать.
2. Дайте пациенту сигнал начать сокращение.
3. Попросите пациента удержать напряжение и поощряйте его к еще большему напряжению.
4. Дайте пациенту сигнал прекратить напрягать мышцу, т. е. расслабиться.
5. Помогайте пациенту ощутить состояние только что расслабленной мышцы вербальными и интонационными средствами.
|
|
6. Поощряйте дальнейшее расслабление.
7. Сделайте паузу и дайте пациенту возможность осознать свои ощущения.
8. Если это возможно, продолжайте работать с противоположной группой мышц.
Этот перечень быть использован в качестве проверочного списка тех важных методических аспектов, которые должны учитываться при обучении пациентов нервно-мышечной релаксации. По выполнении каждого из этапов просто отмечайте «галочкой» (V). Эту же таблицу можно использовать для оценки уровня овладения студентом этими клиническими методами. Ее можно перепечатать и использовать в клинических или учебных целях.
Приложение 2