Теория спонтанности

С теорией ролей связаны представления Морено о спонтан­ности, креативности и действии. Эти понятия наряду с другими некоторые авторы рассматривают как основные понятия пси­ходрамы. Впрочем, эти представления также не свободны от противоречий, что относится, в частности, к такому понятию, как «спонтанность».

С одной стороны, спонтанность выступает как психологи­ческий эквивалент упомянутого выше философско-теологического понятия «искра Божья», соотносясь, таким образом, с некоей благодатной космической силой (она выступает, в ча­стности, в форме индивидуальной энергии, потенциально доступной чувственному восприятию и контролю). С другой сто­роны, спонтанность определяется Морено как адекватная реакция на новые условия или новая реакция на старые, то есть как некий конкретный акт, обладающий определенными ха­рактеристиками. В то же время Морено и его последователи указывают, что спонтанность может быть и неадекватной, в ча­стности деструктивной (что противоречит предыдущему опре­делению), то есть, по сути, речь идет о самопроизвольности как таковой. Так или иначе, спонтанность может быть по кон­тексту рассмотрена как некоторый энергетический импульс, определяющий направление и специфику возможного пове­дения, либо как способность непосредственного следования этому импульсу. Спонтанность, по Морено, не накапливается и не сохраняется; она появляется, чтобы быть потраченной «здесь и теперь», уступив место следующим проявлениям. Спонтанность может находить себе выход либо подавляться. Последнее означает оскудение индивидуального бытия и обед­нение личности («невроз креативности»); вместе с тем высво­бождение спонтанности может приводить как к творчеству, так и к деструктивной активности. В этом плане цель психодра­матической терапии — высвобождение спонтанности и ее одновременная «разумная интеграция в целостную структуру жизнедеятельности человека» (Лёйтц, 1994). Морено описал независимые формы выражения спонтанности:

· драматическая форма (оживление уже состоявшихся дей­ствий, мыслей, чувств, слов);

· творческая форма (созидание новых идей, поведения, про­изведений и т. п.);

· оригинальная спонтанность (придание новой формы уже существующему);

· адекватная реакция (правильно выбранное по времени, форме, направленности и интенсивности поведение).

Высвобождению и контролю спонтанности можно научиться с помощью психодраматических техник.

Спонтанность — катализатор креативности (понимаемой как действенное творческое отношение к бытию в различных его ипостасях). Способность творить, по Морено, — фундамен­тальное человеческое свойство. Креативность отчетливо про­является там, где спонтанность и действие базируются на уже имеющихся или вновь рождающихся принципах формирования (Лёйтц, 1994). Психодрама разрабатывалась Морено как сред­ство терапии уже упомянутого невроза креативности, то есть неблагоприятного состояния, связанного с застоем творческо­го отношения к бытию.

Творческий процесс воплощается в появлении того или ино­го материального или идеального продукта (в том числе роли; см. выше), который может обретать длительно сохраняющуюся форму, то есть консервироваться. (На уровне человечества речь идет о так называемых культурных консервах — продуктах куль­туры, фиксированных в форме произведений науки, искусства.) Консервы не содержат уже ни спонтанности, ни креативности; однако оживленные в индивидуальной жизни или в жизни новых поколений, они способны побуждать к творчеству, что осу­ществляется благодаря разогреву.

Следующее важное понятие — понятие действия. Так же, как спонтанность и креативность, действие — феномен космичес­кий; оно — признак материи в целом и живой материи в част­ности. Как способ человеческого поведения действие старше речевого общения. Глубокие же детские переживания возника­ют на доречевом уровне развития ребенка, на уровне первой все­ленной, да и в целом действия находят лишь частичное рече­вое воплощение. Человек, по Морено, постоянно испытывает акциональный голод, заставляющий его искать ситуации воз­можного самовыражения; этот акциональный голод, выступая и как космический феномен, и как индивидуальная потреб­ность, является предпосылкой нормального ролевого развития, заставляя человека принимать роли, исполнять роли и созда­вать новые. Вместе с тем акциональный голод может быть чрез­мерен или, напротив, редуцирован, что препятствует креатив­ному ролевому развитию. В этом плане психодрама оказывается акционалъным методом — методом действенного проигрывания событий, не ограничиваясь, как многие другие, рациональной проработкой материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: