Психодраматическая группа

Хотя психодраматические техники возможно применять и в индивидуальной работе, общепризнано, что они гораздо эффективнее в форме групповой терапии, что соответствует классическим психодраматическим принципам Морено, утвер­ждавшего, что психодрама предполагает терапию в группе, по­средством группы, для группы и терапию самой группы.

Оптимальное количество участников и состав психодрама­тической группы определяются прежде всего ее предназначе­нием и адресатом.

Для собственно терапевтических групп обычно рекомен­дуется состав из 6—9 человек. Учебные группы и группы лич­ностного роста могут включать большее количество участни­ков — 8—15 (Рудестам, 1998), однако практика показывает, что возможна эффективная работа и с большими группами (до 20 человек) даже в классическом варианте; в некласси­ческих же вариантах допускается работа и с большими зала­ми, как, например, плэй-бэк театр (театр обратной связи). Часто указывается на целесообразность гетерогенного соста­ва группы (по полу, возрасту, социальному статусу, характеру недугов и т. д.); впрочем, указывается и на ограничения в этом отношении, которые должны соотноситься с задачами пси­ходраматической группы (например, психопатические лич­ности могут нарушать групповую ситуацию, слишком боль­шая разница в возрасте между отдельными членами может порождать специфические проблемы при межличностном общении, распределении ролей в группе и т. п.). В целом же гетерогенность дает возможность обогащения опыта каждого участника за счет исполнения разнообразных новых для него ролей и обеспечивает более полное и адекватное моделирование жизненных ситуаций и социума. В ряде же случа­ев определенная гомогенность группы определяется самим ее предназначением, например, в группах для наркотизирую­щихся подростков, матерей-одиночек и т. д.

Как правило, психодраматические группы собираются ре­гулярно на протяжении некоторого времени, длительность ко­торого, равно как частота встреч и продолжительность каж­дой встречи, определяется контрактом между участниками группы и ведущим. Практика здесь весьма разнообразна: воз­можны встречи на протяжении нескольких дней подряд и мно­го реже; возможна однократная работа, после которой группа расформировывается (это нетипично, но может диктоваться конкретными задачами — например, учебно-демонстрацион­ным характером занятия) или она может продолжаться года­ми; продолжительность каждой встречи, включающей один или несколько сеансов, может занимать от 30—40 минут (что также не слишком типично, но может определяться конкрет­ными обстоятельствами, например, выделенным для подобных занятий часом учебного времени в учебных заведениях) до не­скольких часов, вплоть до «марафона». Общие рекомендации в этом отношении затруднительны — слишком разнообразен может быть состав групп и их задачи; в большинстве случаев, тем не менее, встречи должны быть достаточно частыми, что­бы не терялось «групповое чувство» и не утрачивали актуаль­ности переживания предыдущей встречи, их количество дол­жно быть достаточным для того, чтобы группа получила возможность развития, а длительность каждой встречи долж­на обеспечивать условия для глубокой проработки индивиду­альных и групповых проблем. Практика показывает, что при такой постановке вопроса целесообразны встречи не реже раза в неделю, каждая продолжительностью не менее полутора-двух часов для клиентских групп и несколько более для учебных, предполагающих, помимо клиентской работы, еще и анали­тическую.

Психодраматические группы могут быть закрытыми и от­крытыми, то есть не допускать свободного выхода членов из группы и/или вхождения новых членов или допускать то либо другое. Это также определяется контрактом; специфика рабо­ты в обоих случаях во многом та же, что при других видах груп­повой психотерапии.

Участники группы руководствуются определенными пред­варительно оговоренными принципами, к которым относятся, в частности, принцип конфиденциальности (неразглашение за пределами группы того, что произошло во время встречи, — Мо­рено даже применял специальную клятву, которую давал каж­дый новый член группы) и принцип безоценочных суждений, то есть принципы, сходные с теми, что применяются в любой форме гуманистической психотерапии. Желательно, чтобы чле­ны группы постепенно или сразу перешли к общению на «ты». Не приветствуется желание называться чужим именем, так как это препятствует Встрече.

Группа — развивающийся социальный организм, становя­щийся психотерапевтическим сообществом, в котором усили­вается взаимная открытость и доверие; этому способствует ре­гулярная психодраматическая проработка внутригрупповых проблем, соотносимая с особенностями групповой динамики, отслеживаемой ведущим на основе социометрии, наблюдений и рефлексии по этому поводу членов группы. В этом плане уме­стно говорить о степени терапевтической зрелости группы, в зависимости от которой строятся действия терапевта. Отметим при этом, что ориентации на работу с групповой динамикой, адек­ватной идеям Морено, придерживаются далеко не все психо-драматисты. Многие предпочитают работать в группе только с индивидуальными проблемами, игнорируя или почти игно­рируя проработку групповых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: