Система подготовки гештальт-терапевтов в России проводится сейчас в нескольких специализированных центрах и институтах. Программа Московского гештальт-института соотносится с соответствующими программами Европейского гештальт-сообщества и сертифицируется международным дипломом.
Подготовка гештальт-терапевтов проводится в дополнение к основному образованию в области психологии, психотерапии или психиатрии. Для получения квалификации гештальт-терапевта необходимо пройти полную программу обучения, которая включает в себя подготовительную ступень (сто часов; один год или менее), базовую дидактическую подготовку (вторая ступень — двести часов в течение двух лет). В подготовку входит также собственная психотерапия терапевта (пятьдесят часов) и супервизия профессиональной работы выпускника (также пятьдесят часов). Таким образом, общее время подготовки первой-второй ступени и получения квалификации составляет примерно три года.
Первая ступень подготовки гештальт-терапевтов посвящена знакомству с философией и методологией гештальт-терапии, с ее основными понятиями и принципами. Но главное, на первом году обучения участники получают необходимые профессиональные навыки и обучаются техникам, которые они могут использовать в своей работе. Это связано с запросом на достижение практического эффекта. То есть обучение организовано таким образом, что, пройдя первую ступень, обучающиеся получают некоторые специальные знания и умения (ведения клинической беседы, работы с детскими проблемами, использования рисунка и других художественных средств и т. д.), которые эффективно работают в рамках гештальт-подхода, но могут быть использованы самостоятельно.
Вторая ступень обучения направлена на профессиональную подготовку гештальт-терапевтов. Она представляет собой базовый курс теории и практики гештальт-терапии в объеме двухсот часов (восемь учебных сеансов в течение двух лет). Этот учебный цикл позволяет углубить одновременно с помощью собственного опыта и дидактическим путем работу над собой при помощи гештальт-терапии, а также ознакомиться с практическими и теоретическими основами метода.
Четыре занятия посвящены базовому теоретическому образованию в области гештальт-терапии; они включают в себя демонстративные сеансы и работу с группой с последующим процесс-анализом.
Основными темами являются история, базовые понятия и принципы гештальт-подхода (организм и среда, единство опыта, феноменология и холистический подход, осознание, фигура и фон, «здесь и теперь», контакт, граница контакта, цикл опыта, творческое приспособление, теория личности, сопротивление, основные типы прерывания контакта, терапевтические механизмы, процесс-анализ, терапевтическая позиция, терапевтические отношения, супервизия, профессиональное самосознание). Затем обучающихся более подробно знакомят с различными прикладными областями гештальт-терапии, что облегчает выбор ими специализации.
Основные темы второй половины цикла: творческие методы в гештальт-терапии (парадоксальные методы, арт-терапия, работа с рисунками, сновидениями и метафорами); работа с телесностью в гештальт-подходе (телесная модальность контакта, отчуждение и пробуждение телесности, динамика телесных переживаний в личной истории, симптом, работа с психосоматическими нарушениями); семейная гештальт-терапия (гештальт-интерактивный цикл опыта, гештальтистский и системный подходы, работа с парами и малыми системами); организационное гештальт-консультирование; гештальт-терапия в клинической практике (анализ ранних нарушений, гештальт-терапия в работе с эндогенными расстройствами, гештальт-терапия в пограничной клинике, работа в наркологии и др.); интегративный подход в гештальт-терапии (гештальтистское и другие направления в психотерапии, логические уровни психотерапевтического процесса).
Большое значение придается самостоятельной практике, личной работе в малых учебных группах, в которых обучающиеся под наблюдением супервизора самостоятельно проводят терапевтические сеансы и процесс-анализ. В ходе обучения им необходимо пройти не менее пятидесяти часов личной психотерапии.
На второй ступени подготовки обучающиеся получают специализированные знания и навыки. Они выбирают направление гештальт-терапии, в котором хотели бы специализироваться, после чего обучение осуществляется по особым программам. На всех ступенях учебу проводят ведущие сотрудники Московского гештальт-института, сертифицированные в области гештальт-терапии (Германия, Франция).
Библиография
Мазур Е. С. (1996) Концепция незавершенных действий в гештальт-терапии //Гештальт-95. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1995 год. — М.: МГИ.
Наранхо К. (1995) Гештальт-терапия. — Воронеж: Модэк.
Немиринский О. В. (1999) Принципы применения гештальт-терапии в клинической практике // Гештальт-98. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1996 год. — М.: МГИ.
Окландер В. (1997) Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М.: Класс.
Перлз Ф. С. (1996) Гештальт-подход и Свидетель терапии. — М.: Либрис.
Перлз Ф. С. (1997) Внутри и вне помойного ведра // Перлз Ф. С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. — М.: Академия, СПб.: XXI век.
Польстер И. (1999) Обитаемый человек. — М.: Класс.
Польстер И., Польстер М. (1997) Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики — М.: Класс.
Резник Р. (1997) Интервью британскому гештальт-журналу // Гештальт-96. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1996 год. — М.: МГИ.
Робин Ж.-М. (1996) Гештальт-терапия. — М.: МГИ.
Рудестам К. (1990) Групповая психотерапия. — М.: Прогресс-Универс.
Фром И. (1995) Гештальт-терапия и гештальт // Гештальт-94. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1994 год. — М.: МГИ.
Фюр Р. (1995) Тезисы о гештальт-педагогике // Гештальт-94. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1994 год - М.: МГИ.
Хломов Д. Н. (1995) Психотерапевтический анализ реабилитации лиц с алкогольной зависимостью // Гештальт-94. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1994 год. — М.: МГИ.
Энрайт Д. (1994) Гештальт ведущий к просветлению. — СПб.: Центр гуманистических технологий «Человек».
Fagan J., Shepherd I. (1970) Gestalt Terapy now. — N. Y.: Herper & Row.
Kepner J. (1987) Body process, a Gestalt Approach to working with the Body in Psychotherapy. — N. Y.: Gestalt Institute of Cleveland Press.
Nevis E. (1988) Organization consulting: a Gestalt Approach. — N. Y: Cleveland Press.
Perls F. (1942) Ego, Hanger and Aggression: a revision of Freud's theory and method. — London: Durban.
Perls F. (1969) Gestalt Therapy Verbatim. — Moab: Real People Press.
Perls F., Hefferlin R., Goodmen P. (1951) Gestalt therapy. — N. Y: Julian Press.
Wheeler G. (1991) Gestalt reconsidered. — N. Y.
Авторы
Аграчев Сергей Григорьевич (1952-1998), психолог-психоаналитик, основатель и первый президент Московского психоаналитического общества.
Варга Анна Яковлевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра психического здоровья МЗ РФ, сертифицированный специалист по системной семейной терапии и психодраме, председатель правления Общества семейных консультантов и терапевтов Москвы.
Гаранян Наталия Георгиевна, кандидат психологических наук ведущий научный сотрудник МНИИ психиатрии, сертифицированный специалист по психодраме, когнитивной психотерапии, системной семейной терапии.
Гиппенрейтер Юлия Борисовна, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, мастер НЛП.
Гриншпун Игорь Борисович, доцент кафедры психологии развития МПГУ, сертифицированный специалист по психодраме.
Кадыров Игорь Максутович, доцент МГУ, кандидат психологических наук, психоаналитик, член Международной психоаналитической ассоциации, президент Московского психоаналитического общества.
Калмыкова Екатерина Семеновна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН, член Московского психоаналитического общества.
Кэхеле Хорст, профессор, декан факультета психотерапии и психосоматики Университета г. Ульма (Германия).
Морозова Елизавета Алексеевна, аспирантка Психологического института РАО, сертифицированный специалист по психодраме.
Орлов Александр Борисович, доктор психологических наук, заместитель директора Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Сертифицированный специалист по человекоцентрированной экспрессивной терапии.
Раевский Станислав Олегович, кандидат психологических наук, преподаватель факультета психологии МГУ, президент Московского общества аналитической психологии, практикующий аналитик.
Семенова Наталья Дмитриевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник МНИИ психиатрии МЗ РФ.
Хегай Лев Аркадьевич, преподаватель Института психоанализа (Москва), вице-президент Московского общества аналитической психологии, практикующий аналитик.
Хломов Даниил Несторович, кандидат психологических наук, директор Московского гештальт-института.
Холмогорова Алла Борисовна, кандидат психологических наук, руководитель лаборатории клинической психологии и психотерапии МНИИ психиатрии МЗ РФ. Сертифицированный специалист по психодраме, когнитивной психотерапии, системной семейной терапии.