Подготовка специалистов

Система подготовки гештальт-терапевтов в России прово­дится сейчас в нескольких специализированных центрах и институтах. Программа Московского гештальт-института соот­носится с соответствующими программами Европейского гештальт-сообщества и сертифицируется международным дипло­мом.

Подготовка гештальт-терапевтов проводится в дополнение к основному образованию в области психологии, психотерапии или психиатрии. Для получения квалификации гештальт-терапевта необходимо пройти полную программу обучения, кото­рая включает в себя подготовительную ступень (сто часов; один год или менее), базовую дидактическую подготовку (вторая сту­пень — двести часов в течение двух лет). В подготовку входит также собственная психотерапия терапевта (пятьдесят часов) и супервизия профессиональной работы выпускника (также пятьдесят часов). Таким образом, общее время подготовки первой-второй ступени и получения квалификации составляет при­мерно три года.

Первая ступень подготовки гештальт-терапевтов посвяще­на знакомству с философией и методологией гештальт-терапии, с ее основными понятиями и принципами. Но главное, на пер­вом году обучения участники получают необходимые профес­сиональные навыки и обучаются техникам, которые они могут использовать в своей работе. Это связано с запросом на дости­жение практического эффекта. То есть обучение организовано таким образом, что, пройдя первую ступень, обучающиеся по­лучают некоторые специальные знания и умения (ведения кли­нической беседы, работы с детскими проблемами, использова­ния рисунка и других художественных средств и т. д.), которые эффективно работают в рамках гештальт-подхода, но могут быть использованы самостоятельно.

Вторая ступень обучения направлена на профессиональную подготовку гештальт-терапевтов. Она представляет собой базо­вый курс теории и практики гештальт-терапии в объеме двух­сот часов (восемь учебных сеансов в течение двух лет). Этот учебный цикл позволяет углубить одновременно с помощью соб­ственного опыта и дидактическим путем работу над собой при помощи гештальт-терапии, а также ознакомиться с практичес­кими и теоретическими основами метода.

Четыре занятия посвящены базовому теоретическому образо­ванию в области гештальт-терапии; они включают в себя демонст­ративные сеансы и работу с группой с последующим процесс-ана­лизом.

Основными темами являются история, базовые понятия и принципы гештальт-подхода (организм и среда, единство опы­та, феноменология и холистический подход, осознание, фигу­ра и фон, «здесь и теперь», контакт, граница контакта, цикл опыта, творческое приспособление, теория личности, сопротив­ление, основные типы прерывания контакта, терапевтические механизмы, процесс-анализ, терапевтическая позиция, терапев­тические отношения, супервизия, профессиональное самосо­знание). Затем обучающихся более подробно знакомят с различ­ными прикладными областями гештальт-терапии, что облегчает выбор ими специализации.

Основные темы второй половины цикла: творческие мето­ды в гештальт-терапии (парадоксальные методы, арт-терапия, работа с рисунками, сновидениями и метафорами); работа с те­лесностью в гештальт-подходе (телесная модальность контак­та, отчуждение и пробуждение телесности, динамика телесных переживаний в личной истории, симптом, работа с психо­соматическими нарушениями); семейная гештальт-терапия (гештальт-интерактивный цикл опыта, гештальтистский и системный подходы, работа с парами и малыми системами); организационное гештальт-консультирование; гештальт-тера­пия в клинической практике (анализ ранних нарушений, ге­штальт-терапия в работе с эндогенными расстройствами, ге­штальт-терапия в пограничной клинике, работа в наркологии и др.); интегративный подход в гештальт-терапии (гештальтистское и другие направления в психотерапии, логические уровни психотерапевтического процесса).

Большое значение придается самостоятельной практике, личной работе в малых учебных группах, в которых обучающи­еся под наблюдением супервизора самостоятельно проводят терапевтические сеансы и процесс-анализ. В ходе обучения им необходимо пройти не менее пятидесяти часов личной психотерапии.

На второй ступени подготовки обучающиеся получают спе­циализированные знания и навыки. Они выбирают направле­ние гештальт-терапии, в котором хотели бы специализировать­ся, после чего обучение осуществляется по особым программам. На всех ступенях учебу проводят ведущие сотрудники Москов­ского гештальт-института, сертифицированные в области ге­штальт-терапии (Германия, Франция).

Библиография

Мазур Е. С. (1996) Концепция незавершенных действий в гештальт-терапии //Гештальт-95. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1995 год. — М.: МГИ.

Наранхо К. (1995) Гештальт-терапия. — Воронеж: Модэк.

Немиринский О. В. (1999) Принципы применения гештальт-терапии в клинической практике // Гештальт-98. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1996 год. — М.: МГИ.

Окландер В. (1997) Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М.: Класс.

Перлз Ф. С. (1996) Гештальт-подход и Свидетель терапии. — М.: Либрис.

Перлз Ф. С. (1997) Внутри и вне помойного ведра // Перлз Ф. С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. — М.: Академия, СПб.: XXI век.

Польстер И. (1999) Обитаемый человек. — М.: Класс.

Польстер И., Польстер М. (1997) Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики — М.: Класс.

Резник Р. (1997) Интервью британскому гештальт-журналу // Гештальт-96. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1996 год. — М.: МГИ.

Робин Ж.-М. (1996) Гештальт-терапия. — М.: МГИ.

Рудестам К. (1990) Групповая психотерапия. — М.: Прогресс-Универс.

Фром И. (1995) Гештальт-терапия и гештальт // Гештальт-94. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1994 год. — М.: МГИ.

Фюр Р. (1995) Тезисы о гештальт-педагогике // Гештальт-94. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1994 год - М.: МГИ.

Хломов Д. Н. (1995) Психотерапевтический анализ реабилитации лиц с алкогольной зависимостью // Гештальт-94. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1994 год. — М.: МГИ.

Энрайт Д. (1994) Гештальт ведущий к просветлению. — СПб.: Центр гуманистических технологий «Человек».

Fagan J., Shepherd I. (1970) Gestalt Terapy now. — N. Y.: Herper & Row.

Kepner J. (1987) Body process, a Gestalt Approach to working with the Body in Psychotherapy. — N. Y.: Gestalt Institute of Cleveland Press.

Nevis E. (1988) Organization consulting: a Gestalt Approach. — N. Y: Cleve­land Press.

Perls F. (1942) Ego, Hanger and Aggression: a revision of Freud's theory and method. — London: Durban.

Perls F. (1969) Gestalt Therapy Verbatim. — Moab: Real People Press.

Perls F., Hefferlin R., Goodmen P. (1951) Gestalt therapy. — N. Y: Julian Press.

Wheeler G. (1991) Gestalt reconsidered. — N. Y.

Авторы

Аграчев Сергей Григорьевич (1952-1998), психолог-психоана­литик, основатель и первый президент Московского психоана­литического общества.

Варга Анна Яковлевна, кандидат психологических наук, стар­ший научный сотрудник Центра психического здоровья МЗ РФ, сертифицированный специалист по системной семейной тера­пии и психодраме, председатель правления Общества семейных консультантов и терапевтов Москвы.

Гаранян Наталия Георгиевна, кандидат психологических наук ведущий научный сотрудник МНИИ психиатрии, сертифици­рованный специалист по психодраме, когнитивной психотера­пии, системной семейной терапии.

Гиппенрейтер Юлия Борисовна, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, мастер НЛП.

Гриншпун Игорь Борисович, доцент кафедры психологии раз­вития МПГУ, сертифицированный специалист по психодраме.

Кадыров Игорь Максутович, доцент МГУ, кандидат психо­логических наук, психоаналитик, член Международной психо­аналитической ассоциации, президент Московского психоана­литического общества.

Калмыкова Екатерина Семеновна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН, член Московского психоаналитического общества.

Кэхеле Хорст, профессор, декан факультета психотерапии и психосоматики Университета г. Ульма (Германия).

Морозова Елизавета Алексеевна, аспирантка Психологичес­кого института РАО, сертифицированный специалист по пси­ходраме.

Орлов Александр Борисович, доктор психологических наук, заместитель директора Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Сертифицированный специалист по человекоцентрированной экспрессивной терапии.

Раевский Станислав Олегович, кандидат психологических наук, преподаватель факультета психологии МГУ, президент Московского общества аналитической психологии, практику­ющий аналитик.

Семенова Наталья Дмитриевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник МНИИ психиатрии МЗ РФ.

Хегай Лев Аркадьевич, преподаватель Института психоана­лиза (Москва), вице-президент Московского общества анали­тической психологии, практикующий аналитик.

Хломов Даниил Несторович, кандидат психологических наук, директор Московского гештальт-института.

Холмогорова Алла Борисовна, кандидат психологических наук, руководитель лаборатории клинической психологии и психотерапии МНИИ психиатрии МЗ РФ. Сертифицирован­ный специалист по психодраме, когнитивной психотерапии, системной семейной терапии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: