Можно выделить основные функции самообразования - его социально- психологические регистры:
1. Экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний.
2. Ориентирования- определения себя в Культуре и своего места в обществе.
3. Компенсаторная - преодоление недостатков классного, школьного обучения,ликвидация «белых пятен», формальных знаний.
4. Саморазвития- совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств.
5. Методологическая - преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира.
6. Коммуникативная - установление связи между науками. профессиями, возрастами и т. д.
7. Сотворческая - сопутствие, содействие творческой работе,непременное дополнение ее.
8. Омоложения - преодоление инерции собственного мышления, предупреждения застоя в общественной позиции,чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться о положения учащего и переходить на положение учащегося.
9. Психологическая (и даже психотерапевтическая)-сохранение полноты бытия,чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества.
|
|
10. Геронтологическая - поддержание связей с миром и через них - жизнеспособности организма. Самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний.Самообразование -это путь развития как интеллекта, так и личности в целом.
1.4. Самовоспитание и самосовершенствованте.
Не существует и, вероятно, не может существовать анкеты или теста, дающий полный, глубокий и достоверный ответ об истинных целях, качествах, направлениях личности.Восприятие человека человеком затруднено тем, что чаще всего форма выражения неадекватно существу, служит только прикрытием его даже вступает с ним в противоречие.Следовательно, подлинное понимание своих чувств, а значит и целей может иметь только сам индивид.
Проблема самообразования - лишь часть куда более сложной и обширной проблемы саморазвития, самовоспитания человека.
В фундаменте саморазвития личности лежит осознание себя.
Такие понятия как: самоанализ,рефлексия почти вывели за пределы молодежного сознания.
Рефлексия - обращение назад..отражение. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов;
деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Итак, рефлексия -искусство самопознания,глубокое и честное раздумье о себе самом. В понятие «рефлексия» входит: во -первых,четкое и ясное представление о самом себе, о своих «могу» и «не могу», о том, как выглядишь со стороны, как чувствуешь и действуешь,за что тебя любят и за что не принимают люди.Видение себя не абстрактнотипового, а сугубо конкретного и подлинного.
|
|
Рефлексия — спрос с себя. Превозможение своеобразной «обидчивости», свойственной человеку нашего времени, наделенному несовпадением высокой самооценки и не всегда блестящего жизненного результата.Человек обладающий даром и искусством рефлексии, ищет истоки судьбы в себе и спрашивать тоже начинает с себя.
Рефлексия предполагает самоконтроль, умение в острой ситуации властвовать, не выходить за трагическую грань.
Рефлексия -культура души, чувств,мыслей;
культура в строительстве отношений.
Рефлексия - и самозащита: осознание своей человеческой специфики и готовность отстаивать и разумно сохранять ее.
Образование себя происходит в соединении трех самостийных актов: самопознание, самообразование и самовыражения.
Начавшись самопознанием, продолжается образование себя - самовоспитанием.Осознав себя, свои качества, уже в детстве начинаем мы влиять на свою личность.Но и у ребенка, и подростка самовоспитание ситуативно. Ребенок способен и стремится влиять на себя.Пока в его власти - исправить отдельный поступок, добиться маленькой честной цели.Он отождествляет себя со своим поведением и совершает мужественный поступок -например, не плачет при падении.Он уверен - этот поступок и сделал его мужественным.