Вывод по второму вопросу.
Мировая система образования за последние годы существенно изменилась. Важной составной частью социальной политики многих современных государств стала модернизация образования. Руководством нашей страны теме модернизации и инноваций уделяется большое внимание. В последние годы модернизация российского образования происходит в аспекте вхождения России в мировое образовательное пространство. В связи с чем актуализировалась проблема глобализации.
Образование находится в эпицентре глобализации. Именно в вузах формируется новое поколение профессионалов, которые будут принимать решения по всем ключевым вопросам политики, экономики, финансов, идеологии, образования и воспитания, общественных и естественных наук, культуры, информации и коммуникации, другими словами, – они будут строить общество будущего. От них во многом будет зависеть реальное претворение в жизнь как позитивных сторон глобализации, так и ее негативных последствий. Поэтому процесс модернизации в сфере высшего образования мы рассматриваем в связи с глобализацией.
Известный русский поэт Николай Рубакин сказал, что всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.
Напомню, что самообразование – это целенаправленная деятельность человека, обеспечивающая ему самостоятельное пополнение запаса знаний и достижение высокого конечного результата в интересующей его сфере. Самообразование в широком смысле этого слова является необходимым компонентом всякого учения.
Самообразование - обязательный компонент профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Так, в Наставлении по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», (приказ МВД РФ от 29 июня 2009 г. N 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации») отмечено, что каждый сотрудник обязан в иметь навыки самообразования и саморазвития (п. 104.3.) Самообразование сотрудника идет в следующих направлениях: общенаучном, профессиональном, психолого-педагогическом, интеллектуальном. Все эти направления тесно взаимосвязаны, хотя и имеют свою специфику.
Целью общенаучного самообразования является формирование и углубление системы последовательно научных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Система общенаучного самообразования включает в себя также ориентацию в политических проблемах современности, изучение внешнеполитических и внутриполитических событий, умение их анализировать и делать обобщающие выводы.
Целью профессионального самообразовани я сотрудников ОВД является углубление юридических знаний по основным вопросам борьбы с преступностью и профилактики правонарушений. Знать все основное и новое, что происходит в своей профессии - элементарное требование к каждому специалисту современного уровня. Т.е. это направление самообразования необходимо рассматривать как способ повышения деловой квалификации.
Видное место занимает психолого-педагогическое самообразование, т.е. овладение системой психолого-педагогических знаний, что помогает планировать самообразование и осуществлять его на научной основе, творчески используя наиболее эффективные средства, методы и приемы. Необходимость данного направления объясняется тем, что юридические дела, имея в своей основе жизненные случаи, органически включают в себя человека, человеческие поступки и отношения. Поэтому в них невозможно разобраться и принять верные решения, не учитывая сложности человеческой психологии. Знание педагогики дает возможность осуществлять воспитательную работу среди населения, в трудовых коллективах, организовывать профилактику правонарушений, осуществлять правовую пропаганду.
Целью интеллектуального самообразования является расширение информации в сфере культурной жизни в определенной системе и последовательности, дальнейшее совершенствование своих умственных способностей. Это не исключает совершенствования познаний в определенных профессиональных областях, в которых осуществляют свою деятельность сотрудники ОВД в зависимости от специфики подразделения.
Только осознание необходимости повышения знаний, совершенствования навыков и умений, формирования мотивов самообразования является исходным моментом в работе по самостоятельному приобретению знаний, навыков и умений.
Непосредственная работа по самообразованию включает: критический самоанализ и самооценку имеющихся у себя знаний, их соотнесение с новыми достижениями науки и практики; изыскание необходимого времени для самообразования; знакомство с источниками информации; выборочное и углубленное изучение материала; консультации по изучаемой проблеме; практическое применение вновь приобретенных знаний.
Схематично процесс самообразования можно представить в следующем виде (см. схему).
Схема: Процесс самообразования
Требования квалификационной характеристики специалиста | Возникновение потребности в самообразовании | Планирование |
Самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях | Определение работы по самообразованию, средств, форм, методов для самообразования | |
Постановка целей и задач | Содержание самообразования: общенаучное; профессиональное; психолого-педагогическое; интеллектуальное | |
Самоконтроль и самооценка | Деятельность по самообразованию, знакомство с источниками информации, выборочное изучение материала, углубленное изучение материала, возможности применения знаний на практике | |
Результат: Новые навыки. Практическое использование приобретенных знаний |
Таким образом, самообразование приобретает тогда целенаправленный характер, когда сотрудник ОВД чувствует необходимость в пополнении своих знаний, совершенствовании навыков и умений.
На основе поставленных целей формируется и разрабатывается личный перспективный план (программа самообразовательной работы). В нем предусматривается содержание, объем материала, который необходимо изучить, основные методы и средства реализации, намеченность, а также сроки и формы контроля за его выполнением.
Цели и задачи по профессиональному развитию должны быть направлены на:
- формирование новых навыков и качеств личности;
- преодоление отрицательных качеств и привычек;
- профилактику профессиональной деформации.
Постановка частных целей и задач по развитию отдельных профессионально-значимых качеств и знаний позволяет выделить этапы, сроки и последовательность работы над собой. При этом важно постепенно усложнять задачи и стремиться к их самостоятельному решению.
Реализация задач, предусмотренных индивидуальным планом профессионального развития в текущей, повседневной работе достигается путем активизации соответствующих психологических механизмов и осуществляется по следующимнаправлениям:
- самоориентировка в процессе работы;
- целенаправленное регулирование своих действий в сложных ситуациях;
- самопобуждение к преодолению трудностей;
- мобилизация и стимулирование своих психических возможностей;
- самоконтроль за результатами работы.
Повышение уровня профессиональных знаний и развитие необходимых свойств и качеств личности может достигаться только в результате многократных повторений способа и "технологии" решения тех или иных задач, саморегулирование психических состояний, действий, поступков.
Мотивы самообразования могут быть самыми разнообразными. Одни руководствуются тем, что путем самообразования можно повысить свою профессиональную компетентность, а значит и заработок, обеспечить дальнейшее служебное продвижение, другие хотят удовлетворить любознательность, третьи — познать личный престиж в коллективе, стать уважаемыми людьми, получить высокую оценку своей личности.
Главным методом самообразования является чтение. При нынешних темпах развития научного знания каждый сотрудник должен научиться отбирать сведения, наиболее необходимые для его совершенствования в избранной сфере деятельности. Поэтому необходимо вырабатывать привычку дифференцированного чтения. На практике обычно пользуются двумя способами: углубленным (иногда с конспектированием) и скоростным.
Большую помощь в организации самообразования играет знание основ НОУТ (научной организации учебного труда). Основная идея которой - максимальный эффект при минимальной затрате времени.
Пути и способы самообразования могут быть весьма индивидуальны и своеобразны в зависимости от прежнего опыта работы над собой, уровня знаний человека, его общей подготовки, интересов и т.п.
Методика работы по самообразованию отражает индивидуальные особенности личности. Некоторым полезно вести дневник, в котором они могли бы анализировать свои достижения и неудачи в течении месяца, недели, дня. Другие могли бы разработать правила работы над собой, используя такие методы, как самоприказ, самопринуждение. Третьим можно посоветовать принять личные обязательства, устные или письменные.
Многие великие люди достигли больших успехов в жизни, занимаясь самообразованием. Дмитрий Иванович Писарев в свое время говорил: «Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий».
Таким образом, выделяют два типа самоуправления самообразованием и профессиональным развитием:
1. Стихийное, полуосознанное, ситуативное, неквалифицированное.
2. Преднамеренное, целеустремленное, организованное.
Последнее включает в себя два уровня организации самоуправления:
1. Деятельность по программированию идей, основных задач и способов их достижения в расчете на перспективу.
2. Деятельность в процессе повседневной работы.
Исходное начало при самоуправлении профессиональным развитием - глубоко личная, внутренняя заинтересованность и убежденность самого специалиста в необходимости постоянной работы над собой. Это достигается следующим образом.
1. При осознании того, что профессионально-должностная карьера, будущее сотрудника зависят от максимального соответствия между требованиями и уровнем развития профессионального мастерства (знаний, свойств и качеств личности).
2. Формированию требовательного отношения себе помогает также осознание противоречия между личными возможностями специалиста и необходимостью полного решения стоящих перед ним оперативно-служебных задач.
3. Необходимо преодоление психологических барьеров: иллюзий, самомнения, инерции.
сит совершенство, а совершенство - это не мелочь".
Вывод по третьему вопросу. Самообразование – это целенаправленная деятельность человека, обеспечивающая ему самостоятельное пополнение запаса знаний и достижение высокого конечного результата в интересующей его сфере. Самообразование - обязательный компонент профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Так, в Наставлении по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», (приказ МВД РФ от 29 июня 2009 г. N 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации») отмечено, что каждый сотрудник обязан в иметь навыки самообразования и саморазвития (п. 104.3.). Осознание необходимости повышения знаний, совершенствования навыков и умений, формирования мотивов самообразования является исходным моментом в работе по самостоятельному приобретению знаний, навыков и умений.