В современном мире по всем отраслям знаний становится все больше и больше информации и ее необходимо уметь отбирать, анализировать, осваивать. Учебные занятия, ограниченные определенными временными рамками, не позволяют раскрыть все богатство изучаемых наук, охватить всю важную информацию, инновационные технологии, накопленные в мире. Учебники и учебные пособия быстро устаревают.
Все это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них правильных умений и навыков работы с различной информационной литературой, навыков научно-исследовательской работы.
Самообразование — это самостоятельное приращение знаний, возвышение в мастерстве, так как чем разностороннее и глубже знания и обширнее опыт, тем точнее выбор решения и действий для его реализации.
Цель самообразования — приобретение знаний, умений и навыков в определенной области науки, успехи в практической деятельности, которые для личности являются желательными и определяют направление и содержание деятельности, нацеленной на решение поставленных задач и достижение намеченных профессиональных и жизненных целей и планов.
|
|
Наметив цель самообразования, студент выбирает средства для ее осуществления.
Если самообразовательная деятельность не приводит к желаемым результатам, это значит, что- либо формулирование цели, либо технология ее перевода в конкретную задачу были ошибочными, либо деятельность по решению задачи была плохо организованна.
Имея четко разработанный план занятий по достижению цели, легче судить о том, где и как он лучше всего выполним.
На этапе определения цели производится предварительный анализ внешних и внутренних условий самообразования.
Под внутренними условиями процесса самообразования имеются в виду, прежде всего, отношение личности к самообразованию, мотивы, индивидуальные особенности, запас знаний, умений, навыков в данной области — все то, что обуславливает возможности личности в активном достижении поставленной цели.
Под внешними условиями самообразования понимается реальное окружение личности, в первую очередь — наличие или отсутствие эффективных средств самообразования.
Результативность применения средств и способов самообразования будет в том случае выше, когда они находятся в соответствии не только с целями, которым они служат, но и внутренними и внешними условиями. Вот почему особо важен анализ реально существующих и необходимых условий, а также их изменений.
Самостоятельная работа — важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении научных знаний, навыков, умений, синтезе и анализе материала.
|
|
Самостоятельный поиск представляет собой вид самостоятельной работы, который позволяет преподавателю, опираясь на имеющийся у студентов багаж знаний, умений и навыков, а также на их индивидуальные способности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе результаты этой деятельности.
Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в приращении новых знаний, умений, расширяющих общий и профильный кругозор.
Формирование у человека умений планировать собственную деятельность и успешно реализовывать эти планы — сложный и длительный процесс.
Поэтому, чтобы достичь успеха на этом пути, студенту необходимо решить три основные задачи:
вызвать у себя стремление заниматься самообразованием;
вооружиться системой умений и навыков, без которых невозможны эти знания;
создать условия, чтобы приобретенные знания, умения могли быть реализованы в деятельности.
Занятие самообразованием требует от личности студента немалых волевых усилий. В этом случае, когда эти усилия способствуют совершенствованию профессиональной деятельности, они стимулируются сознанием их практической значимости, полезности, с одной стороны, и благотворно влияют на формирование организационных умений — с другой.
Организационные умения рассматриваются как комплекс умений, необходимых человеку, чтобы рационально организовать сам процесс познавательной деятельности в определенной последовательности.
В этот комплекс включается умение определить цель и задачи предстоящей интеллектуально-познавательной и практической работы, наметить пути и средства достижения поставленных задач, планирование своей работы и умение контролировать ее процесс и результат.
Каждое умение сложно по своей структуре, оно проявляется не обособленно, а в системе умений выделять главное в прочитанном, анализируемом в условиях временных ограничений, строить умозаключения из данных посылок, решать нестандартные ситуации или находить нестандартные приемы, подходы к решению каких-то задач и др.