Самообразование. Цели и условия самообразования

В современном мире по всем отраслям знаний становится все больше и больше информации и ее необходимо уметь отбирать, анализировать, осваи­вать. Учебные занятия, ограниченные определенными временными рамка­ми, не позволяют раскрыть все богатство изучаемых наук, охватить всю важ­ную информацию, инновационные технологии, накопленные в мире. Учеб­ники и учебные пособия быстро устаревают.

Все это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятель­ной творческой деятельности, формирования у них правильных умений и навыков работы с различной информационной литературой, навыков науч­но-исследовательской работы.

Самообразование — это самостоятельное приращение знаний, возвыше­ние в мастерстве, так как чем разностороннее и глубже знания и обширнее опыт, тем точнее выбор решения и действий для его реализации.

Цель самообразования — приобретение знаний, умений и навыков в оп­ределенной области науки, успехи в практической деятельности, которые для личности являются желательными и определяют направление и содержание деятельности, нацеленной на решение поставленных задач и достижение на­меченных профессиональных и жизненных целей и планов.

Наметив цель самообразования, студент выбирает средства для ее осуще­ствления.

Если самообразовательная деятельность не приводит к желаемым резуль­татам, это значит, что- либо формулирование цели, либо технология ее перево­да в конкретную задачу были ошибочными, либо деятельность по решению задачи была плохо организованна.

Имея четко разработанный план занятий по достижению цели, легче су­дить о том, где и как он лучше всего выполним.

На этапе определения цели производится предварительный анализ вне­шних и внутренних условий самообразования.

Под внутренними условиями процесса самообразования имеются в виду, прежде всего, отношение личности к самообразованию, мотивы, индивиду­альные особенности, запас знаний, умений, навыков в данной области — все то, что обуславливает возможности личности в активном достижении постав­ленной цели.

Под внешними условиями самообразования понимается реальное окру­жение личности, в первую очередь — наличие или отсутствие эффективных средств самообразования.

Результативность применения средств и способов самообразования будет в том случае выше, когда они находятся в соответствии не только с целями, которым они служат, но и внутренними и внешними условиями. Вот почему особо важен анализ реально существующих и необходимых условий, а также их изменений.

Самостоятельная работа — важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении научных зна­ний, навыков, умений, синтезе и анализе материала.

Самостоятельный поиск представляет собой вид самостоятельной рабо­ты, который позволяет преподавателю, опираясь на имеющийся у студентов багаж знаний, умений и навыков, а также на их индивидуальные способности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их дея­тельность, оценивать и использовать в учебном процессе результаты этой деятельности.

Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в прираще­нии новых знаний, умений, расширяющих общий и профильный кругозор.

Формирование у человека умений планировать собственную деятельность и успешно реализовывать эти планы — сложный и длительный процесс.

Поэтому, чтобы достичь успеха на этом пути, студенту необходимо ре­шить три основные задачи:

вызвать у себя стремление заниматься самообразованием;

вооружиться системой умений и навыков, без которых невозможны эти знания;

создать условия, чтобы приобретенные знания, умения могли быть реали­зованы в деятельности.

Занятие самообразованием требует от личности студента немалых воле­вых усилий. В этом случае, когда эти усилия способствуют совершенствова­нию профессиональной деятельности, они стимулируются сознанием их прак­тической значимости, полезности, с одной стороны, и благотворно влияют на формирование организационных умений — с другой.

Организационные умения рассматриваются как комплекс умений, необ­ходимых человеку, чтобы рационально организовать сам процесс познава­тельной деятельности в определенной последовательности.

В этот комплекс включается умение определить цель и задачи предстоя­щей интеллектуально-познавательной и практической работы, наметить пути и средства достижения поставленных задач, планирование своей работы и умение контролировать ее процесс и результат.

Каждое умение сложно по своей структуре, оно проявляется не обособ­ленно, а в системе умений выделять главное в прочитанном, анализируемом в условиях временных ограничений, строить умозаключения из данных по­сылок, решать нестандартные ситуации или находить нестандартные приемы, подходы к решению каких-то задач и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: