Этот экспериментальный приём давно используется в психиатрической клинике для выявления сохранности навыка счёта, устойчивости внимания, а также степени затруднённости интеллектуальных процессов больных.
В зависимости от образования и психического состояния больного экспериментатор предлагает больному одно из следующих заданий: отнимать от 200 по 17, или от 200 по 13; или от 100 по 7, или от 30 по 3 и т.д. Больному предлагают, например, отнимать от 100 по 7, называя каждый раз только остатки, то есть, не повторяя – «отнять семь». Больной должен таким образом назвать 93, 86, 79 и т.д.
Меняя исходные числа для отсчёта, можно пользоваться этой методикой для многократных повторных проб (при необходимости оценки изменений состояния больных). В таких случаях целесообразно учитывать, с помощью секундомера, суммарное время, которое больной тратит на отсчитывание.
Тестовые задания для самоподготовки учащихся
Расстройства восприятия
Инструкция для вопросов №№ 1 — 14.
Выберите один или несколько ответов из списка, пользуясь следующим кодом:
А — верно 1, 2, 3.
В — верно 1 и 3.
С — верно 2 и 4.
D — верно только 4.