Методические указания для курсантов по подготовке к семинару

Данная тема является одной из наиболее значимых в курсе уголовного судопроизводства. Следственные действия являются основным способом собирания доказательств и в этой связи заслуживают пристального внимания.

При изучении первого вопроса семинара необходимо обратить внимание, что закон не дает понятия «следственное действие». Однако в теории уголовного процесса выделяются признаки (критерии) следственных действий. К ним относятся: 1) осуществление уполномоченными субъектами; 2) познавательно-поисковый характер; 3) направленность на формирование доказательств; 4) обеспеченность государственным принуждением; 5) наличие детальной регламентации порядка производства следственных действий.

Понятие следственного действия можно сформулировать с использованием названных критериев. Кроме того, следственные действия необходимо отличать от смежных понятий: «процессуальные действия», «розыскные действия», «оперативно-розыскные мероприятия (действия)». К видам следственных действий относят: 1) осмотр;) освидетельствование; 3) следственный эксперимент; 4) обыск; 5) выемка; 6) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка; 7) контроль и запись переговоров; 8) получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами; 9) допрос; 10) очная ставка; 11) проверка показаний на месте; 12) предъявление для опознания; 13) производство судебной экспертизы.

При изучении второго вопроса семинара следует уяснить, что к общим условиям (правилам) производства следственных действий относятся: 1) осуществление уполномоченными субъектами; 2) наличие возбужденного уголовного дела (возможность производства до возбуждения уголовного дела); 3) наличие фактических и юридических оснований; 4) обязательность соблюдения процессуального порядка производства следственного действия и оформления его результатов; 5) возможность привлечения к производству следственного действия различных участников уголовного судопроизводства (обвиняемого, свидетеля и др.); 6) возможность применения при производстве следственных действий технических средств и способов обнаружения, закрепления и изъятия следов преступления, предметов и документов, а также фиксации самого хода следственного действия; 7) обязательность соблюдения при производстве следственных действий определенных процессуальных ограничений и требований (недопустимость применения насилия, угроз и иных незаконных мер, создания опасности для жизни и здоровья их участников и др.).

При изучении третьего вопроса первого семинара, а также вопросов последующих семинарских занятий, относящихся к конкретным следственным действиям необходимо давать юридическую характеристику отдельных следственных действий по следующей: понятие, цели, основания, виды, процессуальный порядок проведения и оформления, проблемы производства (спорные вопросы), отличие от сходных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий и др..

При изучении третьего вопроса пятого семинара необходимо назвать иные способы получения доказательств, предусмотренные УПК РФ: 1) осуществление иных процессуальных действий (например, направление следователем, дознавателем требований, запросов, поручений; проведение документальных проверок, инвентаризаций, ревизий); 2) получение следователем, дознавателем от подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей собранных и представленных ими письменных документов и предметов (например, характеристик); 3) получение следователем, дознавателем от защитника собранных и представленных им: а) предметов, документов и иных сведений; б) данных, полученных в ходе опроса лиц с их согласия; в) истребованных от государственных (муниципальных) органов, а также организаций справок, характеристик, иных документов; 4) придание доказательственного значения результатам оперативно-розыскной деятельности (записям прослушивания телефонных переговоров, оперативной видеосъемке и др.) путем проведения процессуальных действий (например, выемки); 5) использование преюдициальных обстоятельств, установленных вступившим в законную силу приговором суда.

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки:

В ходе самостоятельной подготовки к теме необходимо на основе конспектов лекций, основной и дополнительной литературы изучить учебные вопросы темы, дополнив при этом конспекты схемой о видах следственных действий. Результат усвоения материала темы рекомендуется самостоятельно проверить, ответив на следующие вопросы для самоконтроля:

1. Какие виды следственных действий предусмотрены уголовно-процессуальным законом?

2. Все ли виды осмотров можно производить до возбуждения уголовного дела?

3. Каковы основания освидетельствования и кто из субъектов процесса является его участником?

4. Каковы особенности освидетельствования лиц разного пола?

5. Какая цель преследуется при проведении следственного эксперимента?

6. Что понимается под условиями проведения следственного эксперимента?

7. В чем состоит отличие между обыском и выемкой?

8. В чем состоят особенности производства выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных учреждениях?

9. Можно ли использовать сведения, полученные оперативно-розыскным путем, при принятии решения о контроле и записи телефонных и иных переговоров?

10. В чем состоят общие правила производства допроса?

11. В каком случае производится очная ставка?

12. Каков порядок предъявления для опознания?

13. Возможно ли проведение повторного предъявления для опознания?

14. В чем состоит проверка показаний на месте?

15. Какие различия между комплексной и комиссионной экспертизой?

16. Чем отличается повторная экспертиза от дополнительной?

17. В каких случаях проведение экспертизы является обязательным?

18. Охарактеризуйте порядок получения образцов для сравнительного исследования?

Практическое занятие – 4 часа

Задание № 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах с 22 по 37 из сборника задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: