При изучении первого вопроса семинарского занятия следует остановиться на понятии, содержании и основаниях привлечения лица в качестве обвиняемого и раскрыть в соотношении с понятиями «уголовное преследование», «обвинение», «привлечение к уголовной ответственности». Исходя из сформулированного понятия, необходимо определить значение привлечения в качестве обвиняемого: 1) окончательно определяется лицо, изобличаемое в совершении преступления; 2) формулируется оценка действий обвиняемого, выражаемая в квалификации совершенного деяния согласно норм УК РФ; 3) конкретизируются предмет и пределы доказывания по уголовному делу (ст. 73 УПК РФ) в соответствии с квалификацией действий обвиняемого и характеристиками его личности. Изучая основания привлечения лица в качестве обвиняемого, необходимо уяснить предмет и пределы доказывания к моменту привлечения лица в качестве обвиняемого, критерии законности и обоснованности привлечения в качестве обвиняемого.
При ответе на третий вопрос семинара необходимо провести процессуальную характеристику постановления о привлечении в качестве обвиняемого, назвать требования, предъявляемые к данному документу (законность, обоснованность, мотивированность), структуру (вводная, описательно-мотивировочная и резолютивная части), а также обязательные реквизиты. Следует остановиться на особенностях составления постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении нескольких преступлений, а также привлечении по одному уголовному делу в качестве обвиняемых нескольких лиц.
|
|
При изучении третьего вопроса семинара следует обратиться к ст.ст. 172-174 УПК РФ, регламентирующим процессуальный порядок предъявления обвинения и допроса обвиняемого. Необходимо четко разграничить понятия «привлечение в качестве обвиняемого» и «предъявление обвинения». Следует разобрать сроки предъявления обвинения с момента вынесения постановления, основные права обвиняемого, особенно по реализации его права на защиту при предъявлении обвинения, а также допросе обвиняемого, где важны сроки его производства (после предъявления обвинения), процессуальный порядок проведения и оформления.
При изучении четвертого вопроса семинара следует обратить внимание на основания внесения изменений и дополнений в обвинение, процессуальный порядок оформления принятых решений: 1) вынесение нового постановления о привлечении в качестве обвиняемого; 2) вынесение постановления о частичном прекращении уголовного преследования; 3) одновременное вынесение обоих документов.
Задание для работы в часы самостоятельной подготовки:
|
|
В ходе самостоятельной подготовки к теме необходимо на основе конспектов лекций, основной и дополнительной литературы изучить учебные вопросы темы, дополнив при этом конспекты схемами о порядке привлечения лица в качестве обвиняемого, допросе обвиняемого. Результат усвоения материала темы рекомендуется самостоятельно проверить, ответив на следующие вопросы для самоконтроля:
1. С какого момента на предварительном следствии появляется процессуальная фигура обвиняемого?
2. В чем заключается сущность акта привлечения в качестве обвиняемого?
3. Каковы основания привлечения в качестве обвиняемого?
4. Из каких процессуальных действий складывается привлечение в качестве обвиняемого?
5. Чем отличается деятельность следователя после привлечения лица в качестве обвиняемого от деятельности, которая предшествует данному процессуальному акту?
6. Верно ли распространенное на практике и в литературе утверждение, что привлекать в качестве обвиняемого можно лишь при условии доказанности его вины в совершении преступления?
7. Каковы сроки и процессуальный порядок предъявления обвинения, а также допроса обвиняемого?
8. В чем состоит различие между изменением и дополнением обвинения?
9. Какие требования предъявляются законом к постановлению о привлечении в качестве обвиняемого?
10. Какие права разъясняются обвиняемому при предъявлении обвинения?
11. Какова роль защитника при предъявлении обвинения и допросе обвиняемого?
12. Может ли дознаватель при производстве дознания предъявить обвинение?
Практическое занятие - 2 часа
Задание № 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах с 38 по 47 из сборника задач.
Практическое занятие - 2 часа
Сделать задание 1