double arrow

Методические указания для курсантов по подготовке к семинарам


При подготовке к первому семнару необходимо учитывать, что рассматриваемая тема является одной из наиболее разработанных в теории уголовного процесса. Несмотря на это, остались неразрешенными многие вопросы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

Основные правовые положения по теме закреплены в гл. 50 УПК «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних». Однако нормативное регулирование этого производства не исчерпывается нормами гл. 50 УПК. Здесь надлежит опираться на положения, содержащиеся в ч. 3 ст. 27, ч. 2 ст. 108, ч. 4 ст. 133, п. 2 ч. 1 ст. 154,ч. 4 ст. 188, ст. 191, ч. 5 ст. 196, ст. 280 УПК и т.д., а также на ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность органов расследования по делам этой категории.

Причинами, вызвавшими установление в законе специальных правил, являются возрастные особенности субъектов, психолого-педагогические особенности личности несовершеннолетних и их социальное положение.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на понятие несовершеннолетнего, которое законодатель связывает с возрастом лица на момент совершения преступления. Учитывая, что в практике встречаются случаи привлечения к ответственности лиц, достигших 18 лет, но совершивших преступление до наступления этого возраста, определите, какие из установленных законом особенностей объективно не применимы к этим случаям.

Характеризуя правовые основы производства по делам несовершеннолетних, необходимо обратиться к содержанию Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), принятых на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29.11.1985., (Советская юстиция. 1991. №12-14).

При изучении предмета доказывания необходимо уяснить содержание и значение каждого из обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних. Учитывая, что они тесно связаны с нормами УК РФ, повторите соответствующие темы курса «Уголовное право». Кроме того важно уяснить соотношение общего предмета доказывания (ст.73 УПК) и специального (ст.421 УПК).

Характеризуя отдельные обстоятельства, входящие в предмет доказывания, обратите внимание на правила установления возраста несовершеннолетнего, в том числе в случаях, когда отсутствуют соответствующие документы.

При изучении особенностей производства по делам несовершеннолетних обратите внимание, на то, что производство по делам несовершеннолетних включает в себя общие правила, регламентирующие расследование уголовных дел, а также отдельные положения, перечисленные в гл. 50 УПК. В теории уголовного процесса их называют особенностями. В зависимости от этапа уголовно-процессуальной деятельности выделяют особенности проверки заявлений и сообщений о преступлении и особенности расследования уголовных дел и судебного разбирательства дел в отношении несовершеннолетних.

Раскрывая содержание особенностей проверки заявлений и сообщений о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, необходимо отметить, что до настоящего времени не урегулирован порядок их рассмотрения и разрешения. Остался неурегулированным и порядок процессуального реагирования на общественно опасные деяния, совершенные лицами, не достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Нет четких предписаний по выполнению процессуальных действий с участием несовершеннолетних и их родителей в стадии возбуждения уголовного дела и т.п. В связи с этим остается актуальным вопрос о совершенствовании законодательства, регулирующего проверку заявлений и сообщений в отношении несовершеннолетних.

Раскрывая содержание особенностей расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних, следует обратить внимание на правила, закрепленные в ст. 420-427 УПК. В частности, к ним относятся: основания и порядок выделения в отдельное производство материалов из уголовного дела в отношении несовершеннолетнего (ст. 422 УПК); задержание несовершеннолетнего подозреваемого и избрание в отношении его меры пресечения (ст. 423 УПК); порядок вызова несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ст. 424 УПК); допрос несовершеннолетнего подозреваемого (ст. 425 УПК) и т.д.

Раскрывая содержание особенностей производства в отношении несовершеннолетних в суде, курсантам рекомендуется усвоить правила, связанные с участием законного представителя в судебном заседании, допросе несовершеннолетнего подсудимого и при назначении ему наказания.

При анализе закона необходимо выделить и недостатки правового регулирования расследования и судебного рассмотрения уголовных в отношении несовершеннолетних.

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки:

В ходе самостоятельной подготовки к теме необходимо на основе конспектов лекций, основной и дополнительной литературы изучить учебные вопросы темы, дополнив при этом материал лекции конспектом Пекинских правил, схемами о предмете доказывания, особенностях предварительного расследования и судебного разбирательства. Результат усвоения материала темы рекомендуется самостоятельно проверить, ответив на следующие вопросы для самоконтроля:

1. Какова подследственность уголовных дел в отношении несовершеннолетних?

2. Каковы особенности возбуждения уголовного дела в отношении несовершеннолетних?

3. Какие обстоятельства подлежат установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних?

4. Что является основанием выделения дела о несовершеннолетнем, участвовавшем в совершении преступления вместе со взрослым?

5. Какие меры пресечения могут применяться к несовершеннолетнему?

6. Кто может быть законным представителем несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе досудебного производства?

7. Какие решения выносит следователь и дознаватель по окончании предварительного расследования по делам несовершеннолетних?

8. Какие вопросы разрешает суд при постановлении приговора несовершеннолетнему?

9. Каков порядок прекращения уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия?

Практическое занятие - 2 часа

Задание №1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах №98-107 сборника задач.

Задание №2. На основе разрешения практических ситуаций рассмотреть следующие вопросы

1. Предмет доказывания по делам несовершеннолетних.

2. Особенности применения норм УПК к лицам, достигшим на момент предварительного расследования или судебного разбирательства совершеннолетия.

3. Обоснованность заключения под стражу несовершеннолетних.

4. Порядок разрешения вопроса о применении принудительных мер воспитательного воздействия.


Сейчас читают про: