Отказ в переводе

1. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 23настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;
4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
2. Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1настоящей статьи.
3. Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

23. понятие и виды переустройства и перепланировки ЖП

Наряду с изменением правового режима помещений в ЖК впервые подробно регламентированы положения, связанные с переустройством и перепланировкой жилого помещения (гл. 4). Так, в ЖК дается определение как переустройства, так и перепланировки жилого помещения. В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующих внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, которое также требует внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч. 2 ст. 25 ЖК).

24. Основания и порядок проведения переустройства или перепланировки ЖП

Основание проведения переустройства и (или) перепланировки

Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке;
2) правоустанавливающие документы на жилое помещение;
3) проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения;
4) кадастровый паспорт жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма;
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов Заявителю выдается расписка в получении документов.

Решение должно быть принято не позднее чем через 45 дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдается документ, подтверждающий принятие решения. Этот документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

25. Последствия самовольного переустройства или самовольной перепланировки ЖП

1. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренногочастью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

2. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

3. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

4. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

5. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:

1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

6. Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном частью 3 настоящей статьи порядке, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном частью 5 настоящей статьи порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов в установленном частью 5 настоящей статьи порядке.

26. Учет Жфонда(понятие,виды)

В соответствии с ч. 1 ст. 12 ЖК к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относится определение порядка государственного учета жилищных фондов. Государственный учет жилищных фондов субъектов РФ относится к компетенции органов государственной власти субъектов РФ в области жилищных отношений (ч. 1 ст. 13 ЖК). Согласно ч. 1 ст. 14 ЖК к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда. В настоящее время действует Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301. Согласно данному Положению основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей (п. 1). Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. Это вид учета возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро, методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация. В настоящее время БТИ действуют как государственные унитарные предприятия и находятся в подчинении органов государственного управления субъектов РФ.

БТИ осуществляют учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

БТИ обязаны осуществлять:

1) техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда;

2) контроль технического состояния жилых строений и жилых помещений;

3) оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;

4) информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

БТИ проводят следующие виды инвентаризации: основную (один раз в пять лет) и текущую (ежегодно), плановую и внеплановую. Этими же органами могут проводиться единовременные учеты на определенную дату всего обобществленного жилищного фонда, а также переписи жилищного фонда, находящегося в собственности граждан.

БТИ не осуществляют государственную регистрацию прав на жилые помещения и сделок с ними. Такая регистрация возложена на специализированные органы – учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ.

Бухгалтерский учет жилищного фонда производится в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ

«О бухгалтерском учете» и иными нормативными правовыми актами.

27. контроль за использованием и сохранностью Жфондаэ

Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 20 ЖК).

В настоящее время государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда осуществляют органы государственной жилищной инспекции, образованные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 № 1086, которое утвердило Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации. Согласно этому Положению государственная жилищная инспекция состоит из Главной государственной жилищной инспекции и государственных жилищных инспекций субъектов РФ; в нем также определяются система и основные функции государственных жилищных инспекций, их права и порядок деятельности. Органы государственной жилищной инспекции осуществляют, в частности, контроль:

за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий;

техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами;

обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;

санитарным состоянием помещений жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля;

осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме к сезонной эксплуатации;

рациональным использованием в жилищном фонде, общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме топливно-энергетических ресурсов и воды;

соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т. д.);

соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;

соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые.

При осуществлении данного контроля органы государственной жилищной инспекции наделены следующими правами:

1) проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными вышеуказанным Положением;

2) давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений;

3) вносить представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами, допускающими грубые нарушения жилищного законодательства, правил и нормативов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания;

5) вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с КоАП.

Руководство работой Главной государственной жилищной инспекции осуществляет Главный государственный жилищный инспектор РФ. Государственные жилищные инспектора несут персональную ответственность в случае неисполнения возложенных на них функций по осуществлению государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Споры по решениям должностных лиц органов государственной жилищной инспекции рассматриваются руководителем соответствующей инспекции или Главной государственной жилищной инспекцией, а по решениям Главного государственного жилищного инспектора РФ – Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

В случае несогласия предприятий, организаций, учреждений с решением о приостановлении, ограничении или прекращении их деятельности оно может быть оспорено в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде.

Государственными органами субъектов РФ разработаны и утверждены Положения о государственных жилищных инспекциях субъектов РФ, а также приняты другие нормативные правовые акты по вопросам контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, например, законы г. Москвы от 20.12.1995 № 26 «Об административной ответственности за нарушение нормативов Москвы по эксплуатации жилищного фонда» иот 13.11.1996 № 30 «Об установлении нормативов по эксплуатации жилищного фонда города Москвы и контроле за их соблюдением».

28. содержание права соб-ти на ЖП

Согласно ст.6 Основ[1] недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд, либо ее часть может находится в частной (граждан и юридических лиц), государственной, муниципальной собственности, в собственности общественных объединений, а также в коллективной собственности и переходить из одной формы собственности в другую в порядке, установленном законодательством. Собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать в наем, аренду, отдавать в залог в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы. Частная собственность на недвижимость или ее часть в жилищной сфере не ограничивается по количеству, размерам и стоимости, обеспечивается правом неприкосновенности. Что означает понятие «недвижимость»?

Понятие любого недвижимого имущества (недвижимости) дано в ст. 130 ГК РФ. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

Понятие «недвижимость» содержит и федеральный закон от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[2]. Согласно ст. 1 указанного Закона недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим федеральным законом, — это земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса, многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы.

Понятие «недвижимость», данное в ст. 1 Основ, касается жилищной сферы.- Оно не противоречит указанным выше понятиям, однако, безусловно, включает только те объекты, которые имеют непосредственное отношение к обеспечению условий проживания граждан (земля, жилые и нежилые помещения, сооружения инженерной инфраструктуры и т.п.). Вообще же понятие недвижимости в жилищной сфере имеет одну отличительную особенность, которая не обязательна для объектов в других сферах народного хозяйства: все объекты в жилищной сфере действительно являются недвижимыми, т.е. они связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. В других отраслях народного хозяйства к недвижимости отнесены и движимые вещи (например, воздушные и морские суда, автомобильный транспорт и др.), которые также подлежат государственной регистрации.

В ст. 6 Основ говорится о том, что недвижимость (в том числе жилищный фонд) может переходить «из одной формы собственности в другую», т.е. были сняты всякие препятствия, ограничивающие права собственников недвижимости в распоряжении принадлежащим им имуществом, что не было предусмотрено прежним законодательством.

В чем заключается содержание права собственности на жилые помещения?

Содержание права собственности на недвижимость в жилищной сфере раскрывается в ст. 6 Основ: собственник вправе совершать любые действия в отношении своего имущества, за исключением тех ограничений, которые установлены законодательством. Аналогичные нормы, касающиеся прав собственников недвижимости, в том числе жилья, содержит ст. 209 ГК РФ, которой установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Ст. 3 Закона о приватизации также предусмотрено указанное право в отношении приватизированных жилых помещений: «граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, вправе продавать, завещать, сдавать в аренду эти помещения, а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие законодательству».

Вместе с тем, учитывая специфику такого имущества, как жилье (его назначение, права и интересы проживающих в доме других жильцов и др.), законодательством установлены ограничения. Так, согласно ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением (для проживания граждан); в этой же статье записано, что размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Такой же запрет относительно использования жилых помещений содержит ст. 7 Жилищного кодекса РСФСР[3], а ст. 19 Основ не допускает продажу заселенных квартир в государственном и муниципальном фонде без согласия проживающих в них граждан.

В ч. 3 ст. 6 Основ провозглашен основной принцип, который характерен для частной формы собственности (любого имущества, находящегося в собственности физических или юридических лиц): право частной собственности не должно ограничиваться, за исключением случаев, установленных законодательством.

Реформирование отношений собственности в стране началось с принятием в 1990 г. закона СССР «О собственности в СССР» и закона РСФСР «О собственности в РСФСР», которые провозгласили принцип: количество и стоимость имущества, приобретенного гражданином или юридическим лицом в соответствии с законом или договором, не ограничиваются. Этот принцип Основами был закреплен в жилищной сфере.

До принятия этих законодательных актов наличие у граждан недвижимости строго регламентировалось. Не разрешалось иметь в собственности более одного жилого помещения (жилого дома, части жилого дома; квартиры): если в собственности гражданина или у совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей окажется по основаниям, допускаемым законом, более одного дома, собственник вправе по своему выбору оставить в своей собственности любой из этих домов; другой дом должен быть собственником в течение года продан, подарен или отчужден иным способом. Нельзя было иметь в собственности одновременно жилой дома (часть дома) и квартиру в доме жилищно-строительного кооператива. Регламентировался и предельный размер жилого дома (части дома) — он не должен был превышать 60 кв. м жилой площади.

29. Права граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении

У каждого жилого помещения есть определенный собственник или, проще говоря, владелец. Владельцем жилого помещения могут выступать не только российские и иностранные граждане, но также и государство, и юридические лица любой формы организации.

Помимо собственника жилого помещения совместно с ним могут проживать другие граждане. Наряду с собственником у них есть определенные права и обязанности, что делает их полноправными участниками социального и коммунального сожительства.

Регламентация прав и обязанностей граждан, совместно проживающих с собственником, в принадлежащем ему жилом помещении, возложена на ст. 31 ЖК РФ. Регулирование отношений между гражданином, который является собственником жилого помещения и другими гражданами, проживающими в принадлежащем ему жилом помещении, необходимо во избежание возникновения конфликтных ситуаций. Характер таких отношений напрямую зависит от оснований возникновения права проживать на жилплощади собственника, у других граждан.

В п. 1 ст. 31 ЖК РФ перечислены лица, которые именуются членами семьи собственника, то есть те лица право на проживание, которых возникает из родства с собственником.

Члены семьи:

  • супруг (супруга);
  • дети;
  • родители;
  • другие родственники (сестры, братья, тети, дяди, бабушки и дедушки);
  • нетрудоспособные иждивенцы;
  • иные граждане (приживальцы).

Помимо членов семьи собственника в принадлежащем ему жилом помещении могут проживать граждане, вселенные на правах приживальцев (вселение, как членов семьи при отсутствии реальных семейных связей), и граждане вселенные, не как члены семьи, но приобретшие право на проживание в силу вселения их собственником. Права последних значительно отличаются от прав и обязанностей самого собственника и членов его семьи. Объем прав и обязанностей между собственником и гражданином-пользователем в обязательном порядке оговаривается в соглашении.

Единственное право граждан проживающих в жилом помещении, принадлежащем собственнику – это право на пользование данным помещение наравне с собственником. Соглашение, достигнутое между собственником и такими гражданами, может устанавливать другой порядок пользования жилым помещением.

Обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему помещении:

  • использовать помещение по назначению;
  • обеспечивать сохранность помещения;
  • нести солидарную ответственность с собственником по обязательствам, которые вытекают из пользования жилым помещением (относиться к дееспособным членам семьи собственника).

Среди обязательств, вытекающих из пользования жилым помещением:

  • оплата коммунальных услуг и других платежей;
  • денежные затраты на ремонт помещения и содержание общей собственности в многоквартирных домах и квартирах коммунального типа и т.д.

Объем обязанностей и прав членов семьи собственника жилого помещения определяется соглашением. Такое соглашение может определять: порядок пользования общими помещениями, закреплять отдельные комнаты в квартире собственника, определять размер и условия оплаты коммунальных услуг, а также регулировать другие вопросы.

В Жилищном Кодексе не содержатся специальные нормы и требования заключения подобных соглашений, помимо этого не определена форма составления соглашения. Если соглашение не достигнуто, то нормами закона предусмотрены равные условия пользования жилым помещением собственником и членами его семьи, равно распределяя между ними права и обязанности. Соглашение является разновидностью гражданско-правовой сделки, а именно договором, к которому применяются правила ГК РФ описанные в ст. 153-181.

Прекращение семейных отношений между собственником и членами его семьи, для бывшего члена семьи может иметь несколько последствий:

1. прекращение права пользования жилым помещением, принадлежащим собственнику;

2. продолжение на определенный период права пользования жилым помещением.

Право использования жилого помещения бывшему члену семьи может быть определенно судом или соглашением между ним и собственником. Причиной продолжения реализации права пользования жилым помещением для бывшего члена семьи собственника может служить отсутствие места проживания. В случае если материальное положение бывшего члена семьи собственника или существующие объективные обстоятельства, не позволяют ему обеспечить себя другим местом жительства, право пользования продлевается на срок определенный судом. Суд также вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить другим жилым помещением бывшего супруга и членов его семьи, при условии наличия алиментных обязательств у собственника перед ними.

Право пользование жилым помещением бывшего члена семьи заканчивается до срока определенного судом при прекращении права собственности на данное жилое помещение самого собственника. Так же до истечения срока определенного судом право пользования помещением может прекратиться в случае изменения материального или физического положения бывшего члена семьи собственника. То есть с появлением возможности, проживать в другом месте, данное право аннулируется.

30. Изъятие жилого помещения для государственных или муниципальных нужд

Статья 32 ЖК РФ содержит нормы регулирования права собственности на жилое помещение в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Такое изъятие происходит с обязательным выкупом данного жилого помещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием (в зависимости от того, для чьих нужд оно изымается), при чем выкуп только его части возможен лишь с согласия собственника. Механизм изъятия следующий:

• орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

• тот же орган принимает решение о выкупе жилого помещения, находящегося на рассматриваемом земельном участке;

• решение об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении с указанием даты его регистрации. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Однако, если произведенные собственником в этот период времени улучшения значительно увеличивают стоимость изымаемого помещения, то правомерно отнесение затрат на эти улучшения на собственника при определении выкупной цены.

Условия соглашения по выкупу жилого помещения в рассматриваемой ситуации (его цена, сроки и иное) определяются сторонами или судом. Соглашение содержит обязательство Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается:

• рыночная стоимость жилого помещения;

• все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием (в том числе упущенную выгоду), включая убытки, связанные с:

– изменением места проживания;

– временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (если соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения);

– переездом;

– поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него;

– оформлением права собственности на другое жилое помещение;

– досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами.

Возможен вариант предоставления собственнику (только по соглашению с ним) изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В случае не достижения соглашения об условиях выкупа (например, цене) жилого помещения, находящегося на подлежащем изъятию земельном участке, соответствующий орган (государственной власти или местного самоуправления) вправе обратиться с иском в суд. Иск в суд может быть предъявлен в течение 2 лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления о решении соответствующего органа об изъятии жилого помещения.

31. виды вещных прав на жилые помещения

Вещные права – одна из правовых форм реализации отношений собственности. Вещные права обычно определяются как права, которые предоставляют их обладателю возможность непосредственного (независимо от какого-либо другого лица) воздействия на вещь. Иначе говоря, вещное право предоставляет его обладателю определенного рода непосредственную власть, господство над вещью.

32. Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Принципы

  • Добровольность
  • Бесплатность
  • Одноразовость

33. Объекты. Жилые помещения. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Для начала процесса приватизации следует предоставить паспортные данные всех прописанных членов семьи, свидетельство о рождении несовершеннолетних детей, свидетельство о браке (разводе) проживающих членов семьи, свидетельство о смерти, если оно имеет место быть. Также понадобятся документы, связанные непосредственно с жилым помещением:

  • Ордер;
  • Договор социального найма;
  • Паспорт жилого помещения;
  • Копии оплаченных квитанций по коммунальным услугам за последние 3 месяца.

Важным и необходимым документом является справка о том, что члены семьи еще ни разу не участвовали в процессе приватизации жилья, т.к. участвовать в нем можно только один раз, за исключением несовершеннолетних детей, которым разрешается повторное участие в приватизации по достижении 18 лет (справка об участии кого-либо в оформлении собственности). В результате смены места жительства с 1991г. – выписка из домовой книги о смене места проживания, справки о смене ФИО. Взрослые члены семьи, а также дети в возрасте от 14 лет до 18 лет должны написать заявление на приватизацию квартиры и подписать его. В случае нежелания участвовать кого-либо в процессе приватизации - следует подготовить нотариально заверенный отказ, подписанный данным лицом.

Бюро Технической Инвентаризации выдает следующий пакет документов для приватизации квартиры: экспликацию и поэтажный план. В случае перепланировки квартиры понадобится свидетельство о том, что она (перепланировка) оформлена в соответствии с законом РФ. После того, как полный пакет документов будет на руках, его необходимо передать в Департамент Жилищной Политики и Жилого Фонда. После сдачи документов в соответствующие органы членам семьи остается ждать окончательной готовности документов. Договор приватизации квартиры оформляется в Бюро по приватизации. Договор не следует нотариально заверять. Документ подписывается членами семьи, участвующими в приватизации, и сдается на регистрацию в Федеральную регистрационную службу. После этого на руки каждому члену семьи выдается Свидетельство о приватизации жилья (Свидетельство о государственной регистрации прав), Договор приватизации и заявление на приватизацию. Оформление приватизации квартиры можно считать завершенным.

Сроки приватизации квартиры зависят от того, как быстро будут подготовлены все необходимые документы, своевременной подачи их в соответствующие инстанции. Процесс приватизации может занять от 3 недель до нескольких месяцев. Также возможна и срочная приватизация квартиры. Если вам требуется приватизировать жилье срочно, то в этом случае может помочь специализированная юридическая фирма.

Повторная приватизация квартиры согласно ст. 11 Закона РФ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» невозможна. Право на приватизацию можно использовать лишь один раз. Исключение – участие в процессе приватизации в несовершеннолетнем возрасте. В этом случае, достигнув 18 лет, можно еще раз участвовать в приватизации.

Расприватизация

Единственными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы расприватизации жилого помещения, сегодня являются Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой, и Гражданский кодекс РФ.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (Конституция РФ, ст. 35, п. 31.) Таким образом, расприватизация жилых помещений возможна только в судебном порядке путем подачи иска. Федеральным законом РФ № 55-ФЗ от 20 мая 2002 года было введено дополнение в ФЗ РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" (далее - Закон), в котором впервые закреплена норма о расприватизации жилого помещения (ст. 9.1),

Существуют два способа расприватизации жилых помещений:
1) путем признания иска о недействительности договора приватизации;
2) путем расторжения договора приватизации.

В случае расприватизации жилого помещения собственник становится нанимателем и лишается права на бесплатное приобретение в собственность жилого помещения (Закон ст. 11). При этом данным правом могут воспользоваться:

  • лица, проживающие вместе с собственником и изъявившие согласие на приватизацию, но не ставшие сособственниками жилого помещения;
  • несовершеннолетние члены семьи собственника при достижении ими совершеннолетия.


Собственник, реализовавший законное право на бесплатную приватизацию, вправе оформить приватизированное жилое помещение на указанных выше лиц. В этом случае он будет выступать как пользователь этого помещения.

34. Договор передачи квартиры в собственность граждан в порядке приватизации

Приватизация - это возможность стать полноправным хозяином своего жилья - распоряжаться им по собственному усмотрению, продавать, дарить, завещать, сдавать в аренду. Приватизация жилья – это бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Приватизация жилья регулируется Законом Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

Законодательством Российской Федерации предусмотрен срок окончания приватизации – 1 марта 2015 года.

Однако обращаем внимание на то, что договор передачи квартир в собственность граждан считается заключенным с момента подписания его сторонами, и не подлежит государственной регистрации. Обязательной государственной регистрации подлежит только переход права собственности к гражданам, приватизирующим жилое помещение. Следовательно, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации перехода права на основании договора приватизации можно будет обратиться в любое время, в том числе и после 1 марта 2015 года. Только следует иметь в виду, что до государственной регистрации перехода права Вы не можете распоряжаться квартирой по своему усмотрению.

Таким образом, для осуществления государственной регистрации права собственности на жилое помещение по договору о передаче в собственность Вы можете обратиться с заявлением о государственной регистрации права и иными документами, необходимыми для осуществления государственной регистрации в любое удобное для Вас время в орган, осуществляющий государственную регистрацию, по месту нахождения недвижимого имущества.

Примерный перечень документов, представляемых гражданами для государственной регистрации прав на жилые помещения на основании договоров передачи жилых помещений в собственность граждан.

В соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 25.02.2013, бесплатная приватизация жилых помещений проводится до 01.03.2015.


ВНИМАНИЕ! Государственная регистрация права собственности граждан производится только после государственной регистрации вещных прав правоотчуждателя

§ заявление о государственной регистрации перехода права;

§ документ, удостоверяющий личность заявителя;

§ нотариально удостоверенная доверенность (в случае, если заявитель является доверенным лицом);

§ платежный документ о внесении госпошлины за государственную регистрацию;

§ договор передачи жилого помещения в собственность граждан;

§ выписка из домовой книги;

§ ордер или договор социального найма;

§ копия заявления об отказе от приватизации, если не все зарегистрированные в жилом помещении лица приобретают по договору право собственности на данное жилое помещение;

§ иные необходимые для государственной регистрации документы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: