Компьютерная диагностика психических качеств спортсмена

Компьютерная программа ДИАГНОСТИКИ разработана В.Г.СиВицким С СОТРУДНИКАМИ (Республика Беларусь).

1. Предмет диагностики. Предметом диагностики является уровень развития психических качеств сферы психомоторики, перцепции (восприятия) и практического интеллекта, которые играют большую роль во всех видах спорта, особенно в спортивных играх и единоборствах. Специфическая группа видов спорта – игры и единоборства - характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью физических и психических элементов. «Идеальная» деятельность, связанная с ориентировкой спортсмена в сложных тактических ситуациях, оценкой динамического развития таких ситуаций и принятием оперативного (тактического) решения, реализуется через активную моторную деятельность, связанную с физическим преодолением практически всегда равного по силам соперника

Закономерности процесса подготовки спортсмена рассматриваются в данном случае с позиции влияния его качеств на процесс адаптации к условиям деятельности («внутренняя среда»), а также тренировочных и соревновательных нагрузок («внешняя среда»). Взаимодействие факторов внешней и внутренней среды проводит к определенному гомеостазису, который определяет становление спортивного мастерства.

В свое время было сформулировано положение о том, что для игр и единоборств характерны два уровня принятия решения:

а) на первом уровне осуществляется выбор решения из нескольких альтернатив в неожиданно возникшей ситуации;

б) на втором уровне происходит принятие решения, как результат использования закономерностей в действиях соперника и рефлексивного поведения (А.В.Родионов и Б.В.Турецкий, 1981).

Отсюда следует, что в оперативной деятельности спортсмена часто встречаются так называемые альтернативные задачи. Нередко спортивная ситуации сводятся к тому, что возможны только два - три варианта взаимодействий соперников. В этом случае решение оперативной задачи не содержит в себе мыслительных операций, даже в «свернутой форме». Лимит времени, при котором действует спортсмен, приводит к замещению интеллектуальных операций на сенсомоторные («увидел – ответил»). Это и дает основание называть тактическую деятельность в единоборствах вообще и в фехтовании в особенности психо-тактической деятельностью.

Психо-тактические взаимодействия спортсменов в поединке или игре - это не просто предвосхищение действий соперника, но и постоянное стремление создать такую ситуацию, в которой соперник, действуя в соответствии со своими склонностями, совершает ошибку. В этом состоит смысл управления действиями соперника.

В спортивных играх и единоборствах соревновательные ситуации чаще всего носят конфликтный характер. В таких ситуациях эффективное тактическое решение может быть принято и тем более реализовано только при наличии определенного комплекса способностей, среди которых значительную роль играет уровень развития психомоторных качеств.

Для названных выше видов спорта важнейшим фактором эффективности двигательной деятельности является опережение соперника. Как писал Н.А.Бернштейн, первой реакцией организма на ситуацию является не само действие, а принятие решения о нем, т.е. первичная реакция сугубо психическая. Она детерминирует опережение - как по пространственным, силовым и временным характеристикам выполняемых действий, так и по оценочным параметрам. Очевидно, что такое опережение невозможно без предвидения, предвосхищения действий соперника.

Известно, что антиципация – это способность принимать решения и действовать с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемого события. При этом для антиципации характерно наличие пяти относительно самостоятельных уровней - сенсомоторного, перцептивного, представленческого и субсенсорного. В играх и единоборствах ведущую роль играют сенсомоторный и субсенсорный уровни антиципации. Сенсомоторная антиципация связана с организацией спортсменом собственных действий на основе предвосхищения пространственно-временных характеристик движений соперника. Эффекты субсенсорной антиципации обнаруживаются в нервно-мышечных настройках и микродвижениях, обеспечивающих динамику позы, связанную с выполнением предстоящего действия. Осуществляясь на неосознаваемом уровне, опережающая регуляция позы как бы освобождает сознание для решения более важных тактических задач.

Действия спортсменов проходит в условиях, которые предъявляют жесткие требования к адекватности восприятия соревновательной ситуации, оперативности мышления, быстроты и точности ответного реагирования. Эффективность таких действий во многом зависит от правильности оценки спортсменом возможностей, своих и соперника (а также партнеров – в спортивных играх), в данный момент времени. Особую роль при этом играют так называемые специализированные двигательные восприятия («чувство времени», «чувство дистанции» и т.д.). Такие специализированные двигательные восприятия также относятся к психическим качествам спортсмена.

Термин «качества» не является устоявшимся. И дело не только в том, что существуют различные взгляды на деление «качеств» и «способностей», как и в теории и практике спортивной тренировки. Вообще, термин «психические качества» наиболее часто употребляется в спортивной и инженерной психологии, на него мы и будем опираться в данной работе.

2. Область применения методики. Одним из объективных путей диагностики специальных способностей спортсмена, уровня его тренированности, а также готовности к соревновательной деятельности является компьютерная диагностика уровня развития психических качеств. Методика может быть использована для спортсменов, начиная с юношеского возраста.

3. Необходимый материал. Компьютер,с программами Windows’95 или Windows’98, дискета с программами «Sensorik» и «DIAG», интерпретация результатов.

4. Ход работы. Программа предусматривает комплексную диагностику уровня развития психических качеств спортсмена в перцептивной, когнитивной и психомоторной сфере, а также мониторинг на протяжении заданного периода времени наблюдений за спортсменом.

Начинается работа с программой «Sensorik». На экране дисплея высвечиваются возможные действия экспериментатора: «Главное меню», «Параметры», «Комплекс тестов».

В соответствии с данной программой экспериментатор выбирает следующий комплекс тестов (с помощью «мыши» высвечиваются такие команды):

1) простая реакция на увеличение,

2) тормозная реакция с ложным сигналом,

3) сложная реакция для двух объектов,

4) реакция «переделки» сигнального значения,

5) РДО с помехой,

6) РДО с ускорением объекта.

Благодаря таким параметрам тестирования оценивается уровень развития психомоторных качеств по показателям быстроты и точности сенсомоторных реакций в условиях предъявления зрительных дискретных и индискретных (движущихся) сигналов.

1. Простая психическая реакция на «приближение» сигнала реакция (внезапное увеличение размеров прямоугольника зеленого цвета - ПРП). Испытуемый должен реагировать на внезапное изменение размеров обусловленного сигнала (зеленый прямоугольник) на экране дисплея синего цвета нажатием на клавишу компьютерной клавиатуры. Интервалы времени между двумя сигналами колеблются от 2 до 5 с. и определяются компьютером по таблице случайных чисел. Испытуемому даются 3 пробных и 10 основных попыток. Определяется среднее время (х), стандартное отклонение (d) и ошибка средней величины (¸ m). В этой серии испытаний в основном моделируется ситуация контратаки на внезапное изменение соперником дистанции.

2. 1-й вариант реакции выбора (РВ-1). Испытуемый реагирует на быстрое увеличение прямоугольника зеленого цвета по центру поля восприятия и не реагирует на быстрое увеличение прямоугольника в разные стороны (влево, вправо, вверх, вниз). Этим моделируется сокращение дистанции по отношению к воспринимаемому объекту (например, движение соперника навстречу с возможными подготовительными или атакующими действиями). Фиксируются те же показатели плюс количество ошибок выбора. Остальные условия эксперимента – такие же, как и во второй серии.

3. 2-й вариант реакции выбора (РВ-2). Испытуемый должен реагировать на появление прямоугольников в правой или левой части экрана дисплея нажатием на соответствующие клавиши управления курсором “®” или “”. Остальные условия эксперимента – такие же, как и во второй серии. В этой серии создаются условия дифференцирования сигналов, воспринимаемых от разных частей тела соперника.

4. То же, что и в предыдущем варианте, но испытуемый должен действовать наоборот: на движение левого прямоугольника нажимать клавишу сигнала “”, а правого – сигнала “®”. Этот вариант называется дифференцировочной реакцией с «переделкой». Моделируется изменившаяся ситуация, когда спортсмену необходимо поменять свои действия на противоположные.

5. 1-й вариант антиципирующей реакции (АР-1). На экране дисплея появляются три курсора, один из которых начинает движение с постоянной скоростью за 0,5 с. Испытуемый должен нажатием на клавишу зафиксировать момент пересечения курсором одного из трех объектов, изображенных в другой части экрана дисплея. При этом он должен действовать с упреждением, основываясь на механизмах антиципации (реакции на движущийся объект). Фиксируется константная ошибка антиципирующей реакции. Статистические величины рассчитываются комптютером по отношению к этой константной ошибке.

6. 2-й вариант антиципирующей реакции (АР-2). Курсор на экране дисплея движется с постоянным ускорением в последней трети пути. Этот вариант антиципирования является более сложным, чем первый.

После подбора программы тестирования экспериментатору необходимо направить метку на команду «Начать тестирование» и активировать эту команду нажатием на левую клавишу мыши. Высветится окошко «Испытуемый». После того, как будут заполнены данные на испытуемого, высветить вопрос «Начать тестирование?» с активированным (высветившимся) ответом «Да». Если экспериментатор готов к работе, он нажимает клавишу «Enter»?, и на экране дисплея появляется первое задание с командой: «Нажимайте любую клавишу на увеличение». Старт дается клавишей «Esc». После нескольких пробных попыток (на усмотрение экспериментатора), надо вновь нажать клавишу «Esc», после чего программа запустит первую серию эксперимента и закончит ее, когда будут выполнены 12 попыток (при обработке данных компьютер исключает лучшую и худшую попытки и оставляет 10 попыток).

При завершении первой серии автоматически начинается следующая, после окончания всех шести серий компьютер выдает гистограммы показателей и статистику эксперимента.

Для исследования перцептивных качеств испытуемого используется компьютерная программа «DIAG». Она позволяет диагностировать и психомоторные качества, о которых речь шла выше.

Программа открывается через файл «DIAG_21R», после чего на экране высвечивается меню, в котором с помощью мыши выбирается команда «Выбор теста». В перечне тестов выбирается тест «Дистанция». После команды экспериментатора на экране появляется графическое изображение вариантов движения двух объектов (прямоугольников). Выбираем 1-й вариант (один объект движется по направлению к другому), 3-й (объекты движутся навстречу друг другу) и 5-й (один объект «догоняет» другой). В первой серии активизируем условие теста № 1. Затем программа предъявляет условия тестирования. Мы делаем такие поправки: пробных попыток – 3, тестовых – 10, скорость – 3000 мс. Затем вносятся данные на испытуемого и начинается эксперимент по изучению «чувства дистанции».

Специализированное восприятие, так называемое «чувство дистанции», диагностируется следующим образом. Испытуемому демонстрируются на экране дисплея два объекта (две метки). Он должен был запомнить исходную дистанцию между этими объектами (время экспозиции – 0,3 с.), а во время собственно испытания, воспринимая динамику этой дистанции, воспроизводить ее, фиксируя заданные величины нажатием клавиши. Как указывалось выше, взаимоотношения двух меток различны, в данном случае применяются три варианта взаимоотношений. Таким образом, эксперимент проводится в трех вариантах.

1. 1-й вариант «чувства дистанции» (ЧД-1). Одна метка, в правом углу экрана дисплея, неподвижна, другая появляется в левом углу и двигается к ней на протяжении 0.3 с. В момент, когда между двумя метками возникает эталонная дистанция, испытуемый нажимает на клавишу клавиатуры компьютера. Фиксируются те же статистические величины, как и при испытании точности антиципирующей реакции. В этой серии моделируется атака на соперника, который оказался к ней неготовым.

2. 2-й вариант «чувства дистанции» (ЧД-2). Обе метки двигаются навстречу друг другу с константной скоростью. Испытуемый вновь должен зафиксировать момент появления эталонной дистанции. Моделируется атака на сближающегося соперника.

3. 3-й вариант «чувства дистанции» (ЧД-3). Обе метки двигаются по экрану дисплея слева направо. Скорость второй метки больше, и она в определенный момент времени «сокращает» дистанцию по отношению к первой до эталонной величины. Именно этот момент должен зафиксировать испытуемый. Моделируется атака при взаимных перемещениях соперников.

Таким образом, во всех этих сериях диагностики моделируются условия взаимоперемещений двух соперников.

После завершения каждой серии компьютер выдает гистограммы и статистику результатов.

Диагностика способности к вероятностному прогнозированию. Используется компьютеризованная методика оценки способности спортсмена к вероятностному прогнозированию на основе анализа поведенческих реакций в условной игре, в которой испытуемый действует по принципу «дриблинга» [В.А.Лефевр, 1973].

В компьютерной программе «DIAG» выбирается тест «Вероят. прг». Затем выбирается условие «Вероятн.» (компьютер будет строить стратегию игры с испытуемым по вероятностному принципу). Затем выбираются условия «50 – 50» (компьютер будет строить стратегию игры с испытуемым в 50% случаев выбирая одно решение и в 50% - противоположное. Остальные условия задачи принимаются автоматически.

Методика представляет собой модель одиннадцатиметрового удара в футболе. Испытуемый видит на экране футбольные ворота с вратарем и должен был «выполнять» удар в тот или иной угол ворот, нажатием на левый или правый курсоры. Компьютер заранее принимает решение в виде попытки вратаря парировать удар в определенном углу ворот.

В случае правильного прогноза действий вратаря испытуемым он получает подкрепление в виде картинки забитого мяча. В случае серии удачных действий у него формируется избирательная настройка, которая определяется особенностями вероятностного прогнозирования. Она может формироваться на основе аппарата «интуитивной статистики» [Д.Н.Завалишина, В.Н.Пушкин, 1963; М.А.Котик, 1971]. В таком случае по эффективности «дриблинга» можно определить, насколько верно испытуемый отразил вероятности действий условного соперника своей «субъективной модели» [Е.П.Кринчик, 1973].

В проведенных сериях фиксируются: время принятия решения на каждый «ход», количество ошибочных решений, общее время решения задачи. Большинство показателей получается в миллисекундах (мс).


СОДЕРЖАНИЕ

ПРАКТИКУМ ПО спортивной ПСИХОЛОГИИ.. 1

ПРЕДИСЛОВИЕ. 3

ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРАКТИКУМА.. 5

ОЦЕНКА типа внимания.. 8

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ.. 13

САМООЦЕНКа тревожности.. 20

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ. 25

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ «ТРЕНЕР– СПОРТСМЕН». 28

Измерение силы нервной системы. 32

Мотивы спортивной деятельности.. 38

Стресс – факторы спортивной деятельности. 48

Диагностика психических состояний.. 52

Методы измерения энергетического уровня состояния.. 55

Методы измерения уровня двигательного состояния.. 57

Психограмма избранного вида спорта.. 61

Компьютерная диагностика психических качеств спортсмена 72


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: