ПРОГРАММА
Итогового междисциплинарного экзамена по дополнительной специальности
«Специальная психология»
Направление 050000 – образование и педагогика
Специальность 050714 – Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью «Специальная психология»
Специальность 050715 – Логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология»
Факультет психологии, валеологии и спорта
Форма обучения | очная |
Курс | |
Семестр |
Курган 2011
Программа государственного экзамена по психологии составлена
- с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям №686 пед/сп., №684 пед/сп. от 31.01.2005 г.
- на основании учебных планов подготовки специалистов по специальности 050715.65 – «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная психология» и специальности 050714.65 «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Специальная психология» очной формы обучения, утвержденных 20.06.2008 г. и 20.06.2008 г.
|
|
- на основании примерной программы УМО по психологии по классическому университетскому образованию.
Программа утверждена на заседании кафедры «Общая и социальная психология» 02 марта 2011 г., протокол № 6.
Зав. кафедрой «Общая и социальная психология»,
доктор психологических наук, профессор _________ Р. В. Овчарова
Зав кафедрой «Психология развития и возрастная психология»,
доктор психологических наук, профессор _________ М.В.Чумаков
Программу составили:
профессор, доктор психологических наук _________ Р. В. Овчарова
профессор, доктор психологических наук _________ М.В.Чумаков
Согласовано:
Декан факультета психологии,
валеологии и спорта доцент,
кандидат биологических наук _____________ В.А.Грязных
Инженер центра инновационных
образовательных технологий
и менеджмента качества _____________ И.В. Тарасова
Руководитель центра инновационных
образовательных технологий
и менеджмента качества, доцент,
канд. техн. наук _____________ А.В. Зайцев
Пояснительная записка
Государственный экзамен специалиста является квалификационным и предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных ГОС ВПО. Государственный экзамен проводится в форме итогового междисциплинарного экзамена. Государственный экзамен носит комплексный характер и проводится по основным проблемам специальной психологии и ее отраслей.
Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к знаниям, умениям и навыкам специалиста специальности 031900 - специальная психология
|
|
Объектом профессиональной деятельности специалиста является обучающийся с отклонениями в развитии. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист готов коррекционно-психологической работе в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных образовательных учреждениях и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
· диагностико-аналитическая;
· коррекционно-развивающая;
· социально-педагогическая;
· психопрофилактическая;
· научно-методическая;
· консультативная;
· культурно-просветительная;
· организационно-управленческая.
На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для выполнения основных видов профессиональной деятельности в общеобразовательных и специальных (коррекционных) дошкольных, школьных и медицинских учреждениях, центрах диагностики, реабилитации и коррекции, психолого-медико-педагогических комиссиях.
Выпускной экзамен является проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.
В соответствии с квалификационными требованиями (раздел 7 ГОС) специалист должен уметь решать типовые задачи, соответствующие его квалификации.
Цель экзамена – определить уровень теоретических знаний студентов по психологии в пределах учебной программы, выявить их умение психологически грамотно и обоснованно анализировать различные психологические ситуации, вырабатывать необходимые рекомендации для учебной, профессиональной и управленческой деятельности, прогнозировать возможные процессы в образовательной среде.
На государственном экзамене студенту предлагается раскрыть содержание трех теоретических проблем: первая – общие психологические проблемы, вторая – общие проблемы специальной психологии, третья - частные проблемы отраслей специальной психологии.
В результате подготовки к итоговому государственному экзамену студент должен:
Знать:
- основы общих и теоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности.
Уметь решать следующие типовые профессиональные задачи:
- проводить дифференциальную диагностику для определения типа нарушений;
- формулировать психологические заключения;
- использовать современные научно обоснованные приемы и методы психокоррекционной работы;
- применять современные психолого-педагогические технологии;
- проводить развивающие занятия с детьми с отклонениями в развитии;
- консультировать детей и взрослых с отклонениями в развитии по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;
- разрабатывать и реализовывать коррекционно-образовательные прогграммы.