Среда, наследственность и развитие личности. Методологические предпосылки концепции двойной детерминации развития личности. Образ жизни, индивидные свойства и совместная деятельность – предпосылки и основание жизни личности в обществе. Проблема соотношения формирования, развития и социализации личности. Личность как субъект развития. Анализ концепций развития личности.
Личность в онтогенезе
Сущность развития. Развитие личности и развитие психики. Феноменология развития личности. Концепции развития личности в отечественной и зарубежной психологии. Социогенез и персоногенез личности. Формирование личности в онтогенезе. Отличительные признаки личности. Критерии зрелой личности.
Закономерности психического развития
Проблема детского психического развития в зарубежной и отечественной психологии. Закономерности психического развития ребенка по (Л.С.Выготскому).
Цикличность развития. Определение, привести примеры циклов интенсивного интеллектуального и личностного развития детей и циклов их замедления. Чем определяется ценность каждого года жизни ребёнка. Неравномерность развития детей: определение. Раскрыть неравномерность личностного развития детей; неравномерность их интеллектуального развития. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребёнка. Динамичность переходов от одного возраста к другому. Стабильные и кризисные периоды психического развития. Определение кризиса, его виды: новорожденности, 1-го года, 3-х лет, 6-7 и 11-12 лет. Краткая их характеристика: причины возникновения; показатели каждого возрастного кризиса развития, сроки начала и окончания. Значение возрастного кризиса в психическом развитии детей. Акселерация развития детей: определение, виды (физическая, социальная) и их показатели. Причины появления акселерации и ее проблемы: позитивные и негативные.
|
|
Основные психологические теории детского развития
Генотипическая и средовая обусловленность психического развития ребенка. Эволюционная точка зрения. Революционная точка зрения. Вероятностная точка зрения. Функциональная точка зрения. Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С.Выготского. Теория развития детского интеллекта Ж.Пиаже. Теория морального развития Л.Кольберга.