Примеры записи

Но чтобы записать химическую информацию на специальном языке, его нужно освоить. Зачем нужен химический язык? Как он возник? Как пользоваться им?

Хим. язык возник еще во времена алхимии, но он был другим. Рисунки обозначали вещества, химические элементы до тех пор, пока веществ известно было мало. В 19 веке Берцелиус, шведский химик ввел латинское обозначение химических элементов, назвав их химическими знаками, или символами. (почему латинские?).

Изобразить состав вещества с помощью формулы стало возможно, когда было доказано, что индивидуальные вещества имеют постоянный состав. Пруст (18 век).

Изобразить хим. реакцию с помощью формул – ЗСМ - Ломоносов и Лавуазье каждый самостоятельно открыли закон сохранения массы веществ при химических реакциях и объяснили его и закон Пруста с позиций АМУ. Это и должен уметь сделать наш ученик в 8 классе.

Законы, относящиеся к основным химическим законам, изучаются в вводном курсе химии и создают базу для пользования химическим языком.

Это первые химические законы, и изучая их, мы учим школьников вообще осмысливать и интерпретировать любой закон.

Памятка для изучения закона:

1. Кем и когда открыт закон?

2. На основе каких опытов или теоретических рассуждений был открыт закон?

3. Как формулируется закон?

4. Изменилась ли его формулировка в свете развития науки?

5. Каков физический смысл закона?

6. Связь между какими величинами (свойствами) закон устанавливает?

7. Каковы границы действия закона?

8. Каково его практическое применение?

9. Позволяет ли закон осуществлять прогноз явления?

Но прежде, чем выводить законы, необходимо создать у школьников необходимый запас фактологических знаний. Нужны факты!

На первом этапе изучения химии мы знакомим учащихся с самыми распространенными и важными для дальнейшего обучения веществами. Это кислород, водород, вода; самые важные в практическом смысле металлы – железо, медь, алюминий – и неметаллы: сера, фосфор, хлор, кислород, водород, азот. В начале дети запоминают порядка 20 знаков химических элементов и узнают, что каждый атом может соединиться с определенным числом атомов другого элемента. Вводится понятие «валентность».

Выбор веществ и элементов обусловлен дальнейшей логикой изучения:

Кислород нужен, чтобы вводить понятие «оксиды», водород – «кислоты», вода – чтобы в этом разделе говорить о растворах и основаниях. Таким образом сразу же показывается на конкретных примерах объективно существующая связь между веществами – генетическая связь

Приведем примеры выявления такой связи. Каждый химический элемент образует соединение с кислородом, причем металл, окисляясь, образует основной оксид, так как при соединении с водой он образует гидроксид – основание:

Ме ------- Ме О ------- Ме(ОН)n или металл – основной оксид – Основание

Неметалл образует кислотный оксид, поскольку соединяясь с водой, он образует кислоту. Это так называемые генетические ряды металла и неметалла. Это в химии две важнейшие противоположности, которые всегда тяготеют друг к другу. Их свойства прямо противоположны, и они существуют в единстве. Говоря об этом, мы фактически подводим учащихся к принципам классификации веществ, не вскрывая пока причины различия свойств со стороны строения их атомов. Это произойдет позже. Пока же учащиеся принимают данную информацию как факт и запоминают ее. Различие металлов и неметаллов они производят в первую очередь на основе физических свойств простых веществ и характера их соединений.

На примере нескольких наиболее распространенных и важных соединений изучаются понятия «кислота» и «основание», а также происходит знакомство с солями. Рассматриваются наиболее важные и типичные свойства кислот – взаимодействие с металлами, с основаниями (нейтрализация), с оксидами металлов. Проводятся соответствующие демонстрационные и лабораторные опыты. Они указаны в программе в соответствующем разделе. Изучаются свойства оснований, вводится понятие «индикатор», проводятся первые несложные качественные реакции по распознаванию этих веществ. Соли изучаются как продукт нейтрализации основания кислотой.

По завершению этих разделов вводного курса включается тема «Генетическая связь между классами неорганических соединений» (обобщение сведений и распространение знаний о свойствах классов на всех представителей данных классов, независимо от их состава).

Эти знания нужны для того, чтобы учащиеся осознанно восприняли тему «Периодический закон» и могли применять основные предметные умения и навыки для характеристики любого вещества на основе его формулы и принадлежности к тому или иному классу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: