Продолжение

         
Течение заика­ния Волнообраз­ное, выражен­ность заикания зависит от вы­раженности психотравми-рующих пере­живаний Более или ме­нее постоянное, с периодами ухудшения, за­висящими от степени пере­утомления, ре­чевой нагрузки, соматического состояния Зависит от пси­хофизиологи­ческого состоя­ния, поэтому волнообраз­ное  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дислексия, дисграфия, дискалькулия Редки Часты Часты  
 
 
Целенаправ­ленность в преодолении речевых нару­шений Обычно высо­кая, порой чрезмерная Резко снижена Недостаточна  
 
 
 
 

Больным логоневрозом, как и всяким неврозом, свой­ственны нарушения сна, плохое настроение, постоянное ощущение своей неполноценности, а отсюда и чрезмерная робость, нерешительность, застенчивость. Для лиц с невро­зоподобным заиканием такие явления нехарактерны.

Разграничение заикания на две основные формы воз­можно в любом возрасте, однако в подростковом периоде это не всегда легко сделать, так как опыт показывает, что у некоторых пациентов с неврозоподобным заиканием в той или иной степени возникают невротические наслоения. Последние обусловлены не столько возникшим у пациен­тов переживанием своего дефекта как такового, сколько переживанием насмешек, которым иногда подвергаются такие лица, или тем, что у подростков возникают слож­ные конфликты с родителями, никакого отношения к заи­канию не имеющие. Из-за этих конфликтов подросток нервничает, ищет выход из создавшегося положения, что усугубляет заикание, дополняет его невротическими пере­живаниями.

Что касается распространенности разных форм заика­ния в подростковом возрасте, то, по нашим данным, при­близительно 8—10% пациентов страдают логоневрозом с невротическим заиканием, 60—65%—остаточными явле-


ниями раннего органического поражения головного мозга с неврозоподобным заиканием (включая и наследственно обусловленное неврозоподобное поражение речи), у осталь­ных 25—30% больных неврозоподобное заикание в под­ростковом возрасте дополнилось невротическим содер­жанием.

В помещенных в книге таблицах приводятся показа­тели разграничения основных форм заикания у детей (табл. 1—4)1.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: