В начале этого раздела квадрат был назван «о б ъ е кт и в н е й ше й» формой ОП. Однако дальнейший анализ ясно показывает, что объективность и в этом случае может быть понята лишь относительно и что и здесь «абсолютное» недостижимо. Иными словами: совершенный покой предлагает лишь точка, и то до тех пор, пока она изолирована. Изолированная горизонталь или вертикаль располагает, так сказать, окрашенным покоем, поскольку тепло и холод выражаются в цвете. Так и квадрат нельзя считать бесцветной формой 50.
ПОК ОЙ
Среди плоскостных форм более всего к нейтральному неокрашенному покою тяготеет круг, поскольку является результатом двух равномерно действующих сил и не знает насильственности угла. В соответствии с этим точка в центре круга представляет максимальную степень покоя неизолированной точки.
Как уже было упомянуто, ОП располагает двумя принципиальными возможностями расположения элементов:
1. элементы располагаются на ОП настолько (относительно) материально, что способны
чрезвычайно усилить звучание ОП, или
|
|
2. их связь с ОП настолько свободна, что звук последней практически не слышен, она, так
сказать, исчезает, и элементы «парят» в пространстве, которому неведомы определенные
границы (особенно в глубине).
Оба этих случая относятся как к конструктивной, так и к композиционной наукам. Особенно второй случай – «уничтожение» ОП – может быть ясно истолкован лишь на
основании внутренних качеств отдельных элементов: отступление и продвижение элементов раздвигает [границы] ОП по направлению к зрителю так, что ОП, как гармонь, может растягиваться в обе стороны. Подобной силой в наибольшей степени наделены цветовые элементы 51.