Медицинское обслуживание детского и подросткового населения

Этот раздел гигиены детей и подростков занимается изучением и научной разработкой принципов медико-санитарного обслуживания, организацией оздоровительных и противоэпидемических мероприятий, а также изучением вопросов гигиенического воспитания.

В разработке перечисленных проблем важен правильный выбор метода исследования.

Задача гигиены детей и подростков заключается в следующем: не нарушая естества, обусловленного природой развивающегося организма, целенаправленно воздействовать средой на воспитание здорового человека, совершенствуя его функциональные и физические возможности.

Исходя из этого, основными в гигиене детей и подростков являются:

1. Метод естественного гигиенического эксперимента. Он позволяет в условиях обычной жизни детей в детских образовательных учреждениях наблюдать взаимодействие между организмом и изучаемым фактором.

2. Метод лабораторного эксперимента – этот метод позволяет дополнить и уточнить данные, полученные в естественных условиях.

3. Метод гигиенического наблюдения – позволяет проводить исследования, как среды, так и реакций организма на различные факторы среды в существующих конкретных условиях, но без внесения каких-либо изменений. Однако данный метод имеет недостатки, он достаточен для гигиенической оценки изучаемого фактора, но не достаточен для гигиенического нормирования.

4. Санитарно-статистический метод применяется при изучении состояния здоровья детей и подростков.

Использование данных методов в сочетании с применением методик (физических, биохимических и др.) позволяет оценить факторы внешней среды и реакции организма в ответ на действие этих факторов.

Резюме.

В современных условиях человек все более нуждается в знания о формировании и сохранении своего здоровья, осознает необходимость ведения здорового образа жизни. Однако интенсивность использования в настоящее время таких гигиенических знаний, а также место, которое подчас им отводится в общем комплексе медицинских мер борьбы за здоровье человека, нельзя признать оптимальными.

Одной из причин этого является односторонняя направленность мышления врачей лечебного профиля (в т.ч. педиатров) – направленность на болезнь. Между тем первичнымиврачебными действиями должны быть гигиенические меры, т.е. действия направленные на совершенствование (или восстановление) морфофункциональных качеств организма человека, оптимизацию его форм, среды и условий жизнедеятельности.

Для решения данного вопроса необходима определенная перестройка мышления студентов лечебного и педиатрического профиля при изучении гигиены вообще и гигиены детей и подростков в частности. Т.е. гигиена должна восприниматься и осваиваться как наука о здоровье человека.

Будущий врач-педиатр должен усвоить 3 группы гигиенических мер:

первая – средства и методы восстановления и совершенствования морфофункциональных качеств организма детей, подростков и юношества;

вторая – методы оптимизации форм жизнедеятельности детей, подростков и юношества;

третья – средства и методы оптимизации среды обитания и условий жизнедеятельности детей, подростков и юношества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: