Задание на следующее занятие – 5мин

Основные понятия и положения темы

Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Здоровье человека формируется в период его роста и развития под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Изучение показателей, характеризующих здоровье детского населения, является одной из основных задач гигиены детей и подростков.

В настоящее время установлено, что здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным и соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем основных функциональных показателей. В связи с этим в настоящее время широко используется комплексная оценка состояния здоровья, предложенная Институтом гигиены детей и подростков МЗ и основанная на учете следующих критериев:

- наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

- уровень функционального состояния основных систем организма;

- степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;

- уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Наличие или отсутствие заболеваний определяется в ходе систематических плановых медицинских осмотров, проводимых в детских поликлиниках и подростковых кабинетах, с участием врачей-специалистов (окулист, отоларинголог, ревматолог и др.) Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.

О степени сопротивляемости организма судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических заболеваний) в предыдущем году. Часто болеющими считают тех детей, которые в течение года болели 4 раза и более.

Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре.

Степень физического развития определяется путем сравнения индивидуальных показателей со средними показателями физического развития для данного возраста, а степень гармоничности - по оценочным таблицам (шкалам регрессии).

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением его к одной из "групп здоровья" дается с обязательным участием всех перечисленных выше критериев. Эта группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья различных контингентов как на момент обследования, так и при динамических наблюдениях для проверки эффективности проводимых оздоровительных (или других) мероприятий.

Выделены следующие группы здоровья:

I. Здоровые, с нормальным уровнем развития и нормальным уровнем функций.

II. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям (часто болеющие - 4 и более раза в году).

III. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма.

IV. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма.

V. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

Во избежание ошибок и для максимально возможной унификации полученных в разных учреждениях данных в оценке состояния здоровья приводится «схема».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: