Задачи. 1Изучить теоретическую литературу по теме исследования

1Изучить теоретическую литературу по теме исследования.

2Выявить направления и виды асоциальных склонностей у подростков. 3Подобрать методы диагностики для организации опытно экспериментальной работы.

Теоретической основой исследования являются работы Беличевой С.А, Выгодский Л.С, Змановской Е.В, Казанской В.Г, Короленко Ц.П, Донских Т.А, Крутецкой В.А, Крылова С.А, Мухина В.С, Склярова Т.В,

Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение передового психолого-педагогического опыта (современное состояние проблемы).

Глава 1 Теоретические основы профилактики формирования асоциальных склонностей подростков.

1.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

Подростковый Возраст - Категория. Стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет). Специфика. Характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой "подростковой" общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления.

Такое определение подросткового возраста дается в психологическом словаре. Чтобы подробнее разобраться в том кто такой подросток, и какие у него психологические особенности мы рассмотрим несколько источников.

Склярова Т.В. считает, что в подростковом возрасте возникает новообразования возраста – «чувство взрослости» [15]. Возникновение представления о себе как «не о ребёнке» многие специалисты называют основным новообразованием этого возраста. В связи с этим у подростка возникает потребность в изменении образа жизни. Решение проблем самоопределения в подростковом возрасте специалисты связывают с привлечением старшеклассников к жизнедеятельности взрослых, изменением характера общения, появлением потребности в уединении и обособлении.

Источником конфликтов с представителями старшего поколения может стать отсутствие в этом возрасте устойчивой системы координат – системы жизненных ценностей, которая позволила бы реально оценивать события.

В результате того, что у подростка формируется самосознание, он становится способным открывать и порождать личностные смыслы, а следовательно, его можно считать субъектом волевого действия.

В подростничестве происходит становление самосознания. Социальное пространство как следующий компонент структуры самосознания в концепции В.С. Мухиной для подростка предстает в реальности общения. Особое значение и смысл приобретают для него обязанности и права, которые существуют в социальном пространстве отношений взрослых и отдельно – в подростковой субкультуре[12,423с.].

Когда общество не предоставляет такой возможности отроку, потребность в выборе и ответственности депривируется. Последствия такого рода депривации проявляются в девиантном и делинквентном поведениях подростков.

Учебная деятельность в подростковом возрасте также имеет свои особенности. Переход к отрочеству отмечен изменением отношения ребенка ко взрослым, резким снижением успеваемости и потерей интереса к учебе, неприятием общепринятых социальных норм и правил, появлением девиантного поведения.

В случае нормального, оптимального хода вещей для детей этого возраста делается важным и общение со взрослым, который является носителем той или иной области культуры, интересной в качестве предметного содержания детского общения. Самым привлекательным, определяющим смысл взаимодействий подростка является общение.

Социальной ситуацией развития становится освоение области взаимоотношений людей за рамками семейного круга.

Интересы подростка очень подвержены влиянию социального окружения, особенно сверстника и увлеченного взрослого, значимого для отрока.

Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а следовательно, внутренне более собранным и организованным. Он как бы обретает волю.

Целенаправленность возникает в подростковом возрасте и в связи с мотивами, в которых на первое место выходят формирующееся мировоззрение и планы на будущее.

Огромное значение в становлении стиля подросткового поведения имеет «значимый взрослый», чаще не родитель, а представитель того самого социального мира, куда устремлён взор подростка.

Рвётся «эмоциональная пуповина», меняется характер эмоциональной привязанности к родителям. На смену авторитету родительской власти приходит (или не приходит) авторитет личности родителей. Он зависит для подростка от уровня социальной или профессиональной компетенции мамы или папы.

Обретение подростком собственной позиции в мире социальных отношений совсем не тождественно разрыву с семейными устоями и ценностями. Многие подростки высоко ценят нормы, существующие в их семьях, обретая собственную социальную самостоятельность, уверены в том, что их будущая семья будет такой же, как и семья их родителей. Часто семейные устои являются для подростка эталоном, ориентируясь на который он выстраивает собственное взаимодействие с социумом.

Изучение самосознания в подростковом возрасте в отечественной психологии идет и в русле исследования его содержания: интересов, ценностных ориентаций, ценностей.

Л.С. Выготский выделил несколько доминант – основных групп наиболее ярких интересов подростков:

– «эгоцентрическая доминанта» – интерес к собственной личности;

– «доминанта дали» – установка на обширные, перспективные масштабы;

– «доминанта усилия» – тяга к сопротивлению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, негативных явлениях;

– «доминанта романтики» – стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму [14,156с.].

Продуктивнее рассматривать меры, которые может предпринять общество для обеспечения реализации основных потребностей возраста: смена методов обучения, стиля общения педагога и подростка, предоставление последнему возможности реализовывать авторское действие в условиях, которые контролирует помогающий взрослый и «достраивает» действия ребенка до реализации замысла, получения результата; расширение реального поля альтернатив для включения подростка в социальную жизнь.

Диалогичность внеситуативной внутренней позиции старшего подростка обеспечивает индивидуальный характер воображения. При этом появляются и новые формы коллективного воображения. Но если в младшем подростковом возрасте продукт воображения получается как бы из мозаичных кусочков, то в старшем подростковом возрасте уже можно говорить о некой целостности как самого образа воображения, так и его отдельных частей. Субъект воображения нерасчленим и практически невозможно определить, кто что придумал.

Социализация и социальная ситуация развития. Главный мотив, который движет подростком, – желание утвердиться в коллективе сверстников. Неадекватно завышенные притязания способствуют вступлению в девиантные группы, которые дают ребенку новые способы самоутверждения. Надо иметь в виду, что низкая самооценка отрока предрасполагает к асоциальному пути развития. В этом возрасте ребенок переживает и чувство одиночества, и чувство соперничества. Суть конфликта взрослого и ребенка Р.М. Грановская видит в разной ориентации психологического времени: если взрослый концентрирует свое внимание на дальних результатах, то подросток – на ближайших[3, 354c.].

Жизненно важной сферой для подростков становится область межполовых отношений. Психологическую и духовную характеристику этого важной проблемы приводит в кн. «На пороге зрелости» протоиерей Василий Зеньковский.

Подросток, не подчиняющийся никаким правилам и требованиям, привносит в своё окружение огромное количество проблем. Несомненно, этот возраст является первым возрастом проверки всего предшествующего процесса воспитания, он беспощадно вскрывает все ошибки и промахи, совершённые родителями и воспитателями до этого. И каждый раз в подобной ситуации нет готовых рецептов «что и как делать».

Казанская В.Г. рассматривает основные противоречия как источник развития личности подростка. Противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения. Потребности рассматриваются как нужда человека в предметах материальной и духовной культуры. Чтобы реализовать потребности, нужна активность в достижении того, что может их удовлетворить [6].

У большого числа подростков существуют противоречия между духовными и материальными потребностями. Дети не любят ждать, им хочется иметь всего много и сразу. Но поскольку потребности ненасыщаемы, то их удовлетворение часто не ощущается как большая радость. Появляется новая потребность большего масштаба.

Желание реализовать себя и неумение это сделать – еще одно противоречие подростка. Подросток испытывает дефицит в значимых людях и исповедальных видах общения. Но последнее иногда невозможно осуществить, так как взрослые не понимают его намерений поговорить, порассуждать.

Таким образом, развитие организма подростка происходит одновременно с формированием его личности. Разрешение противоречий выводит подростка на более высокий уровень.

У подростка появляются такие психические новообразования, которых не было у младшего школьника: формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем. Все эти элементы взрослости имеют разную природу, по–разному представлены в характере, потребностях и способностях.

В подростковом возрасте закладываются основы нравственности и социальных установок личности. Поэтому он становится как бы стартом для раскрытия жизненных позиций и устремлений человека. В связи с этим вновь подчеркнем, что подросток – личность противоречивая.

По мнению Л. С. Выготского, для понимания сущности противоречий и кризисов подростка необходимо выделить самое главное новообразование в его личности, которое меняет социальную ситуацию развития. В отличие от ребенка младшего школьного возраста подросток не овладевает новой деятельностью – учением. Оно остается, но меняется отношение к нему, школе, взрослым. Соответственно новым психическим новообразованием подростка становится чувство взрослости.

Взрослость по отношению к себе проявляется у подростка в том, что он стремится перенять формы взрослого поведения, иногда с аддиктивными привычками (курение, употребление малоалкогольных и сильноалкогольных напитков, нецензурная брань и пр.). Но более всего подросток стремится изменить самого себя – стать взрослым.

Потребность реализовать себя в общении со значимыми для подростка одноклассниками и сверстниками возникает потому, что они становятся своеобразным зеркалом, которое отражает сходство с ними и отличия. Сверстники становятся эталоном для подражания, по ним подросток сверяет свои ценности, поскольку последние могут быть такими же, как и у других ребят. Потребность быть принятым средой значимых людей, боязнь быть отвергнутым являются главными в общении подростка.

Таким образом, общение со сверстниками открывает подростку самые разные перспективы – от благополучной жизни, в которой раскроются его потенциалы, до болезненных разочарований. Не случайно говорят: «Береги честь смолоду». Это касается не только общения между девочками и мальчиками, но и взаимодействия подростков одного пола, которое может способствовать как конструктивной деятельности, так и деструктивной (воровство, грабеж, хулиганство, эрзац–модельный бизнес и пр.).

Отношения подростка с родителями и взрослыми имеет большое значение. Несмотря на ощущение себя взрослым, подросток осознает, что во взрослый мир ему трудно войти из–за отсутствия разных навыков и умений, которые есть у взрослого, мировоззрения, неприятия многих устремлений взрослых людей

Взрослый выступает образцом деятельности. В сотрудничестве с ним подросток занимает позицию его помощника. Участие в совместном труде формирует ответственность, самостоятельность, внимательность. Однако не всегда образ–идеал взрослого совпадает с отцом или матерью. Скорее бывает наоборот, подросток переосмысливает их роль и значение в своей жизни («Какой ты идеал, только еду варила да убирала за всеми»). Старшие подростки постепенно понимают, что идеал имеет конкретные, земные особенности.

Таким образом, на взросление подростка большое влияние оказывает его главная деятельность – учение, а также семья, окружающие взрослые, сверстники и друзья. Остановимся на том, как подросток начинает осваивать ценности и нормы окружающей жизни и что на это влияет.

Подросток открывает свое «Я», ищет свое место в человеческих отношениях, строит планы относительно своего развития и будущей жизни. Иначе говоря, он становится автором своей собственной биографии, своего предназначения. «Я» подростка сначала окрашено эмоциями, оно импульсивно.

Поиск подростком своего места в обществе связан с развитием самосознания и постепенным овладением нормами и правилами социальной жизни, т. е. социализацией.

Представление о себе у подростка связано с самооценкой, т. е. со способностью оценить свои качества. Оказалось, что стабильная и адекватная самооценка чаще всего зависит от того, насколько связи подростка с близкими позитивны и постоянны.

Идентичность – устойчивое и последовательно появляющееся ощущение собственной тождественности своему реальному жизненному пути и своему месту в обществе. Формирование тождественности происходит в процессе выбора профессии, становления моральных и политических ценностей. Для подростка этот процесс нелегок. Он постоянно сверяет свои возможности с тем, что требуется, с тем, что выходит и как оценивается другими. Несоответствие между ними создает ощущение трудностей, потерянности, ненужности, невостребованности и приводит к депрессиям.

В. А. Крутецкий считает, что подросток склонный ранее к дослов­ному воспроизведению учебного материала, он стремится теперь излагать материал своими словами и протестует, когда учитель требует точного воспроизведения (формулы, закона, определения) [8].

Расширение связей с окружающим миром, широкое всепогло­щающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также часто снижают непосредственный интерес подростков к учению. Сознательно-положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них опре­деленный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Однако здесь порой наблю­дается расхождение: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением к школьному учению. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные неудачи в учении, на конфликт с учителем. Подросток обычно остро переживает учебные неудачи и из-за самолюбия иногда маскирует подлинное отношение к этим неуда­чам: делает вид, что к успехам в учении он совершенно безраз­личен и равнодушен.

В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Умение организовать мыслительную работу по запоминанию определен­ного материала, умение использовать специальные способы за­поминания развито у подростков в гораздо большей степени, чем у младших школьников.

В коллективном общественно полезном труде у подростков формируются ценные качества личности: целеустремленность, коллективизм, настойчивость, трудолюбие, инициативность. В про­цессе труда у подростков рождаются новые чувства: радость за свой труд, гордость за созданное, чувство удовлетворения от трудовых достижений.

В коллективе раз­вивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимо­помощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы, когда это нужно, интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подрост­ка для него очень важны. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружное воздействие коллектива товарищей. Поэтому предъявле­ние требований к подростку в коллективе и через коллектив — одни из путей формирования его личности.

Нравственные представления и понятия подростков. Одна из важнейших особенностей подросткового возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.

В тесной связи с формированием убеждений складываются и нравственные идеалы. Они служат своеобразным моральным эта­лоном, на который подросток равняет свое поведение.

Самосознание и самооценка. Один из самых важных моментов в развитии личности подростка — формирование у него самосоз­нания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы наши свое место в коллективе.

На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других — взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе порой возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем при­тязаний подростка, его мнением о себе и его реальным поло­жением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.

На основе развития самовоспитания, роста требований к под­ростку, его нового положения в коллективе у подростка возни­кает стремление к самовоспитанию,к сознательному и целеуст­ремленному развитию у себя положительных качеств и торможе­нию отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению недостатков.

Чувство взрослости. Важная особенность подросткового возрас­та — формирование центрального новообразования этого возраста, своеобразного чувства взрослости, когда подросток начинает счи­тать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, когда он осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни.

Чувство взрослости вызывает стремление подростков к само­стоятельности и известной независимости. Отсюда их чувстви­тельность к оценке взрослых, их обидчивость, острая реакция на попытки взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достоинство, принизить их взрослость. Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, уважали их.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении подростков быть относительно независимыми от взрослых, и в наличии собст­венных взглядов и суждений, и в подражании внешнему облику и манере поведения взрослых.

Потребность в общении, дружба и товарищество. В подростко­вом возрасте очень ярко проявляется стремление к общению с товарищами, к жизни в коллективе сверстников, заметно разви­вается чувство личной дружбы, потребность в дружбе на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности.

Товарищество предполагает более широкий круг участ­ников, психологическая основа его — чувство коллективизма, товарищеская спайка, атмосфера товарищеского сотрудничества. Дружба охватывает более узкий круг лиц, она более избиратель­на, интимна, предполагает чувство личной симпатии и тесное сближение подростков, привязанность друг к другу, доверитель­ность отношений.

Дружба подростков далеко не всегда носит положительный характер. Иногда она возникает на почве нездоровых интересов или увлечений, совместного пустого времяпрепровождения. Наб­людается и паразитическая форма дружбы по расчету.

Развитие воли и характера. Заметно развиваются в подростко­вом возрасте волевые черты характера: настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и труд­ности.

Подростковый возраст — важный период характерообразования. Если до этого можно было говорить скорее об отдельных харак­терологических проявлениях, то в подростковом возрасте харак­тер постепенно стабилизируется, становится устойчивым, нарас­тает способность управлять своим поведением. Однако в связи с особенностями физического развития следует отметить обычную для подросткового возраста повышенную возбудимость, которая в соединении с бурной энергией и активностью при недостаточ­ной выдержке приводит нередко к нежелательным поступкам, нарушениям дисциплины, возне, крикливости, беготне.

Интересы в подростковом возрасте часто приобретают форму серьезных увлечений, подлинной страсти, которая буквально за­хватывает школьников, нередко в ущерб всем другим занятиям.

Активная любознательность и любопытство, жадное стремле­ние познать больше, характерные для подростков, могут породить разбросанность и неустойчивость их интересов.

Проанализировав, мнения авторов о психологических особенностях подростков мы пришли к выводу, что у подростка существуют особенности, потребности, новообразования которые влияют на формирование его личности и его поведения.

Главный мотив подростков – желание утвердиться в коллективе сверстников, общаться сними. Потребность реализовать себя в общении со сверстниками возникает, потому что они становятся своеобразным зеркалом, которое отражает сходство, сними и отличие. Сверстники становятся эталоном для подражания. Общение со сверстниками открывает подростку самые разные перспективы – от благополучной жизни, в которой раскрываются его потенциалы, до болезненных разочарований. Если взрослые выставляют подростку слишком завышенные требования, и он не способен их выполнить и не может самоутвердиться, то это способствует вступлению в девиантные группы, которые дают ему новые способы самоутверждения.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении подростков быть относительно независимыми то взрослых, и в наличии собственных взглядов и суждений, и в подражании внешнему облику и манере поведения взрослых. Подростки стремятся перенять формы взрослого поведения, иногда с аддиктивными привычками (курение, употребление алкогольных напитков, нецензурная брань и пр.)

Поиск подростком своего места в обществе связан с развитием самосознания и постепенным овладением нормами и правилами социальной жизни, т. е. социализацией. Представление о себе у подростка связано с самооценкой, т. е. со способностью оценить свои качества. Низкая самооценка подростка предрасполагает к асоциальному пути развития.

Именно эти особенности в психологи подростка ведут к формированию у него асоциального поведения. Сами по себе эти особенности возраста не являются отрицательными, но в нашем обществе образ взрослого человека представлен не с лучших сторон. Взрослый значит свободный, никому ничего недолжен, может курить, пить, вступать в беспорядочные половые связи, ругаться матом и т.д. Дети это видят на улице, по телевизору, в интернете и в подростковом возрасте, когда к ним приходит осознание их взросления, они переносят на себя эти якобы атрибуты взрослости, и начинают вести себя так же, как при них вели себя взрослые. Стремясь показать свою взрослость, но будучи не грамотен в вопросах, как в правовых, так и в моральных, нравственных поведение подростков зачастую носит асоциальный характер.

1.2 Асоциальное поведение и его виды.

Понятие асоциальный мы рассмотрели из различных словарей, чтобы более глубже изучить его.

Источники Определения
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998. АСОЦИА́ЛЬНЫЙ -ая, -ое. [от греч. a- - не-, без- и лат. socialis - товарищеский, общественный]. Несовместимый с общепринятыми моральными нормами и правилами поведения; антиобщественный (о поведении человека). А-ое поведение. // Не придерживающийся общественной морали и правил поведения (о человеке). А-ая личность.
Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000. Асоциа́льный прил. Не соответствующий нормам и правилам поведения людей в обществе, в общественной жизни.
Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006 г Поведение асоциальноеформы социальной жизни людей, определяемые социально-негативными мотивами и приносящие неудобства или вред другим членам группы, общества.

Для дальнейшей работы мы выбрали определение из большого толкового словаря русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998. так как здесь описано его основное отличие от других видов отклоняющегося поведения, а именно то, что асоциальное означает аморальное.

По мнению Змановской Е. Д асоциальное поведение является видом отклоняющегося поведения. Отклоняющееся поведение приравнивает к девиантному поведению и перечисляет его особенности.

Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом — девиантные поведение (от лат. deviatio — отклонение) [5].

Целесообразно выделить те специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека.

1. Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей.

3. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям.

4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5. Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности.

6. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы

7. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

8. В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Классификация видов отклоняющегося поведения

· Асоциальное (аморальное) поведение

Это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенство.

В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, граффити, сленг, татуировки. У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, злословие, ложь, воровство, вымогательство или попрошайничество.

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

· Антисоциальное (делинквентное) поведение

Поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

У взрослых людей (старше 18 лет) такое поведение проявляется в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную ответственность или гражданскую и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет): хулиганство, кража, грабежи, вандализм, насилие. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) насилие по отношению к младшим детям, сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, поджоги.

· Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение

Отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая или химическая зависимость, фанатическое поведение, аутическое поведение, деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).

Крылов А. А пришел к выводу, что асоциальное поведение родственно понятию «отклоняющееся поведение», которое является более объёмным понятием.

Можно посмотреть на асоциальное поведение с точки зрения адаптации – дезадаптации. Тогда социальное поведение будем расценивать как адаптивное, а асоциальное как дезадаптивное [9].

Ближе всего к понятию «асоциальное поведение» находится термин «отклоняющееся», т. е. ненормативное поведение, которое отклоняется от социальной нормы. Отклонение от нормы называется асоциальным, прежде всего потому, что социальной является сама норма.

Близок к асоциальному поведению и термин «криминальное», или «преступное», поведение, но по объему криминальное, или уголовное, поведение значительно реже, чем асоциальное, которое включает и иные формы правонарушений, и аморальное поведение.

Асоциальное поведение рассматривается и как разновидность агрессивного поведения. Агрессивное поведение – это проявление агрессивности, выражающееся в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда. У разных людей она выражается по-разному: физически или вербально, активно или пассивно, прямо или косвенно, но реальность такова, что не существует людей, у которых бы она полностью отсутствовала. Агрессивное поведение – понятие значительно более широкое, чем асоциальное поведение; с другой стороны, они могут пересекаться.

Под асоциальным поведением будем понимать социально-негативное поведение, нарушающее правовые и общепринятые нравственные нормы, родственное по содержанию понятию «отклоняющееся поведение» (которое, по всей видимости, является более объемным), отличающееся высокой вероятностью проявления агрессии в открытом поведении, ее высоким удельным весом среди других поведенческих паттернов, несформированностью установок на социальную кооперацию, эгоизмом, эгоцентризмом и импульсивностью.

Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности, принадлежит Ц.П. Короленко и Т.А. Донских. Они выделили семь вариантов отклоняющегося поведения: аддиктивное, антисоциальное, суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое. Многие варианты отклонений имеют в своей основе акцентуации характера. Демонстративность при чрезмерном развитии приводит к нарциссическому поведению; застревание — к фанатическому; гипертимность в сочетании с возбудимостью — к антисоциальному и т. д. Сущность аддиктивного поведения состоит в стремлении человека уйти от реальности, изменяя свое психическое состояние с помощью приема некоторых веществ (алкоголя, наркотиков) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных положительных эмоций. Авторы делят все поведенческие девиации на две группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а так же действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания [7].

Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушения социальных норм и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае - внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс и внутридеструктивное поведение.

Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делятся на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, аморально-безнравственного поведения.

В группе внутридеструктивного поведения Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение.

Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижения самооценки и эмоциональные нарушения.

В соответствии с перечисленными критериями выделим три группы отклоняющегося поведения: антосоциальное (делинквентное), асоциальное (аморальное), аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Проанализировав три источника, мы пришли, к выводу, что асоциальное (аморальное) поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Асоциальное повеление является видом отклоняющегося поведения. Несмотря на то, что каждый автор по-своему представляет отклоняющееся поведение и подразделяет его, мы для дальнейшей работы возьмем идею Змановой Е. Д, так как оно и определила место асоциального поведения в обществе и дала их виды. Крылов описал асоциальное поведение с разных аспектов, но видов такого поведения не описывает. Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделили семь вариантов отклоняющегося поведения: аддиктивное, антисоциальное, суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое. Среди которых не наблюдается асоциального поведения как отдельного вида.

1.3 Профилактика асоциального поведения

Для лучшего понимания и усвоения понятия профилактика мы подобрали и проанализировали его определения из различных литературных источников.

Источники Определения
Д.Н.УшаковБольшой толковый словарь современногорусского языка ПРОФИЛА́КТИКА, профилактики, мн. нет, ·жен. (от ·греч. prophylaktikos - охранительный) (мед.). Совокупность мероприятий, предупреждающих заболевания.
Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный Профила́ктика ж. 1) Совокупность мероприятий, предупреждающих заболевания и направленных на создание здоровых условий труда и быта населения. 2) Совокупность мероприятий, предохраняющих от порчи, износа и т.п. (в технике).
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка ПРОФИЛА́КТИКА, -и, ж. Совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка. П. заболеваний. П. преступлений
Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия» ПРОФИЛАКТИКА  (от греч. prophylaktikos - предохранительный), в медицине система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека. В ветеринарии профилактика - система общественных и ветеринарных мероприятий по предупреждению болезней животных и охране здоровья людей от антропозоонозов.---в технике - предупредительные меры для поддержания технического объекта в исправном или работоспособном состоянии (замена или ремонт отдельных деталей, чистка, смазка и т. п.).

Мы выделили определение данное С.И. Ожеговым, Н.Ю. Шведовой в толковом словаре русского языка так как оно соответствует нашей теме исследования.

По мнению Беличевой С.А организация практической деятельности по предупреждению асо­циального поведения и правонарушений несовершеннолетних предпо­лагает прежде всего изучение причин и истоков преступности как соци­ального явления, а также исследование природы отклоняющегося про­тивоправного поведения. Основой для разработки программы комплек­са профилактических мер являются исследования в самых различных отраслях знания: юриспруденции, криминологии, социологии, психо­логии, педагогике, медицине. Современному состоянию превентивной теории и практики предшествовал длительный исторический путь развития научного знания, объясняющего причины преступности и на­мечающего научно обоснованные подходы к решению данной острой социальной проблемы [1].

Практическая реализация охранно-защитной концепции профилактики возможна лишь при решении ряда вопросов организационно-управлен­ческого, социально-педагогического, психологического, нормативно-правового и кадрового обеспечения.

· Организационно-управленческое обеспечение предполагает пре­одоление межведомственной разобщенности и нескоординированности воспитательно-профилактической деятельности различных социальных институтов, учреждений и ведомств и создание полномочных государ­ственных органов муниципальной власти, ведающих проблемами социальной охраны семьи и детства, включающих в свой штат профессионально подготовленных юристов, социальных работников, психологов, медиков, способных осуществлять весь комплекс мер социальной помощи семье, детям, подросткам.

· Социально-педагогическоеобеспечение заключается в создании социально-педагогических центров (материально-техническая база, педагогические кадры, финансирование), предназначенных для организации труда и отдыха детей и подростков, для создания воспиты­вающей среды, позволяющей гармонизировать их отношения со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы.

· Социально-психологическое обеспечение предполагает оказание социально-психологической помощи семье, детям, подросткам: медико-психологическое консультирование, разрешение конфликтных ситуаций, переживаемых детьми и подростками, организация телефона и служб доверия, психологическая диагностика и психологическая кор­рекция отклоняющегося поведения. Наряду с психолого-педа­гогическими консультациями и телефонами доверия, психологические службы должны располагать реабилитационными центрами, социаль­ными приютами, убежищами для подростков, оказавшихся в остро критической ситуации в семье, которая может привести к побегам из дому, бродяжничеству, суицидам.

· Нормативно-правовое обеспечение включает в себя разработку действенных правовых норм и механизмов, позволяющих на практике реализовать охрану и защиту личности, здоровья и прав ребенка, пере­смотр и упорядочение нормативно-правовой базы социально-правовой охраны семьи и детства, а также создать более совершенную судебно-пенитенциарную систему для несовершеннолетних правонарушителей.

· Кадровое обеспечение предполагает введение и подготовку новых для нашей страны кадров социальных работников, социальных педаго­гов, реабилитаторов, практических психологов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую и социально-педа­гогическую помощь прежде всего семьям, детям и подросткам группы риска.

· Наряду с открытием новых специализаций, важно проводить более углубленную профессиональную психолого-педагогическую и право­вую подготовку и переподготовку учителей, воспитателей, сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних, других лиц, занятых пре­вентивной практикой, проблемами профилактики отклоняющегося поведения.

В свою очередь, решение проблемы комплексного организационно-управленческого, социально-педагогического, психологического, нор­мативно-правового, финансово-материального и кадрового обеспе­чения профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних невозможно без глубокого изучения природы отклоняющегося пове­дения и путей его предупреждения, а также активной практической деятельности и конкретных мер со стороны правительства и муниципальных органов власти.

Как научная проработка, так и практическое решение проблем перестройки превентивной практики существенно затруднены тем, что в настоящее время в отечественной превентивной науке и практике сложилось парадоксальное положение. С одной стороны, к участию в воспитательно-профилактической работе привлечено значительное количество социальных институтов и общественных организаций. Так, по данным криминологов, в одном административном районе действуют до 40 различных органов, занимающихся проблемами предупреждения преступности несовершеннолетних и остронуждающихся в научном обеспечении своей деятельности. С другой стороны, исследование проб­лемы отклоняющегося поведения детей и подростков ведется много­численными представителями смежных отраслей знания: психологии, педагогики, медицины, криминологии и т.д.

Вместе с тем, в настоящее время между сложившейся превентивной практикой и теорией ощущается заметный разрыв, что прежде всего отрицательно сказывается на действенности, результативности воспита­тельно-профилактической работы всей системы органов социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Та­кое положение дел сложилось не случайно, поскольку применение в воспитательно-профилактической практике результатов исследований, ведущихся в различных узкоспециализированных отраслях научного знания и непосредственно не связанных с деятельностью реально дей­ствующих учреждений и социальных институтов, оказывается делом весьма затруднительным для практического использования. Поэтому сегодня возникла острая необходимость объединить и систематизиро­вать результаты разнообразных многочисленных исследований по проблемам отклоняющегося поведения и его предупреждения в рамках единого прикладного психологического знания, оценить информацию, накопленную по этой проблеме в социальной, юридической, возрастной и педагогической психологии, в других смежных отраслях науки, преж­де всего применительно к воспитательно-профилактической деятель­ности реально действующей системы ранней профилактики.

Системное рассмотрение неблагоприятных факторов асоциального поведения несовершеннолетних применительно к воспитательно-про­филактической деятельности системы органов ранней профилактики, безусловно, имеет ряд объективных трудностей как теоретического, так и организационно-практического характера. Это объясняется прежде всего тем, что теоретическое осмысление этой проблемы должно вестись, как мы уже отмечали выше, в междисциплинарном плане, сбор эмпирического материала носит межотраслевой, межведомственный характер и распространяется на деятельность специальных и общих органов ранней профилактики, имеющих различную ведомственную подчиненность, включая учреждения народного образования, здраво­охранения, культуры, внутренних дел, общественные и благо­творительные организации. Такая межведомственная разобщенность органов ранней профилактики, а также изолированность, несостыко-ванность научных подходов в изучении этой острой социальной проб­лемы затрудняют создание психологического обеспечения пре­вентивной практики и вместе с тем делают ее особенно актуальной.

Итак мы сделали вывод, что практическая реализация охранно-защитной концепции профилактики возможна лишь при решении ряда вопросов организационно-управлен­ческого, социально-педагогического психологического, нормативно-правового и кадрового обеспечения. Основой для разработки программы комплек­са профилактических мер являются исследования в самых различных отраслях знания: юриспруденции, криминологии, социологии, психо­логии, педагогике, медицине. Поэтому методы эмпирического исследования, для разработки программы комплек­са профилактических мер должны быть различными и должны с разных сторон рассмотреть личность исследуемого.

Глава 2 Подбор методов эмпирического исследования формирования асоциальных склонностей подростков

Для повышения эффективности ранней профилактики воспитательно-профилактической деятельности предлагаем основные направления: во-первых, своевременная диагностика асоциальных откло­нений и социальной дезадаптации несовершеннолетних и осуществ­ление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профи­лактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняю­щегося поведения; во-вторых, выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обусловливают отклонения в развитии личности несовершен­нолетних, и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий.

Для диагностики формирования асоциальных склонностей нами выбран тест-опросник «Определение склонности к асоциальному поведению (А.Н.Орел)». Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

Так же для определения психологического состояния и отношения подростка к окружающим проведем упражнение «Два животных». Методика показывает, каким человек себя ощущает, хочет быть (1животное) и каким ему приходиться быть под влияние общества (2 животное).

Для выявления неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения нами выбраны несколько методик. Методика незаконченных предложений «Моя семья», чтобы посмотреть отношения в семье подростка и её влияние на формирование асоциальных склонностей несовершеннолетних.

После осуществления диагностики, определятся виды асоциального поведения и факторы, влияющие на формирование такого поведения в конкретной группе. Опираясь на полученные данные, мы разработаем программу профилактики конкретных видов асоциального поведения подростков.

Заключение

Изучив теоретическую литературу, мы выявили факторы, влияющие на формирование асоциальных склонностей у подростков: желание утвердиться в коллективе сверстников, общаться сними. Чувство взрослости проявляется и в стремлении подростков быть относительно независимыми то взрослых, и в наличии собственных взглядов и суждений, и в подражании внешнему облику и манере поведения взрослых. Поиск подростком своего места в обществе связан с развитием самосознания и постепенным овладением нормами и правилами социальной жизни, т. е. социализацией.

Проанализировав три источника, мы пришли, к выводу, что асоциальное (аморальное) поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Асоциальное повеление является видом отклоняющегося поведения.

Итак мы сделали вывод, что практическая реализация охранно-защитной концепции профилактики возможна лишь при решении ряда вопросов организационно-управлен­ческого, социально-педагогического психологического, нормативно-правового и кадрового обеспечения. Основой для разработки программы комплек­са профилактических мер являются исследования в самых различных отраслях знания: юриспруденции, криминологии, социологии, психо­логии, педагогике, медицине. Поэтому методы эмпирического исследования, для разработки программы комплек­са профилактических мер должны быть различными и должны с разных сторон рассмотреть личность исследуемого.

Мы предполагаем, провести эмпирические исследования подростков, для выявления у них уровня формирования склонности к асоциальному поведению, выработки программы профилактики формирования склонности к асоциальному поведению.

После осуществления диагностики, определяться виды асоциального поведения и факторы влияющие на формирование такого поведения в конкретной группе. Опираясь на полученные данные, мы разработаем программу профилактики конкретных видов асоциального поведения актуальных диагностируемой группе.

Нами запланирована реализация на практике программы профилактики формирования асоциальных склонностей подростков, для предупреждения и снижения уровня формирования склонности к асоциальному поведению.

Список литературы

1 Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: «СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ РОССИИ», 1994. – 235с.

2 Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - СПб.: Петрополис, 2006. - 660 с.

3 Грановская Р. М. Элементы практической психологии - Практическая...

Элементы практической психологии. — 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988.—560 с.

4 Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.

5 Змановская Е.В., Девиантология (психология отклоняющегося поведения) учебное пособие / Е.В. Змановская. М.: Академия, 2003. 335-339 с.

6 Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления./2-е издание, дополненное.: Питер; Спб.; 2008. – 177с.

7 Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, 1990. – 224с.

8 Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с.

9 Крылов А.А. Психология 2-е издание. – СПб.: Проспект; 2005. – 191с.

10 Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт.. 1998.

11 Мироненко В.В. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1987. -447с.

12 Мухина B. Возрастная психология. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. – 608 с.

13 Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - М.: Советы, 1996 - 800с.

14 Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.

15 Склярова Т. В Психологические особенности подростка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/43990.php?PRINT=Y

16 Современный толковый словарь Изд. "Большая Советская Энциклопедия", OCR Палек, 1998 г.

17 Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современногорусского языка. – М.: Альта-принт, 2007. -239с.

18 Психологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vslovare.ru/slovo/podrostok

19 Философский энциклопедический словарь – М.: Советская энциклопедия, 2010. -836c.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: