Опросник АСВ (анализ семейного воспитания)

Опросник АСВ позволяет диагностировать тип се­мейного воспитания и характер его нарушений. Его можно использовать в исследовании тех проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными ак­центуациями характера и отклонениями в поведении (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1990).

В опроснике АСВ диагностируются следующие наруше­ния семейного воспитания:

I. Уровень протекции — сколько сил, времени уделяют ро­дители воспитанию ребенка:

1) гиперпротекция (чрезмерная) — шкала Г+;

2) гипопротекция (недостаточная) — шкала Г-.

II. Степень удовлетворения потребностей означает то, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворе­ние потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных:

1) потворствование (стремление родителей к максималь-

ному и некритическому удовлетворению любых по­требностей ребенка) — шкала У+;

2) игнорирование потребностей ребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка) — шкала У -.

III. Уровень требовательности к ребенку в семье. Показа­тели выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний:

1) чрезмерность требований-обязанностей представляет риск психотравматизма — шкала Т+;

2) недостаточность требований-обязанностей приводит к

трудности привлечения ребенка к какому-либо делу — шкала Т -;

3) чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенси­тивной и тревожно-мнительной акцентуации — шкала 3+;

4) недостаточность требований-запретов стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера — шкала 3-;

5) чрезмерность санкций — чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения — шкала С+;

6) минимальность санкций — упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний — шкала С —. IV. Неустойчивость стиля воспитания — резкая смена сти­ля, приемов воспитания, формирующая упрямство, — шкала Н.

Устойчивые сочетания различных черт воспитания пред­ставляют собой тип целенаправленного воспитания.

Классификация типов нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом.

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, от­раженных в шкалах Г+, У+ при Т-, 3-, С-). Подросток находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания способствует развитию демонстратив­ных (истероидных) и гипертимных черт характера у под­ростков.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, У+, Т+, 3±, С±). Подросток также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельно­сти, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловли­вает острые аффективные реакции экстрапунитивного ти­па. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенси­тивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает асте­нические черты.

Эмоциональное отвержение (Г±, У-, С+). В крайнем вари­анте это воспитание по типу «золушки». Формирует и усили­вает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцен­туации характера и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной, сенситивной, асте-но-невротической акцентуациями характера.

Повышенная моральная ответственность (Г-, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулируется развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) ак­центуации характера.

Гипопротекция (гипоопека) (Г-, У-, Т-, 3-). Подросток предоставлен себе, родители не интересуются им, не кон­тролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и кон­формного типов.

Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, ме­шающие наладить адекватное воспитание. Чаще — низкая пе­дагогическая культура родителей. Во втором случае нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса игра­ют личностные особенности самих родителей.

Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в сле­дующем:

— расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ);

— предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК);

— воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН);

— фобия утраты ребенка (шкала ФУ);

— неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ);

— сдвиг в установке родителей по отношению к полу ре­бенка (шкала ПЖК — предпочтение женских качеств, шкала ПМК — предпочтение мужских качеств);

— проекция на подростка собственных нежелаемых ка­честв (шкала ПНК);

— вынесение конфликта между супругами в сферу воспи­тания (шкала ВК).

Какие нарушения вызывают подобные отношения родите­лей? Повышенную (доминирующую или потворствующую) протекцию или, наоборот, гипопротекцию, эмоциональное отвержение и жестокое обращение. Возможен и противоречи­вый тип воспитания.

Результаты проведенного нами анализа особенностей про­цесса воспитания в семьях 45 младших подростков, страдаю­щих эмоциональными расстройствами, представлены в табли­це 4. Как видно из данных табл. 4, в стиле воспитания младших подростков (11-12 лет), у которых развились эмоциональные расстройства, в сравнении с группой их сверстников (250 чело­век), отобранных методом случайной выборки, достоверно пре­обладали: гиперпротекция, чрезмерность требований и запре­тов, чрезмерность санкций (наказаний за проступки), неустойчивость стиля воспитания и вынесение супружеских конфликтов в сферу воспитания детей (Игумнов С. А., Дроздо-вич В. В., 2002).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: