Раннесредневековое искусство Византии

3.1. Юстиниан Великий


Флавий Пётр Савватий Юстиниан,Юстиниан Первый Великий (483,Тавресий,Верхняя Македония-14 ноября 565,Константинополь)-император ромеев с 1 августа 527-14 ноября 565.

Один из величайших Императоров,успешный государственный деятель и стратег,вернувший Империи большую часть земель на Западе,великий строитель,в правление которого был построен несомненный шедевр византийского зодчества Собор Святой Софии, кодификатор права, результатом правления которого стал новый свод законов-Кодекс Юстиниана, ревнитель о вере и богослов.

3.2. Архитектура Византии

Уже в IV в. в культовой архитектуре Византии возникают новые типы храмов, принципиально отличающиеся от своих античных предшественников, — церковные базилики и центрические купольные здания. Скупость и простота их наружного облика контрастируют с богатством и великолепием интерьеров, связанных с нуждами христианского богослужения. Внутри храма создаётся особая, отделённая от внешнего мира среда. В архитектуре церковных интерьеров выражается ощущение бескрайности и многосложности мироздания, неподвластного в своём развитии человеческой воле.

Центрические здания, восходящие к античным мавзолеям, были небольшими и служили крещальнями (баптистериями) или мартириями (поминальными храмами над могилами мучеников). В плане они представляли квадрат, круг, восьмиугольник или равноконечный (греческий) крест. В маленьком итальянском городе Равенне до наших дней сохранились крестообразная в плане церковь (мавзолей Галлы Плацидии) и восьмигранный баптистерий-крещальня (баптистерий Православных).
Со временем внутреннее пространство храмов становится всё более текучим и динамичным, вовлекая в свои ритмы античные ордерные элементы (колонны, антаблементы и т.п.), которые обильно используются в византийской архитектуре вплоть до VII—VIII вв. Высочайшего подъёма зодчество Византии достигает в VI в. По границам страны возводятся многочисленные укрепления. В городах сооружаются дворцы и храмы, отличающиеся подлинно имперским великолепием (центрическая церковь Сан-Витале в Равенне).

Другим типом ранневизантийского храма является базилика. Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание. Большие базилики внутри делились столбами или колоннами на три продольных прохода-нефа. Иногда таких нефов было пять, реже — семь или девять. Центральная часть в многонефной базилике обычно делалась высокой и перекрывалась двускатной кровлей; к ней примыкали более низкие боковые, образуя ступенчатый силуэт. Окна в верхней, возвышающейся части центрального нефа обеспечивали хорошую и равномерную освещенность внутреннего пространства. Ярким своеобразием отличаются базилики итальянского города Равенны — Сант-Аполлинаре Нуово и Сант-Аполлинаре ин Классе.
Внутреннее пространство центрического храма собирало молящихся в середине, где они пребывали в покое. В базилике, наоборот, присутствует постоянное движение от входа к алтарю. Торопятся вглубь, сокращаясь в перспективе, тонкие колонны, а выше тянутся окна, образующие четкий ритмический ряд. Базилика рассчитана на процессии, торжественные церемониальные шествия, ее интерьер ориентирует вошедшего на действие, движение. Это совершенно не отвечало характеру византийского богослужения, во время которого молящиеся не перемещались по храму, а действия священников происходили преимущественно в его восточной и центральной частях.

Наиболее удачным типом храма для византийского богослужения оказалась укороченная базилика, ориентированная алтарем на восток и увенчанная куполом. Этот тип храма особенно был распространен в Сирии и владениях Византии в Малой Азии. Шедевром среди купольных базилик является храм Святой Софии в Константинополе.

3.2.1. Храм Святой Софии в Константинополе

Храм Святой Софии в Константинополе, всемирно известный памятник византийской архитектуры, по словам русского ученого Н.П. Кондакова, «сделал для империи больше, чем многие ее войны». Этот уникальный храм стал вершиной византийского зодчества, на многие века определив развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Закавказья. (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

История Святой Софии началась при римском императоре Константине Великом, который в 324 году основал Константинополь — новую столицу империи. А в 326 году Константин построил первую в своей столице церковь во имя святой Софии.

Император Констанций, сын и наследник Константина Великого, перестроил и расширил построенный отцом храм. Сто лет спустя этот собор сгорел во время восстания в Константинополе, вызванного несправедливым изгнанием Иоанна Златоуста. Храм, восстановленный императором Аркадием, снова был разрушен, на этот раз до основания, во время восстания 531 года, при подавлении которого в столице Византии погибло 35 тыс. человек.

После этого император Юстиниан I заложил новый храм. В это время в Константинополе уже существовало 30 церквей, блиставших золотом, серебром и разноцветными мраморами. Но Юстиниан пожелал построить храм, который превзошел бы величием и роскошью все когда-либо построенное в мире.

Главными строителями храма хроники называют Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. Оба они — выходцы из Малой Азии. Зодчий Анфимий был к тому же выдающимся изобретателем и ученым того времени. В подчинении у Исидора и Анфимия работали еще 100 архитекторов.

Храм, построенный по типу трехнефной базилики, увенчивает огромный купол, возведенный на «парусах» — треугольных изогнутых сводах, опирающихся на четыре мощных столба. 107 колонн из малахита и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф. Длина храма составляет 81 м, ширина — 72 м, высота — 55 м, а диаметр купола превышает 31 м. Сложная система полукуполов придает собору стройное единство.

Святая София за свою долгую жизнь пережила множество невзгод. Дважды сильные землетрясения причиняли храму значительный ущерб. К середине XIX столетия София находилась под угрозой реального разрушения, и только спешно вызванные султаном Абдул-Междидом итальянские реставраторы спасли положение. Во время этой реставрации были восстановлены несколько византийских мозаик, в том числе портреты императоров Константина и Юстиниана. После реставрации их снова замазали известью. Но великое искусство нельзя убить.

3.3. История Византийской иконы

Иконопись Византийской империи была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Византийская художественная культура не только стала родоначальницей некоторых национальных культур (например, Древнерусской), но и на протяжении всего своего существования оказывала влияние на иконопись других православных стран: Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта. Также под влиянием Византии находилась культура Италии, в особенности Венеции.

Важнейшее значение для этих стран имели византийские иконографии и возникавшие в Византии новые стилистические течения.

3.3.1. Доиконоборческая эпоха

Древнейшие иконы, дошедшие до нашего времени, датируются VI веком. Ранние иконы VI—VII веков сохраняют античную технику живописи — энкаустику. Некоторые произведения сохраняют отдельные черты античного натурализма и живописный иллюзионизм (например, иконы «Христос Пантократор» и «Апостол Пётр» из монастыря Святой Екатерины на Синае), другие же склонны к условности, схематичности изображения (например, икона «епископ Авраам» из музея Далема, Берлин, икона «Христос и святой Мина» из Лувра).

Иной, не античный, художественный язык был свойственен восточным областям Византии — Египту, Сирии, Палестине. В их иконописи изначально выразительность была важнее, чем знание анатомии и умение передать объём.

Наглядно процесс изменения античных форм, их спиритуализацию христианским искусством можно увидеть на примере мозаик итальянского города Равенны — самого большого ансамбля раннехристианских и ранних византийских мозаик, сохранившегося до нашего времени. Для мозаик V века (мавзолей Галлы Плацидии, баптистерий православных) характерны живые ракурсы фигур, натуралистическая моделировка объёма, живописность мозаичной кладки. В мозаиках конца V века (баптистерий ариан) и VI века (базилики Сант-Аполлинаре-Нуово и Сант-Аполлинаре-ин-Классе, церковь Сан-Витале) фигуры становятся плоскими, линии складок одежд жесткими, схематичными. Позы и жесты застывают, почти исчезает глубина пространства. Лики теряют резкую индивидуальность, кладка мозаики становится строго упорядоченной.

Причиной этих изменений был целенаправленный поиск особого изобразительного языка, способного выразить христианское учение.

3.3.2. Период иконоборчества

С VIII по середину IX в. Византия пережила один из сложнейших периодов своей истории. Враги теснили ее со всех сторон, некогда огромная империя утратила большую часть своих владений, внутри общества начались раздоры между иконопочитателями и иконоборцами. Иконоборцы полагали, что изображая Бога или святого с помощью «мертвенной материи» (краской, кистью, на доске) художник оскорбляет Создателя. Они видели в иконе идола, запрет на почитание которого содержится в Библии. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и на земле внизу…», — гласила одна из библейских заповедей. Противники иконописания доказывали, что Бог неизобразим, поскольку безмерно превосходит слабые возможности человеческого восприятия. Если же художник пишет Бога-Сына (Иисуса Христа) в человеческом облике, то он как бы разделяет надвое Его Богочеловеческую сущность, ограничиваясь чисто человеческим телесным изображением. Подобное разделение считалось злейшей ересью (т.е. нарушением важнейших принципов вероисповедания). Пользуясь поддержкой императоров, иконоборцы закрывали монастыри, сжигали иконы, сбивали росписи со стен храмов.
В 716 г. императором Византии стал Лев III Исавр, прекрасный полководец, сумевший защитить страну от арабов. В 730 г. по просьбе духовенства Малой Азии он издал эдикт (указ), запрещающий почитать иконы. История иконоборчества изобилует драматическими событиями. Когда иконоборцы попытались публично уничтожить в Константинополе чтимую икону Христа, они были растерзаны толпой. В ответ начались казни иконопочитателей. Императору пришлось низложить патриарха Германа, который был не согласен с эдиктом. Византийский флот, вставший на сторону иконопочитателей, двинулся на собственную столицу, чтобы низложить императора, но корабли были уничтожены «греческим огнем» (особой зажигательной смесью). Иконоборчество утвердилось по всей империи, за исключением нескольких монастырей, обитатели которых продолжали хранить и писать иконы и иллюстрированные рукописи.
Мощный центр сопротивления иконоборчеству сложился в Дамаске — арабском городе, где на службе у арабского халифа находился знатный и образованный христианин Иоанн-Мансур, впоследствии получивший прозвище Дамаскин. Возражая иконоборцам, Иоанн Дамаскин разработал теорию священного образа. По его мнению, невидимое и бестелесное можно изобразить, но в символическом или аллегорическом виде. Тем более можно и даже нужно изображать то, что существовало в земной жизни — сцены из Евангелия, жития святых, Богоматерь и Христа — в том виде, какой они имели на земле. Нельзя писать на иконах только Бога Отца, поскольку никто из смертных никогда не видел Его в человеческом облике. Изображения необходимы — они заменяют книги неграмотным, напоминают о священных событиях, вызывают желание подражать их героям, возвышают человеческий ум к духовному созерцанию, украшают храмы.
Иконам надо поклоняться, но поклонение относится не к самой иконе (ее дереву и краскам) и не к искусству художника, но к первообразу, т.е. к оригиналу иконы. При этом Иоанн Дамаскин решительно заявлял, что икона — не картина, а священный предмет. Она содержит в себе Божественную благодать, данную ей ради изображенного на ней святого, и поэтому икона способна, не будучи идолом, творить чудеса. Такое чудо, согласно житию Иоанна Дамаскина, произошло с ним самим. Халиф Дамаска, заподозрив Иоанна в пособничестве Византии, приказал отсечь ему кисть правой руки. Иоанн, непрестанно молившийся Богоматери, приложил отрубленную кисть на место, и наутро она приросла. Напоминанием о казни остался только тонкий красный шрам у запястья. В честь этого исцеления Иоанн заказал художнику икону Богоматери, к которой в знак благодарности прикрепил серебряное изображение исцеленной руки. Икона получила название «Богоматерь Троеручица».

В 775 г. трон занял Лев IV, внук Льва III. Его жена Ирина, родом из Афин, была ярой сторонницей иконопочитания. После смерти мужа Ирина в 787 г. созвала в Никее VII вселенский собор, в постановлениях которого напоминалось, что первый образ Христа, согласно традиции, чудесным образом отпечатался на плате, поднесенном им к лицу. Этот нерукотворный образ, по легенде, исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря, т.е. доказал свою чудотворную силу. А стало быть, сам Христос заповедал создавать священные образы и поклоняться им. Иконопочитание было восстановлено. Однако ненадолго. С 815 г., в правление императора Льва Армянина, началась новая волна иконоборчества, завершившаяся при императрице Феодоре, в 843 г. окончательно восстановившей иконопочитание.
Завершение иконоборчества совпадает в византийском искусстве с рождением особого стиля. В этом стиле нельзя обнаружить преемственности с монументальными циклами в Равенне или с ранними иконами, в нем видна более глубинная традиция, которая станет основой для дальнейшего развития. Речь идет о миниатюрах «Хлудовской псалтири». Как образец рукописной книги «Хлудовская псалтирь» весьма необычна. Это первая псалтирь, в которой иллюстрации на полях органично слиты с текстом. Они не образуют горизонтальные фризы и не являются страничными миниатюрами. Изображения не имеют обрамлений и фона, свободно разбросаны по поверхности листа и образуют с текстом единую композиционную структуру. Полагают, что памятник был создан около середины IX в. в Студийском монастыре, который являлся средоточием интеллектуальной элиты православия и оплотом иконопочитания. Своеобразен стиль иллюстрирования рукописи. Помимо рисунков, относящихся к текстам псалмов, художник комментирует действия иконоборцев, сопоставляя их с евангельскими событиями. «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом». На заднем плане изображено распятие на Голгофе; у подножия горы иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силейский замазывают известью икону Христа. Воин справа подносит Христу губку, пропитанную уксусом, другой воин пронзает Христа копьем. В лепке фигур ясно проступают традиции античности: округлые, с прекрасными классическими пропорциями, они демонстрируют ясное знание анатомической структуры человеческого тела, лишь слегка деформированной в угоду большей выразительности. Действие разворачивается динамично, персонажи предстают в неожиданных ракурсах и отличаются подчеркнуто бурной жестикуляцией; в изображениях негативных героев много почти карикатурных профилей. (ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Фрагмент «Хлудовской псалтири»)

Выразительные средства миниатюр «Хлудовской псалтири» порой кажутся резкими, экстравагантными и даже грубоватыми. Тем не менее ошибкой было бы думать, что их стиль — проявление архаичного народного искусства. За уверенным и смелым почерком в воспроизведении зримого мира стоит зрелое мастерство, высокая культура художественного языка, восходящая к греческим традициям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: