Из наставления молодым берсеркам
Нынче немало и сказочников от исторического фехтования, которые и физически, и умственно конкурируют с самим Дон Кихотом. Эти клоуны, несмотря на недетский возраст, умудряются сохранять детскую непосредственность и недееспособность. В данном случае недееспособностью я называю отсутствие адекватной оценки окружающего мира и отсутствие ответственности за свои слова.
Так, однажды, такой «разрушитель» подошел ко мне и представился «Сэр Адамант — убийца дюжины драконов». Причем на меня смотрели дивные честные глаза юноши, тело которого вряд ли помнило даже детсадовскую физзарядку. Единственное, что я смог промолвить: — а зачем ты их убил?
Однако, это не самый тяжелый случай фентезийного героизма, ибо сэр Адамант еще сможет с годами немного повзрослеть.
Гораздо печальней выглядят «заслуженные мастера клинка», которые со светской утомленностью на челе рассказывают о своем богатейшем опыте спортивного, турнирного, боевого, сценического и даже экспериментального фехтования. Удерживая изящным жестом граненые кубки с портвейном, они могут бесконечно рассуждать: какие же на самом деле — настоящие рыцари без страха и упрека. Для солидности, их речь виртуозно переплетается зазубренными именами, датами и названиями. Со снобизмом «ветеранов трех пунических войн», они компетентно расскажут, на каком плече, какой формы, какого размера и цвета должна быть пряжечка, поддерживающая котту, на которую ниспадает авентайл, утяжеленный барбутом или арметом.
Однако, если предложить таким ветеранам показать свое воинское искусство на чем-нибудь, кроме языка, они обнаруживают неожиданную скромность.
Таким уникальным наставником европейского рыцарства и мирового бретерства является обитающий ныне в Харькове почтенный мсье Дюнуар (Михаил Черняховский). Изысканным слогом рязанского шевалье он являет себя знатоком всего железного и острого, от эльфийской алебарды до галапагосского бумеранга. В пылу откровений Дюнуар как-то подтвердил, что его система фехтования позволяет разрубать мечом, с одного удара... 15-ти сантиметровую березу!!! Остается восхищаться талантом нести подобную ахинею в романтичные рыцарские массы.
С завидными бойцовскими качествами (по интернету), Михаил Черняховский неоднократно и весьма настойчиво высмеивал клуб «Щитень» и несостоятельность Зареченской школы. В ответ на это ему было предложено явить свое мастерство в бою (по правилам и на оружии, выбранным самим Дюнуаром).
Более того, зареченцы официально предложили оплатить поездку Дюнуара и его учеников на ближайший турнир, дабы рыцари смогли проиллюстрировать свои глумливые слова на ристалище. На это последовал доблестный отказ с несвязным рассуждением об отсутствии у зареченцев рыцарских регалий. Дескать, без должных титулов соперника, Сэр Дюнуар не сможет принять вызов. (А для получения сколь-нибудь заметного титула, надлежит сначала получить приглашение на его собственный турнир. И только потом добиться разрешения на участие и заслужить чести быть услышанным и увиденным. А приглашение, увы, может получить только знатный… и т.д.)
Столь мудреный ответ в просторечье называется «неуклюжей отмазкой», что дает основание для заслуженной и адекватной оценки мсье Дюнуара, как знатного пустослова и труса.
Подобным титулованным особам хочется привести в пример реально благородного воина, к коему я питаю чувства глубокого почтения. Это известный представитель военно-исторического движения из славной Казани — Владислав Хабаров (Балин, Хабар Мурза). Мое отношение вполне обосновано, и с ним легко согласиться, узнав один маленький факт.
В марте 2001 года лучшие воины казанской Золотой Орды были приглашены на «Зареченскую Сечь». Владиславу Хабарову, учитывая его немальчишеский возраст и большую занятость (не до тренировок), предложили привилегии маршала в судейской бригаде. Однако, еще на этапе официальной заявки, он отверг почетную должность судьи и предпочел место на ристалище, в ряду поединщиков.
Мы же вернемся к обсуждению сути турниров. Иной раз любители блеснуть роскошной деталью костюма заводят разглагольствования, маскирующие и оправдывающие их бойцовскую несостоятельность. «Это не историческое фехтование! Это чистый спорт!» восклицают они, видя реальный навык владения тяжелым клинком. На предложение же назвать принципиальные различия спортивного и неспортивного турниров, они начинают лепетать что-то о благородстве, уважении к сопернику, красоте процесса и прочих прелестях рыцарских романов.
Мне всегда хотелось узнать, какое уважение испытывали друг к другу участники Грюнвальдской битвы, Ледового побоища, Куликова поля и пр. Причем, осмелюсь предположить, что в этих «древних потасовках» народ все же мал-маля разбирался в историческом фехтовании. Думается, что и умение вести поединок, могло быть им знакомо. И уж позволю себе смелость допустить тот факт, что Пересвет с Челубеем занимались таки именно историческим фехтованием и именно в рамках поединка.
Однажды один из знаменитых рыцарей СНГ заявил, что наипервейшее и главное условие исторического фехтования — это наличие достоверного исторического костюма и доспеха, стопроцентно соответствующего задокументированным историческим аналогам. Без этого «одежного фактора» само историческое фехтование невозможно.
Дерзну высказать недоумение: а если вдруг нашим далеким предкам приходилось спасать свою жизнь без одежды... Скажем, будучи захваченными врасплох при переправе, или ночью, когда нет времени натягивать историчные шмотки, и воины успевали схватить только топор, или щит с мечом?
Чем же они тогда занимались, без достоверной одежды и доспехов?! Думается, что все-таки фехтованием, причем достаточно боевым и историчным. Ибо суть боевого исторического фехтования в наличии тяжелого клинка (со щитом) и в технике, определенной именно характеристиками вооружения.
Лишь на нынешних игровых балах, с элементами изобразительного средневекового фехтования, премного важны правильные бантики, косицы и прочая утонченная мишура.
Полагаю, что дальнейшие разговоры о спортивности, турнирности и историчности совершенно излишни. Думаю, есть «инсценировочно-театральные» турниры и реальные состязания. На театрально-инсценировочных турнирах и фестивалях вполне уместны виртуозные позы, хитровымудренные приемы и «красивости куртуазных манер», ибо все это - просто ИМИТАЦИЯ боя. Там, естественно, важно, насколько изящно, при «батмане», у рыцаря отставлена ножка. И насколько красиво рыцарь изображает бой. В конце концов, фестиваль есть фестиваль: постановка, шоу и развлекательное представление, одним словом игра с той или иной мерой условности.
На реальные же состязания, бойцы приходят побеждать, делиться опытом или приобретать опыт. А если кто-то скажет: - «я не хочу побеждать, я так просто...» знайте - перед вами либо дурак, либо лицемер.
Иной раз приходит печальная мысль: не напрасно ли была сделана попытка соединить яркость фестиваля и демонстрацию боевого мастерства. Вероятно, определенный слой рыцарства так и останется на уровне красивых тряпочек, плюшевых титулов и маскарадной геральдики. Ведь по их понятиям рыцарь — это не воин, владеющий телом, оружием и духом, а... правильно наряженный сэр, следящий, чтобы на балу у всех были строго «проэнциклопедированные» одежки, и четкое знание своего иерархического шестка.
Даже в турнирных положениях у них на первом месте стоит «разблюдовка» с критериями определения знатности, титулованности и загербованности. Лишь в конце «табели о рангах» вкратце даны правила поединков, критерии оценки мастерства и регламент турнирных боев.
В пример приведу абсурд, присутствовавший в положении одного из таких фестивалей:
«За наличие кроссовок вместо историчной обуви – боец получает 1 штрафное очко. За элемент пластиковой защиты скрытой под одеждой и доспехами – боец дисквалифицируется…»
Интересно, каким образом устроители собирались контролировать поддевки? Предполагаю, что тотальным прощупыванием сэров рыцарей. Клуб «Щитень» не поехал на этот фестиваль, ибо зареченцы не красны девицы, чтобы по ним бегали чьи-то потные лапки (а обижать хозяйских «щупателей исподнего» адекватным русским мордобоем — невежливо).
Иначе выглядят люди, взявшие от рыцарства принцип «слова и дела». Они не разглагольствуют о богемности рыцарского духа, но на ристалище являют себя истинными воинами. Таковые мужи есть во многих городах и клубах. «Щитень» гордится знакомством с этими достойными представителями рыцарских традиций. Увы, не могу перечислить всех, но уверяю, что достойные воины есть во многих регионах. И особенно радует то, что их количество и мастерство неуклонно растут.
И не важно приверженцы ли это «скандинавов», «степняков», «славян», или «восточников». Главное, что у них отсутствует лицемерие и маниакальная тяга к регалиям. Согласитесь, во все времена в бою ценился не имидж, а дух воина. Ибо великолепно заметил Арсений Тарковский:... легко казаться, очень трудно быть!
ТУРНИРНАЯ ПРАКТИКА