В восприятии обывателей это, пожалуй, самый популярный, хрестоматийный и ортодоксальный атрибут рыцарства. Редкий фильм или роман о Средневековье обходится без этого оружия, хотя бы в качестве антуража стоящего в углу или висящего на проеденном молью гобелене.
Для удобства обсуждения примем за основу некий усредненный тип двуручного меча, имеющий все характерные детали. Клинок (А) — длиной более 90 см, рукоять (Б) — длиной более 25 см, навершие (яблоко) (В) и перекрестье (Г) — несколько увеличенные по сравнению с одноручным и полуторным оружием, кожаная оплетка или незаточенная область лезвия для перехвата второй рукой (Д).
Суть этого культового предмета весьма незатейлива, если рассматривать ее с практической стороны. Двуручный меч — это полутора-двухметровый «дрын» (шкворень, слега, дубина либо труба) с искусственно привнесенными возможностями уколоть или расколоть. Соответственно, и техника работы этим оружием аналогична той, которую применяют, пользуясь перечисленным инструментарием.
|
|
Не вдаваясь в изыски, обсудим работу «двуручником» в свете знакомых концепций Зареченской школы.
Прежде всего вспомним о подоплеке — исходном положении, предполагающем наибольшую свободу для начала атакующих или защитных действий. Это положение не должно обременять лишней тратой сил ни в статике, ни в перемещении. Чем меньше мышц задействовано в подоплеке, тем больший силовой и скоростной резерв остается для боя.
Именно поэтому всем известные «картинные» стойки не являются оптимальным решением.
Более раскованные исходные положения предполагают иные способы удержания оружия, на первый взгляд непривычные и странные. На схеме даны некоторые из них: они отличаются степенью комфортности и зависят, скорее, от индивидуальных физических качеств.
Прежде чем продолжить рассмотрение техники, стоит отвлечься и определить основные преимущества и недостатки двуручного оружия.
Итак, плюсы:
1. Длина, позволяющая наглухо перекрыть гораздо больший сектор возможных ударов и провести атаку с максимальной дистанции.
2. Вес, позволяющий выдать всю поражающую мощь одним действием и объединить тем самым первый и последний удары.
3. Рукоять, позволяющая управлять этой оглоблей двумя руками и осуществлять связь между первым и вторым пунктами.
Минусы:
1. Длина, не позволяющая вести динамичный и маневренный бой.
2. Вес, не позволяющий наносить обычные удары с разных векторов быстро.
3. Рукоять, ухудшающая маневренность и требующая для эффективного удара хвата обеими руками.
Теперь немного подробней.
Усвоив принцип защиты секторов возможных ударов, мы имеем максимальный «щит», который при правильном применении перекрывает сразу 1,5–2 сектора.
|
|
Для защиты достаточно просто вывесить оружие перед собой вертикально. За таким столбом, висящим в пространстве, можно прятаться как за деревом — знай успевай сдвигаться от удара.
Небольшой совет: не старайтесь все время держаться за железку обеими руками, этим вы ограничиваете свою подвижность и тратите силы на нерациональные усилия.
Чаще используйте общий центр тяжести системы «человек — меч» и балансируйте вокруг этого центра Вторая рука должна включаться в работу на краткие промежутки (взрывное напряжение при ударах), чтобы быстро изменять или корректировать положение меча и придавать ему нужное ускорение.
В процессе боя одна рука является основной, удерживающей, а вторая — корректирующей. Корректирующая рука меняет свое положение, применяя тот или иной хват.
Напомню основные способы расположения рук.
Для наглядности меч развернут фронтально (иначе он будет выглядеть палкой без навершия и перекрестья).
Серийная работа двуручным мечом предполагает нанесение разнотипных ударов (средней частью, рукоятью или перекрестьем). При этом и хват оружия, и дистанция меняются.