Содержание буквенного периода обучения

Второй активный период обучения – обучение курсивному письму.

Его цель – научить детей одновариантному, стабильному письму строчных и прописных букв.

Курсивное письмо – это связные ритмические тонкокоординированные движения. Можно выделить два основных вида движений. Черта с закруглением внизу вправо лежит в основе начертания следующих букв:

На первый взгляд овалы – это иной вид движения, но при выполнении овалов видно их сходство с написанием линий. Есть буквы, включающие овал как основу – или как элементы -

В русском алфавите есть группа букв, в которых нарушена естественная траектория движений при написании овалов – в; есть зеркальные полуовалы – х, ф, э, ж; есть буквы, не имеющие аналогов, - з.

Сначала дети учатся писать все буквы, обозначающие гласные звуки, причём буквы вводятся парами (а – я, о – ё, у – ю, ы – и, э – е). На эту работу отводится 14-16 уроков. Дети закрепляют знания о мягких и твёрдых согласных, которые получили на этапе звукового (добуквенного) анализа.

Чтобы не разрывать целостный образ каждой буквы, элементы выделяются пунктиром. Стрелочки указывают направление движения.Звуковые схемы в прописи позволяют провести двойное сравнение печатных и письменных букв.

После изучения букв, обозначающих гласные звуки, вводятся буквы, обозначающие согласные звуки. Изучение новой буквы начинается с поэлементного анализа и способа выполнения строчной буквы, её сочетаний, даже каждый её элемент пишутся отдельно.

Перед написанием слов необходимо проанализировать способы связи букв в слове.

Задание «Вставь пропущенную букву»,«Напиши слова письменными буквами»

Задания «Составь и напиши слова» позволяют конструировать, собирать слова, составлять их, используя различные сочетания букв, слогов, буквосочетаний. Эти задания дают возможность:

§ закрепить осознанность восприятия целого слова, его чтения и написания;

§ закрепить правила о буквосочетаниях;

§ сделать процесс письма более творческим, интересным, а отработку техники письма компонентом, направленным на формирование письменной речи.

Скорость письма не может быть критерием успешности освоения навыка на начальном этапе обучения (в букварном периоде).

Анализ временной структуры движений при письме леворуких детей свидетельствует о более продолжительной паузе между отдельными движениями при выполнении элементов и букв, что затрудняет звукобуквенный анализ, замедляет процесс выполнения письменных заданий.

По окончании буквенного периода можно провести конкурс «Мастер-каллиграф». Итогом работы может быть сочинение на тему «Как я научился писать».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: