Этапы формирования графического навыка

Письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Русское письмо – звукобуквенное. Основной единицей обучения является формирование графического навыка письма.

Графический навык – это определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения.

Письмо включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений.

На начальном этапе обучения письму дети должны:

§ Усвоить понятие о буквах – графических знаках;

§ Научиться правильно, чётко и достаточно быстро писать все графические элементы, соблюдая правильные движения руки, правильную позу, траекторию движений и т.д.

§ Правильно дифференцировать звуки;

§ Безошибочно узнавать и соотносить звуки с буквами, так как параллельно с графическим происходит формирование орфографического навыка.

Готовность к обучению письму включает сформированность:

§ Устной речи, фонетико-фонематического восприятия;

§ Зрительного, зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти;

§ Моторных функций и сложнокоординированных графических движений;

§ Интегративных функций – зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.

В формировании графического навыка выделяются три основных этапа:

I. Аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания работы.

II. Синтетический – соединение отдельных элементов в целостное действие.

III. Автоматизация – образование графического навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Характерной чертой графического навыка на этапе автоматизации являются быстрота, плавность, лёгкость и связность.

Объективной закономерностью начального этапа обучения является раздельное написание каждого графического элемента.

Необходимость осмысливать и осознавать действие определяет временную структуру движения при письме.

Временная структура – это соотношение времени отдельного движения и пауз между движениями.

Способность различать элементы букв, соотношение частей, понимание того, как располагаются эти элементы на строке, как их необходимо расположить, - первый шаг в обучении письму.

Следующий шаг – объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов.

Чтобы процесс освоения самого движения тоже был осознанным, необходимо обратить внимание на оценку качества самого движения, возможность определить «правильно - неправильно». В определении «правильно – неправильно» основное значение имеет зрение, зрительный контроль.

Основная задача учителя на первых этапах формирования навыка определить не только конечную цель действия, но и путь его осуществления.

Необходимо научит видеть строку, её середину, анализировать и уметь определять расстояние, мысленно выделять для каждой буквы её «клеточку» и располагать в ней букву. Величина строки должна быть удобной для выполнения круговых и поворотных движений. При объяснении способа выполнения буквы необходимо особо выделить точку начала движения.

Важнейшим элементом обучения письму является звукобуквенный анализ, который осуществляется тоже осознанно.

Длительность и особенности второго и третьего этапов обучения определяются тем, насколько успешно прошёл первый этап.

Формирование навыка завершается к 10-11 годам, когда почерк становится стабильным, а увеличение скорости письма не приводит к его искажению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: