Письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Русское письмо – звукобуквенное. Основной единицей обучения является формирование графического навыка письма.
Графический навык – это определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения.
Письмо включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений.
На начальном этапе обучения письму дети должны:
§ Усвоить понятие о буквах – графических знаках;
§ Научиться правильно, чётко и достаточно быстро писать все графические элементы, соблюдая правильные движения руки, правильную позу, траекторию движений и т.д.
§ Правильно дифференцировать звуки;
§ Безошибочно узнавать и соотносить звуки с буквами, так как параллельно с графическим происходит формирование орфографического навыка.
Готовность к обучению письму включает сформированность:
§ Устной речи, фонетико-фонематического восприятия;
§ Зрительного, зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти;
§ Моторных функций и сложнокоординированных графических движений;
§ Интегративных функций – зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.
В формировании графического навыка выделяются три основных этапа:
I. Аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания работы.
II. Синтетический – соединение отдельных элементов в целостное действие.
III. Автоматизация – образование графического навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Характерной чертой графического навыка на этапе автоматизации являются быстрота, плавность, лёгкость и связность.
Объективной закономерностью начального этапа обучения является раздельное написание каждого графического элемента.
Необходимость осмысливать и осознавать действие определяет временную структуру движения при письме.
Временная структура – это соотношение времени отдельного движения и пауз между движениями.
Способность различать элементы букв, соотношение частей, понимание того, как располагаются эти элементы на строке, как их необходимо расположить, - первый шаг в обучении письму.
Следующий шаг – объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов.
Чтобы процесс освоения самого движения тоже был осознанным, необходимо обратить внимание на оценку качества самого движения, возможность определить «правильно - неправильно». В определении «правильно – неправильно» основное значение имеет зрение, зрительный контроль.
Основная задача учителя на первых этапах формирования навыка определить не только конечную цель действия, но и путь его осуществления.
Необходимо научит видеть строку, её середину, анализировать и уметь определять расстояние, мысленно выделять для каждой буквы её «клеточку» и располагать в ней букву. Величина строки должна быть удобной для выполнения круговых и поворотных движений. При объяснении способа выполнения буквы необходимо особо выделить точку начала движения.
Важнейшим элементом обучения письму является звукобуквенный анализ, который осуществляется тоже осознанно.
Длительность и особенности второго и третьего этапов обучения определяются тем, насколько успешно прошёл первый этап.
Формирование навыка завершается к 10-11 годам, когда почерк становится стабильным, а увеличение скорости письма не приводит к его искажению.