Заключение. В настоящее время в российском обществе и особенно в научном сообществе внедряется весьма односторонний культ инноваций

В настоящее время в российском обществе и особенно в научном сообществе внедряется весьма односторонний культ инноваций, предполагающий отказ практически от всех предыдущих научных направлений, в пользу установившегося мейнстрима. Подобная политика представляется безосновательной, учитывая тот факт, что многие научные направления, которые создавались в течение десятилетий, в том числе и экономико-математическое, имеют весьма далеко идущие цели, которые полезны обществу в любой период времени и не зависят от сиюминутных конъюнктур. В этом смысле проводимый в настоящее время политический курс по реорганизации РАН можно расценить не иначе как инновационно-технологический экстремизм, поскольку многие направления научной деятельности фактически могут быть стерты с лица Земли, и тем самым принесены в жертву инновационному культу, который, неизвестно еще, сможет ли себя оправдать. Сведение представлений о науке только к одному лишь производству инноваций говорит о недальновидности государственной власти и ее одностороннем мышлении. Огромный пласт духовных проблем, проблем мировоззренческого, гуманитарного характера также является неотъемлемым компонентом сферы научных исследований, требует определенной квалификации и представляет несомненную ценность для общества. Когда говорят о том, что якобы общество не испытывает потребности в науке, это представляется утверждением, характерным для общества, не желающего развиваться, вроде ребенка, отказывающегося принимать горькое лекарство, чтобы вылечиться от тяжелой болезни. И в этом смысле наука является неотъемлемой, апробированной ценностью любого цивилизованного общества, важнейшим элементом его культуры. Цивилизация вовсе не определяется количеством «Айфонов» у граждан: она определяется уровнем духовного развития, формируемого десятилетиями, в который вносят свой вклад деятели культуры, науки, искусства, если они действуют от души, а не руководствуются коммерческими интересами, которым потворствуют так называемые «креативные менеджеры», в результате чего, возможно, и создаются инновации, но они имеют весьма ограниченную значимость. Настоящие изобретения, оказавшиеся поистине судьбоносными в развитии цивилизации, как правило, не нуждались в подобных технологиях, поэтому такая инициатива, как «Сколково», хотя и представляется интересной, может оказаться набором «дутых» технологий, не имеющих значительной ценности, поскольку все это производится изолированно, без привлечения академических кругов.

В заключение хочется привести высказывание одного из героев романа Ф.М. Достоевского «Подросток», которое не утратило своей актуальности и по сей день: «… важнее для меня именно законченность форм и хоть какой-нибудь да порядок, и уже не предписанный, а самими наконец-то выжитый (курсив мой – Р.П.). Боже, да у нас именно важнее всего хоть какой-нибудь, да свой, наконец, порядок! В том заключалась надежда и, так сказать, отдых: хоть что-нибудь, наконец, построенное, а не вечная эта ломка, не летающие повсюду щепки, не мусор и сор, из которых вот уже двести лет1 все ничего не выходит»2.


[1] О Федеральном агентстве научных организаций. Постановление Правительства Российской Федерации № 959 от 25 октября 2013 г. - http://government.ru/media/files/41d49b8f11e1f6adc819.pdf.

[2] Полтерович В.М. Институциональный эксперимент // Экономическая наука современной России. – М., 2013. - № 3. - С. 14-26.

1 Заявление совета молодых ученых и специалистов Математического института им. В.А. Стеклова РАН о базе данных «Карта российской науки». - http://www.mi.ras.ru/smuis/2013/2013-12-02_zayavlenie_karta.pdf

1 Корнаи Я. Централизация и капиталистическая рыночная экономика // Экономическая наука современной России. – М., 2012. - № 2. - С. 11.

1 Воронин А.В, Шегельман И.Р. Зарубежный опыт интеграции университетов // Инженерный вестник Дона. Электронный научный журнал. 2013. - № 2. - http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1642.

2 Открытое письмо работников науки и образования ректору СПбГУ Кропачеву Н.М. «Просим содействовать самому широкому обсуждению вопроса о создании Института истории и философии» - http://www.change.org.

1 Достоевский Ф.М. Бесы // Собрание сочинений в десяти томах. Т. 7. - М., 1957. - С. 137.

2 Там же, с. 138.

3 Львов Д.С. Государственные финансы // Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. колл. Д.С. Львов. - М., 1999. - С. 50.

1 Черных А. Оценки ученых возьмут из Интернета // Коммерсант. – М., 2013. - № 225, 6 декабря. - http://www.kommersant.ru/doc/2361309.

1 Учитывая, что роман был написан в 1875 году можно было бы перефразировать: «почти 340 лет» (Р.П.).

2 Достоевский Ф.М. Подросток // Собрание сочинений в десяти томах. – Т. 8. - М., 1957. - С. 622.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: