Наименование и содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела (темы) Содержание раздела (темы)
  Тема 1. Общие проблемы атрибуции. Атрибуция музейных предметов. Разнообразие атрибуционных принципов применительно к разным видам музейных предметов. Атрибуция произведений изобразительного искусства. Значение атрибуции произведений живописи и графики в музейном деле. История атрибуции. Скандальные атрибуции. Ошибки и фальсификации при атрибуции. История отводов атрибуции. Великие ученые, занимавшиеся атрибуциями, особенность исследовательской судьбы: Б. Беренсон, А. Бредиус, М. Фридлендер, А.С. Гущин, И.В. Линник.
  Тема 2. Иконография и канон. Сложение иконографии как системы канонов изображений. Связь каноничности и религиозного искусства. Канон в искусстве Древнего Египта, канон в искусстве древних восточных цивилизаций. Специфически понимаемый канон в античном искусстве. «Канон» Поликлета. Христианское искусство, набор священных правил изображения. Проблема священных образов: иконоборчество и иконопочитание. Формирование канона в христианском позднеантичном и средневековом искусстве. Канон в искусстве Возрождения: система сюжетов и образов античной мифологии. Канон в искусстве больших стилей: барокко и классицизм. Канон в искусстве академизма. Крушение канонических представлений в искусстве. Псевдоканон в искусстве авангарда. Проблема канона в искусстве XX – XXI вв.
  Тема 3. Сложение иконографии как научной дисциплины. Изучение образцов в античном искусстве. Исследование изображений и античное коллекционирование. Церковная иконография как система регламента изображений. Иконография и зарождение знаточества в эпоху Возрождения. Иконографическая экспертиза и коллекционирование. Коллекционирование и иконографическая оценка шедевра в XVII – XVIII веках. Сложение иконографии в лоне церковной археологии. Изучение средневекового искусства, открытие т.н. «примитивов». Стилизация, подражания, подделки. Иконография и атрибуция. Иконография и иконология. Иконологический метод: Э. Панофски, А. Варбург. Великие исследователи, занимавшиеся изучением иконографического материала: А. Брейль, Дж.-Б. Кавальказелле, Э. Панофский, Р. Лонги, М. Найкель, М.В. Алпатов.
  Тема 4. Методы исследования иконографического материала. Работа с оригиналами произведений. Сравнительный анализ и привлечение репродукций. Метод наблюдения. Знаточество, развитие зрительной памяти и чутья. Накопление зрительного опыта при наблюдении богатого фактического материала. Возможность посещения музейных и частных коллекций в необходимых для исследования количествах. Путешествия, командировки, научные конференции. Изучение научной литературы, архивных источников. Составление личной картотеки и фототеки (Б. Беренсон). Метод искусствоведческого анализа. Метод историко-контекстуального анализа, метод культурологического анализа эпохи. Метод философского обобщения. Сравнительно-религиоведческий метод. Метод сравнительной мифологии. Методы естественнонаучные и возможность проведения экспертизы на сложном оборудовании.
  Тема 5. Искусствоведческий анализ произведений (живописи). Определение фактических исходных данных. Место хранения, история приобретения, знакомство с сопутствующими документами. Установление размера, наличия рамы, основы произведения. Выявление материала и живописной техники. Знакомство с рентгенограммой, снимками в инфракрасном спектре. Выявление наличия подготовительных рисунков на грунте. Анализ колорита, возможного состава красок. Определение живописной манеры. Анализ рисунка, мастерства его исполнения. Анализ достоверности в передаче анатомических характеристик. Анализ сюжета (сцены), состава персонажей. Анализ атрибутов, символов, эмблем. Заключение, выводы, полученные в ходе искусствоведческого анализа: мастер, школа, время, название, материал и техника.
  Тема 6. Атрибуты, символы, эмблемы в деле изучения иконографического материала. Становление предпосылок к сложению религиозных представлений в первобытную эпоху. Развитие абстрактного мышления в первобытную эпоху. Знак и система замещений образов и понятий. Изображение как знак, повествование как знак. Архетип и символ. Генезис символических категорий: символ, аллегория, эмблема, знак, атрибут. Роль символических категорий в институциях культурного сознания. Символические категории (СК) в искусстве. Архаические СК в первобытном искусстве. СК в искусстве древних цивилизаций Востока. СК в античном искусстве. СК в искусстве Средних веков и Возрождения. СК в искусстве Нового времени. СК в современном и актуальном искусстве.
  Тема 7. Анализ иконографического материала в избранных произведениях живописи. Фрески фиванской гробницы «Танцовщицы». Загробный культ древних египтян. Представление о мире умерших. Танцы и застолье как религиозный ритуал. Живописно-графическая манера исполнения фрески. Изображение и канон. Магическое предназначение изображения. «Гентский алтарь» братьев ван Эйк. Церковное назначение живописи алтаря. История его бытования. Персонажи и сюжет. Эсхатологические представления человека позднего средневековья. Библейские символы в композиции алтаря. Представление о Небесном Иерусалиме. Иконография провиденциальных сюжетов. Сравнительный анализ другими работами нидерландских мастеров. «Времена года» Н. Пуссена. Библейская программа произведений. Связь времен года с хронологией священного писания. Символы повествовательные и символы изобразительные. Круг священных представлений в образах живописи: первородный грех, плод спасения, спасение и смерть. «Апофеоз Гомера» Ж.-О.-Д. Энгра. Иконография оммажей. Гомер как историческая и мифологическая личность. Аллегории в произведениях Ж.-О.-Д. Энгра. Персонификация творческих интенций. Мастера мирового искусства в «Апофеозе»: Вергилий, Данте, Петрарка, Леонардо, Рафаэль, Н. Пуссен, сам Ж.-О.-Д. Энгр. Сравнительный анализ «Афинской школы» Рафаэля и «Апофеоза Гомера» Ж.-О.-Д. Энгра.

Планы семинарских занятий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: