Необходимо уяснить особенности источников права ЕС:
–сочетание источников романо-германского и англосаксонского права;
–отсутствие чёткой иерархии источников, в результате чего система источников представляется внутренне сложной и противоречивой.
В связи с этим следует иметь в виду, что критерии классификации источников права Европейского Союза разнообразны.
· По степени обязательности источники подразделяются на:
1) источники «жесткого» права, строго обязательные к применению (учредительные договоры, законодательство Европейского Союза);
2) источники «мягкого» права, которые имеют рекомендательное, вспомогательное значение. К этой группе относятся:
–соглашения и конвенции, заключаемые государствами-членами в целях реализации предписаний, содержащихся в учредительных договорах;
–рекомендации, мнения (упоминаются в ст. 189 Римского Договора);
–декларации, программные заявления различных институтов ЕС;
- заключения, заявления (в т.ч. по поводу политики Европейского Союза);
|
|
–межинституционные соглашения.
· В зависимости от сферы применения и направленности действия источники подразделяются на:
1) внутренние (к ним относятся учредительные договоры, текущее законодательство ЕС, общие принципы права);
2) внешние (к ним относятся международные договоры, принципы международного права).
· При классификации по способу формирования и принятия актов и форме выражения источников выделяют:
1) учредительные договоры и сравнимые с ними иные акты, регулирующие важнейшие вопросы ЕС;
2) акты, принимаемые институтами Евросоюза;
3) решения Европейского Суда.
Источники прецедентного права – отдельная группа.
Прецедентное право следует оценивать как мостик внедрения в практику Основных и Общих принципов права как источников права. Решениями Суда, применением в судебной практике принципы-идеи превращаются в принципы-нормы. Кроме того, ряд принципов вырабатываются и формулируются Судом в процессе его повседневной деятельности. И, наконец, Суд создаёт новые правовые нормы посредством толкования действующих нормативных актов в ходе рассматриваемых конкретных дел.
· В зависимости от их юридической силы существует деление источников на первичные и вторичные:
1) первичные – это документы, обладающие высшей юридической силой в правовой системе Союза. К этой группе относятся:
–учредительные договоры с внесёнными изменениями и дополнениями (Маастрихский договор 1992 г. о Европейском Союзе в редакции Лиссабонского договора 2007 г., Римский договор 1957 г. в редакции Лиссабонского договора 2007 г.)
–ревизионные договоры (Договор об объединении 1965 г., Единый Европейский Акт 1986 г., Амстердамский договор 1997 г., Ниццкий договор2001 г.)
|
|
–Хартия Европейского Союза об основных правах от 7 дек. 2000 г. (в редакции от 12 дек. 2007 г.)
–договоры о присоединении
2) промежуточную позицию между источниками первичного и вторичного права занимают международные договоры, заключаемые как Союзом в целом, так и отдельными государствами-членами, в т.ч.
–нормы, касающиеся защиты основных прав и свободы человека
–Шенгенское право (с 1999 включено Евросоюзом в свою правовую систему)
3) вторичные – это источники права «производного» характера, совокупность норм, содержащихся в актах, издаваемых институтами Евросоюза. Вторичное право создаётся и действует на основе первичного. Виды источников вторичного права: Регламенты, Директивы, Рамочные соглашения, Решения, Ориентиры Европейского Центрального банка.
4) третичное право (в классификации Л.М.Энтина) – акты «дополнительного права» (рекомендательного, политического или индивидуального характера)
Классификация, основанная на критерии зависимости от юридической силы источников, является наиболее значимой в изучении права Европейского Союза.