double arrow

П. Рекомендации по выполнению заданий

Необходимо уяснить особенности источников права ЕС:

–сочетание источников романо-германского и англосаксонского права;

–отсутствие чёткой иерархии источников, в результате чего система источников представляется внутренне сложной и противоречивой.

В связи с этим следует иметь в виду, что критерии классификации источников права Европейского Союза разнообразны.

· По степени обязательности источники подразделяются на:

1) источники «жесткого» права, строго обязательные к применению (учредительные договоры, законодательство Европейского Союза);

2) источники «мягкого» права, которые имеют рекомендательное, вспомогательное значение. К этой группе относятся:

–соглашения и конвенции, заключаемые государствами-членами в целях реализации предписаний, содержащихся в учредительных договорах;

–рекомендации, мнения (упоминаются в ст. 189 Римского Договора);

–декларации, программные заявления различных институтов ЕС;

- заключения, заявления (в т.ч. по поводу политики Европейского Союза);

–межинституционные соглашения.

· В зависимости от сферы применения и направленности действия источники подразделяются на:

1) внутренние (к ним относятся учредительные договоры, текущее законодательство ЕС, общие принципы права);

2) внешние (к ним относятся международные договоры, принципы международного права).

· При классификации по способу формирования и принятия актов и форме выражения источников выделяют:

1) учредительные договоры и сравнимые с ними иные акты, регулирующие важнейшие вопросы ЕС;

2) акты, принимаемые институтами Евросоюза;

3) решения Европейского Суда.

Источники прецедентного права – отдельная группа.

Прецедентное право следует оценивать как мостик внедрения в практику Основных и Общих принципов права как источников права. Решениями Суда, применением в судебной практике принципы-идеи превращаются в принципы-нормы. Кроме того, ряд принципов вырабатываются и формулируются Судом в процессе его повседневной деятельности. И, наконец, Суд создаёт новые правовые нормы посредством толкования действующих нормативных актов в ходе рассматриваемых конкретных дел.

· В зависимости от их юридической силы существует деление источников на первичные и вторичные:

1) первичные – это документы, обладающие высшей юридической силой в правовой системе Союза. К этой группе относятся:

–учредительные договоры с внесёнными изменениями и дополнениями (Маастрихский договор 1992 г. о Европейском Союзе в редакции Лиссабонского договора 2007 г., Римский договор 1957 г. в редакции Лиссабонского договора 2007 г.)

–ревизионные договоры (Договор об объединении 1965 г., Единый Европейский Акт 1986 г., Амстердамский договор 1997 г., Ниццкий договор2001 г.)

–Хартия Европейского Союза об основных правах от 7 дек. 2000 г. (в редакции от 12 дек. 2007 г.)

–договоры о присоединении

2) промежуточную позицию между источниками первичного и вторичного права занимают международные договоры, заключаемые как Союзом в целом, так и отдельными государствами-членами, в т.ч.

–нормы, касающиеся защиты основных прав и свободы человека

–Шенгенское право (с 1999 включено Евросоюзом в свою правовую систему)

3) вторичные – это источники права «производного» характера, совокупность норм, содержащихся в актах, издаваемых институтами Евросоюза. Вторичное право создаётся и действует на основе первичного. Виды источников вторичного права: Регламенты, Директивы, Рамочные соглашения, Решения, Ориентиры Европейского Центрального банка.

4) третичное право (в классификации Л.М.Энтина) – акты «дополнительного права» (рекомендательного, политического или индивидуального характера)

Классификация, основанная на критерии зависимости от юридической силы источников, является наиболее значимой в изучении права Европейского Союза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: