Интерпретация результатов теста

Характеристика уровней НПУ по данным анкеты «Прогноз»

29 и более – высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное медицинское обследование психиатра и клинического психолога.

14-28 – нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при вынесении заключения о пригодности.

13 и менее – нервно-психические срывы маловероятны. При наличии других положительных данных можно рекомендовать на специальности, требующие повышенной НПУ.


Литература

1. Баранов А.Р., Маслак Ю.Г. Тактико-специальная подготовка войскового разведчика внутренних войск: Учебно-практическое пособие. – М.: Академический проект, 2006. – 368 с.

2. Пособие по войсковой разведке. Способы ведения разведки и тактика действий подразделений в разведке. М.: Военное издательство МО СССР, 1967. – 208 с.

3. Разведывательная подготовка подразделений воздушно-десантных войск. – М.: Военное издательство – МО РФ – Управление Командующего ВДВ, 1995. – 232 с.

4. Временный боевой устав разведывательных частей и подразделений сухопутных войск. – М.: Воениздат, 2000.

5. Одиночная подготовка разведчика: Учебно-методическое пособие. – М.: Воениздат, 1985.

6. Организация и ведение боя парашютно-десантными подразделениями в городе: Учебное пособие. – Рязань: РИВДВ, 1999.

7. Глебов В. Бандформирования: взгляд изнутри //Солдат удачи. – М., 2003. – № 2 (101).


Глава 4. Специальная психологическая подготовка бойцов спецназа


§ 4.1 Зеленые береты США: подготовка личного состава

Силы специального назначения, как трактуется в американских военных инструкциях, – стратегические многофункциональные силы, способные быстро реагировать на различные чрезвычайные ситуации в любой точке земного шара. Эти силы, известные как «зеленые береты», специально предназначены для ведения нетрадиционных войн на территории других стран посредством формирования, подготовки, вооружения и руководства местными повстанческими и партизанскими силами.

Именно поэтому для них важны знание иностранных (местных) языков и военно-страноведческая подготовка.

Основной организационной единицей сил специального назначения сухопутных войск является оперативный отряд "А" или, как его еще называют, команда «А». Типичная команда включает 12 спецназовцев:

• командир (капитан),

• отрядный техник (унтер-офицер),

• сержант-специалист по оперативным вопросам (мастер-сержант),

• сержант-помощник по оперативным вопросам и разведке (сержант 1-го класса),

• два сержанта-специалиста по оружию (сержант 1 – го класса и штаб-сержант),

• два сержанта-специалиста по инженерной подготовке (сержант 1-го класса и штаб-сержант),

• два сержанта-медицинских специалиста (сержант 1-го класса и штаб-сержант),

• два сержанта-специалиста по связи (сержант 1-го класса и штаб-сержант).

Подготовка американских спецназовцев включает в себя три важнейших этапа: оценка и отбор кандидатов, квалификационный курс сил спецназначения и языковая подготовка.

Первый этап – оценка и отбор кандидатов. Занимает по времени три недели. Кандидаты из числа американских военнослужащих, изъявивших желание вступить в силы специального назначения, откомандировываются в Форт-Брэгг (штат Северная Каролина) в Центр и школу специальной войны американской армии им. Джона Ф. Кеннеди. В течение этих трех недель кандидатам запрещены все контакты с внешним миром, включая даже телефонные звонки семьям или друзьям. Цель этого этапа – отбор солдат, имеющих качества бойцов сил специального назначения.

На первой фазе этого этапа оцениваются физические качества, психологическая мотивация кандидатов и их способности противостоять стрессам. Программой предусматриваются: психологические тесты, оценка физического состояния, плавание, бег, полоса препятствий, марш-броски с полной выкладкой, военное ориентирование на местности. После первой фазы оценочная комиссия решает, кого из кандидатов допустить на вторую фазу испытаний.

Вторая фаза предполагает оценку лидерских и коллективистских качеств. Новая оценочная комиссия определяет, кто из кандидатов может быть допущен ко второму этапу подготовки спецназовцев.

В целом, этап оценки и отбора кандидатов считается достаточно сложным в плане физической нагрузки. При поступлении кандидаты должны набрать 206 баллов по единой шкале армейского теста физического состояния для возрастной группы 17–21 года, а также проплыть 50 метров в одежде и обуви. К концу первого этапа подготовки, то есть через три недели, кандидаты должны набрать не менее 220 баллов. По существующей статистике в ходе этапа отбора и оценки кандидатов отсеивается 50 % кандидатов.

Второй этап – квалификационный курс сил спецназначения.

К концу первого этапа подготовки «зеленых беретов» кандидаты определяются со своей будущей специальностью по четырем военно-учетным специальностям:

MOS 18В – специалист по вооружению

MOS 18С – специалист по инженерной подготовке

MOS 18Д – медицинский специалист

МОБ 18Е – специалист по связи.

Как правило, выбор будущей специальности осуществляется самим кандидатом, исходя из существующей потребности (разнарядки). Независимо от избранного профиля все кандидаты получают знания и практику во всех четырех военно-учетных специальностях, и с течением времени ветеран «зеленых беретов» в совершенстве овладевает всеми четырьмя специальностями.

По окончании всех тренировок и тестов первого этапа кандидаты возвращаются в свои части и ждут вызова на перевод в силы специального назначения. Обычно это длится от нескольких месяцев до года.

Продолжительность квалификационного курса сил спецназначения составляет 24 недели. Однако будущие специалисты-медики предварительно направляются на 31-недельные подготовительные курсы медицинской подготовки в Форт-Хьюстон (штат Техас), а специалисты-связисты – на 8-недельные подготовительные курсы в Форт-Брэгг.

Квалификационные курсы сил спецназначения состоят из двух основных фаз: тренировка по основной военно-учетной специальности (13 недель) и итоговая тренировка (9 недель). Все тренировки и учения проводятся в Форт-Брэгге.

В ходе тренировок по основным военно-учетным специальностям кандидаты осваивают следующие важнейшие аспекты:

• специалисты по оружию – тактика, применение противотанковых систем вооружения, стрелковое оружие всех типов американского и иностранного производства, стрельба из укрытий, переносные зенитные комплексы, система огня, управление огнем общевойскового боя;– специалисты по инженерной подготовке – строительные навыки, сооружение полевых укрытий, подрывные работы;

• специалисты-медики – травматология и хирургия;

• специалисты по связи – освоение всех систем связи и теоретические основы связи, практические тренировки по установлению и поддержанию связи в глобальном масштабе.

Во время второй фазы тренировок кандидаты совершенствуют свои знания и практические навыки в области выживания, навигации и ориентирования, тактики подразделений, авиационной поддержки операций, планировании операций, огневой подготовке. Кульминацией этой фазы и всего второго этапа тренировок в целом является учение по подготовке, планированию и осуществлению операции по поддержке партизан – учение «Робин Сэйдж» в лесных массивах штата Северная Каролина.

Учение проводится в составе реальных команд «А» на «враждебной местности». Курсанты должны незаметно проникнуть в указанный район, встретиться в назначенном месте и в назначенное время с «партизанским» отрядом, утвердиться в нем, оказать помощь в обучении, оснащении и вооружении «партизан» и подготовить отряд к выполнению специальных операций. «Врагом» выступают сотрудники ЦРУ и ФБР, полиция, местные жители – «осведомители» и даже сами «партизаны», готовые предать и продать «зеленых беретов».

В ходе квалификационного курса сил спецназначения все кандидаты определяются с региональной специализацией, причем их личное желание кадровые органы стараются максимально учитывать. От региональной специализации будет зависеть третий этап подготовки молодых бойцов спецназа и их будущая служба.

В настоящее время силы специального назначения сухопутных войск США имеют в своем составе пять групп специального назначения, каждая из которых состоит из трех батальонов и подразделений поддержки и обеспечения:

Группа / дислокация / регион ответственности:

1-я группа – Форт-Льюис, шт. Вашингтон или Окинава, Япония – Восточная Азия / Тихий океан

3-я группа – Форт-Брэгг, шт. Сев. Каролина – Тропическая Африка

5-я группа – Форт-Кэмпбелл, шт. Кентукки – Юго-Западная Азия /Северо-Восточная Африка

7-я группа – Форт-Брэгг, шт. Северная Каролина или Форт-Дэвис, Панама – Латинская Америка

10-я группа – Форт-Дэвенс, шт. Массачусетс или Штуттгарт, Германия – Европа/Средиземноморская Африка

Третий этап – языковая подготовка. В зависимости от сложности языка занятия длятся от 17 до 23 недель. Обычно 95 % кандидатов успешно сдают все тесты. Пересдача тестов разрешена.

Языковая подготовка имеет своей целью привитие курсантам навыков общения на иностранном языке, так как в будущем им предстоит заниматься обучением партизанских формирований в стране изучаемого языка. Основное внимание уделяется устной речи, восприятию иностранной речи на слух и изучению военной терминологии. Ежедневно курсанты получают 6–7 часов классных занятий и домашнее задание.

По окончании языковой подготовки спецназовцы направляются на 30 дней на стажировку в соответствующие группы по своей языковой специализации.

На этом заканчивается подготовка «зеленых беретов» в Форт-Брэгге и они получают назначение к своим будущим местам службы.

Образец документов:

РАПОРТ О ДОБРОВОЛЬНОМ ЖЕЛАНИИ ВСТУПИТЬ В СИЛЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

1. Я изъявляю желание получить подготовку по программе сил специального назначения в соответствии с документами AR 614–200 («Инструкция по отбору рядового и сержантского состава для прохождения подготовки и продвижения по службе»), глава 6. Если не имею парашютно-десантной квалификации, я изъявляю желание получить парашютно-десантную подготовку и понимаю, что неудача в деле успешного завершения парашютно-десантной подготовки дисквалифицирует меня от дальнейшей подготовки и обязанностей службы по программе сил специального назначения.

2. Мои показатели отвечают всем критериям документа AR 614–200, глава 6.

3. После успешного прохождения мною этапа оценки и отбора кандидатов и до моего отъезда с прежнего места службы я обязуюсь продлить или перезаключить контракт на службу, если потребуется, чтобы удовлетворить требования, предъявляемые ко мне на остающийся период службы, как-то указано в документе AR 614–200, глава 6.

4. Я разрешаю рекрутам сил специального назначения использовать данные из моего личного дела для ознакомления с моей подготовкой.

5. Я понимаю, что могу быть объявлен неподходящим для дальнейшей подготовки по программе сил специального назначения, если это будет определено соответствующим командиром сил специального назначения.

6. Обращались ли Вы с рапортами и/или участвовали ли Вы в подготовке по программе сил специального назначения на этапах оценки и отбора кандидатов или квалификационного курса сил спецназначения? (Да или нет). Если – да, пожалуйста, дайте разъяснение:

7. Я прошу переклассифицировать меня с настоящей военно-учетной специальности… в новую военно-учетную специальность (укажите в порядке вашего предпочтения: 18Е, 18Д, 18С, 18В)

Я прошу допустить меня к этапу оценки и отбора кандидатов по программе сил специального назначения

Дата

ФИО и подпись; воинское звание и номер соц. страх.

В/ч, почтовое отделение и индекс; Служебный и домашний телефоны


Глава 5. Боевые пловцы


§ 5.1 История морского спецназа

Боевые пловцы появились одновременно с первыми морскими баталиями, которые разразились между персами и греками в 480 году до нашей эры. Согласно дошедшему до наших дней свидетельству Геродота, эллин Скилл и его дочь Гидна с острова Скион, жители которого славились как искусные пловцы, донырнули до вражеских кораблей и перерезали якорные канаты. Случившаяся ночью ужасная буря разбила о прибрежные скалы несколько десятков боевых судов персов. Таким образом, подвиг Скилла можно считать первой успешно проведенной боевыми пловцами диверсионной операцией в истории человечества.

В последующем боевое применение ныряльщиков продолжало расширяться. Особенно эффективно их использовали в военном флоте Древнего Рима. Там даже существовало специальное подразделение («уринаторес»), в задачи которого помимо разведки и диверсий во вражеских портах входило также подводное обследование и ремонт собственных кораблей. Совершенствовались и тактические приемы водолазов: суда противника римляне пускали ко дну, проделывая сверлами отверстия в бортах, незаметно для спящей команды отбуксировывали их в свои порты, брали на абордаж, неожиданно появляясь прямо из-под воды.

Следует отметить, что в истории мало освещаются морские походы казаков. Вместе с тем, донцы и запорожцы были великолепными мореходами. Кавалерийская история казаков XVIII – первой четверти XX в., блистательных конных воинов, составлявших лучшую легкую кавалерию Европы, заслонила в обычных представлениях предшествовавший период истории казачества. Источники же недвусмысленно говорят о том, что он был но преимуществу морским.

В конце ХУ1-ХУШ в. главными, наиболее значительными казачьими походами были не сухопутные, а морские. Казаки нападали с моря на Темрюк, Керчь и Тамань, черноморские порты Крыма, Очаков и Килию, Варну, малоазиатские крепости Синоп, Трабзон и Ризе, турецкие крепости Кавказского побережья, населенные пункты Босфора и несколько раз на самый Стамбул – столицу великой азиатско-европейско-африканской Османской империи. На громадном протяжении Азово-Черноморского побережья не было ни одного сколько-нибудь значительного поселения, на которое в XVII в. не обрушивались бы с моря донцы и запорожцы.

Казаки спланировали, подготовили и провели множество блестящих военно-морских операций, в особенности по захвату османских военно-морских баз, портов, приморских крепостей и городов. Казачье искусство морского десантирования стояло па очень большой высоте, а тактика содержала многие приемы и уловки; в ход шли изобретения технического плана вроде судна с двумя рулями (на носу и корме), понтона для перевозки тяжелых орудий, транспортного буера и др.(8) Считается, что российская морская пехота родилась при Петре I, но первыми российскими морскими пехотинцами фактически являлись казаки.

Своеобразной была казачья тактика в сражениях с турецкими кораблями, описанная французом Г. Бопланом. Захваты вражеских кораблей с куда более многочисленными командами, чем на казачьих судах, не могли осуществляться без очень умелого, жестокого абордажного боя, непрерывного руководства абордажем, использования орудий (фальконетов) и, естественно, без мастерского применения абордажного оружия. Один из современников свидетельствовал, что в использовании оружия казаки были «тако искусны, яко наилучший польский гусарин и немецкий рейтарин примерен к ним быть не может».

Казачья военно-морская культура не погибла полностью в результате петровского запрещения Войску Донскому самостоятельно выходить в море. В обломках она продолжала существовать и далее. Царские власти иногда и в XVIII в. использовали казаков в отдельных военно-морских операциях. Морские традиции сохраняли и развивали нижнедонские рыбаки, промышлявшие не только в низовьях Дона, но и на Азовском море, и казаки, занимавшиеся торговым мореплаванием. Во второй половине XIX в. активным сторонником возрождения казачьей военно-морской службы и создания казачьей легкой военной флотилии выступал Генерального штаба генерал-лейтенант Н. И. Краснов. При сыне последнего донском атамане П. Н. Краснове, в гражданскую войну, были созданы казачьи Донская и Азовская военные

флотилии; командовал ими донской казак контр-адмирал И. А. Кононов.

В Европе с наступлением Средневековья искусство античных боевых ныряльщиков было практически забыто. Немногочисленные сведения о водолазах той мрачной эпохи связаны в основном с арабскими и турецкими завоевательными войнами. Так, имеются сведения, что во время сражения за испанскую крепость Анделис в 1203 году арабские пловцы взорвали одну из ее стен благодаря заложенной в подводной части фундамента бочке с порохом. Турки, осаждавшие в 1565 году бастион рыцарей-иоанитов на Мальте, также уничтожали береговые батареи христиан пороховыми минами, которые устанавливали водолазы.

Вместе с тактикой действий пловцов-ныряльщиков постоянно совершенствовалось и их техническое оснащение. В начале XVI века гениальный итальянец Леонардо да Винчи создал революционный для своего времени дыхательный аппарат на основе баллонов со сжатым воздухом и прообраз скафандра для перемещения на глубине. О том, что изобретение предназначалось исключительно для военных нужд, красноречиво свидетельствуют пояснительные записи, сделанные рукой самого инженера-ученого: «Закрепи галеру хозяев и остальные потопи, а после этого дай огонь в основание бомбарды… Все дело под водой, весь цикл». Великий сын Италии, намного опередивший эпоху, словно предопределил будущие успехи своих соплеменников. В первой половине XX столетия именно итальянцы вдохнули в покрывшуюся многовековой пылью теорию «подводных действий» новую жизнь.

Новая тактика ведения морской войны возникла на Апеннинах еще в ходе Первой мировой войны. Летом 1918 года военными инженерами итальянского флота на базе обычной торпеды был сконструирован транспортировщик, предназначенный для скрытной доставки диверсантов к предполагаемой цели. Это примитивная полуподводная мини-лодка была способна развивать скорость лишь немногим больше двух узлов (3,74 километров в час). Управлял машиной экипаж из двух человек, которые сидели на торпеде верхом, а их головы и плечи при передвижении выступали над водой. Несмотря на всю топорность аппарата с технической точки зрения в боевых условиях «ноу хау» себя полностью оправдало. В ночь с 1 на 2 ноября два итальянских офицера сумели незаметно подобраться к австрийскому линкору «Вирибус Унитис» и установить на подводной части борта мины с часовым механизмом. В результате мощного взрыва военный корабль водоизмещением 21 тысяча тонн затонул.

С приходом к власти Муссолини Италия начала активные приготовления в предстоящей войне. Одним из основных препятствий на пути к осуществлению амбициозных планов дуче по возрождению Римской империи в границах эпохи Октавиана Августа являлся господствовавший в Средиземном море британский флот. В поисках средств эффективной борьбы с более сильным противником итальянское командование сделало ставку, в том числе и на боевых пловцов. В марте 1941 года была сформирована 10-я легкая флотилия MAS, подводными подразделениями которой руководил капитан 2 ранга Королевского итальянского флота князь Юнио Валерио Боргезе, более известный как Черный князь. Подводные подразделения включали училище для экипажей управляемых торпед и подводных лодок их транспортирующих, а также школу подводных диверсантов в Сан-Леапольдо вблизи Ливорно. Здесь курсанты проходили тщательную теоретическую и практическую подготовку, их учили пользоваться кислородными приборами, совершать дальние заплывы, подолгу находиться под водой, преодолевать заграждения и устанавливать взрывные устройства. В качестве тренировки инструкторы любили устраивать подопечным двухкилометровые марши по морскому дну. Школа диверсантов представляла собой замкнутый мир, существование которого держалось в строжайшей тайне. Добровольцы, желающие стать боевыми пловцами, в обязательном порядке проходили медицинское обследование и тесты на психологическую устойчивость.

Наиболее успешной операцией подчиненных князя Боргезе стало уничтожение зимой 1941 года в Александрийской гавани двух последних английских дредноутов на Средиземноморье. Итальянские пловцы одержали одну из самых блестящих побед в истории морских войн: 6 человек, пробравшись в строго охраняемый порт, взорвали линкоры «Вэлиент» и «Куин Элизабет», а также потопили танкер. Линейные корабли британцев получили настолько серьезные повреждения, что фактически до капитуляции Италии в сентябре 1943 года так и не вернулись в строй.

Существовали боевые пловцы и в Германском Третьем рейхе. Такими нестандартными способами ведения войны на море государства фашистской «оси» стремились хоть как-то компенсировать слабость своих флотов. В марте 1944 года командование германских ВМС сформировало диверсионно-штурмовое соединение «К» (сокращение от слова «kleinkampfverband», буквально – «соединение малого боя»), в состав которого вошли отряды человеко-управляемых торпед, взрывающихся катеров, боевых пловцов-одиночек и подлодок-малюток.

Методы боевой подготовки подводных диверсантов в нацистской Германии были, мягко говоря, весьма необычными, что подтверждают сохранившиеся воспоминания бойцов соединения. «Наша группа держала так называемый «небольшой экзамен мужества» по методу Опладена, – говорится в одном из таких свидетельств.

Нас, человек восемь-десять, выводят на открытую местность и приказывают лечь на землю головой к центру воображаемого круга диаметром 4 метра. Затем в центре устанавливается ручная граната, из которой выдергивается предохранительная чека. Мы считаем секунды. Раздается взрыв, и осколки летят над нами». Кстати, в официальном учебном плане подобные трюки носили весьма прозаическое название: воспитание личной инициативы.

Соединение «К» провело немало успешных операций, наиболее значительными среди которых можно назвать разрушение шлюза в Антверпенском порту, подрывы мостов через реки Орн и Ваал в Голландии и Одер в Восточной Германии. Именно немцы впервые использовали легких водолазов для осуществления речных диверсий, а также уничтожения важных военных объектов на побережье.

Представители этой уникальной военной специальности в иерархии любого силового ведомства всегда стоят особняком. Водолазы-разведчики, подводные диверсанты, «люди-лягушки», «живые торпеды», «морские дьяволы»… Их называли по-разному в зависимости от исторического периода, места действия или характера выполняемых задач. Но во все времена этих людей, по праву считающихся лучшими из лучших, элитой сил специального назначения любого уважающего себя государства, отличали высочайший профессионализм и непроницаемая завеса тайны, которой окутана их тяжелая мужская работа. Частенько забываемые в мирные годы, в критический момент именно подразделения боевых пловцов становятся последним доводом королей и надеждой полководцев, секретным оружием возмездия и козырным тузом, способным переломить ход даже самой безнадежной игры.


§ 5.2 Морской спецназ в составе ВМФ СССР

В Советском Союзе мысль о создании подразделений водолазов-разведчиков была впервые высказана еще накануне войны с Финляндией. Спустя полтора месяца после начала Великой Отечественной войны 11 августа 1941 года нарком ВМФ подписал приказ № 72 о формировании при разведотделе штаба Краснознаменного Балтфлота роты особого назначения (РОН) в составе 146 штатных единиц. Местом базирования подразделения стал остров Голодай. По рекомендации Крылова командиром первой в нашей стране части боевых пловцов был назначен опытный водолаз, выпускник ВМУ им. М.В. Фрунзе лейтенант Иван Прохватилов.

Как и любым первопроходцам, водолазам-разведчикам приходилось изобретать велосипед и учиться на собственных ошибках. За годы войны водолазы из РОН осуществили целый ряд успешных и уникальных в своем роде операций. Подчиненные Прохватилова забросали гранатами переброшенные в район Стрельны итальянские быстроходные катера из состава легендарной 10-й флотилии MAS, которые представляли для наших кораблей большую угрозу. Благодаря морским разведчикам были обнаружены и уничтожены с воздуха стартовые площадки для обстрела блокадного Ленинграда ракетами ФАУ-1, которые немцы строили под Лугой. В сентябре 1944 года водолазы участвовали в обследовании потопленной северо-западнее острова Руонти немецкой подводной лодки U-250. Помимо секретных документов и шифровальной машинки со дна были подняты образцы секретного оружия рейха – самонаводящиеся по акустическому каналу торпеды. Образец взрывателя передали англичанам, и вскоре корабли союзников стали таскать на буксире плоты с ревущими моторами, которые и принимали удары новых немецких торпед.

По словам доживших до наших дней ветеранов РОН, для пионеров отечественного подводного спецназа не существовало безвыходных ситуаций и невыполнимых задач. Но, несмотря на это осенью 1945 года командование главного штаба ВМФ приняло решение расформировать роту «за ненадобностью в мирное время». Почти на десятилетие уникальный опыт РОН был в буквальном смысле слова предан забвению. В послевоенные годы офицеры-энтузиасты, болеющие за дело душой, неоднократно обращались к командованию ВМФ с инициативой воссоздания частей специального назначения на флотах, но все их предложения были отклонены. Лишь в конце 1952 года обращение контр-адмирала Л. Бекренева, где он ссылается на опыт создания частей спецназа за рубежом и в отечественных Сухопутных войсках, все же возымел действие. На состоявшемся в начале 1953 года совещании с начальниками управлений ГРУ МГШ военно-морской министр вице-адмирал Н. Кузнецов подтвердил свое решение о создании на флотах отдельных морских разведывательных дивизионов, в первую очередь на Черном море и Балтике.

После учений, окончательно подтвердивших эффективность применения водолазов-разведчиков, в июне 1953 года директивой ГШ ВМС был открыт 6-й морской разведывательный пункт (МРП) со штатом в семьдесят три человека. Командиром пункта был назначен капитан 1 ранга Евгений Яковлев. Спустя год был создан 4-й МРП на Балтике, командиром которого стал полковник Георгий Потехин. Затем, в 1955 и 1957 годах соответственно, морские разведывательные пункты появились на Тихоокеанском и Северном флотах. Все без исключения пункты комплектовались призывниками, а опытных инструкторов, способных научить матросов-срочников мастерству подводной разведки явно не хватало. В сложившихся обстоятельствах черноморское подразделение, как первое и наиболее опытное, стало настоящей кузницей кадров для морского спецназа.

Несмотря на все объективные трудности к началу 1960-х процесс боевого сколачивания в советских частях водолазов-разведчиков в основном был завершен. Но работа по совершенствованию организационно-штатной структуры и материально-технической базы продолжалась. Спецтехника, которой пользовались водолазы-разведчики, разрабатывалась и доводилась до ума в созданной 15 июня 1953 года научной лаборатории специальных водолазных снаряжений в институте № 11 ВМФ. Следует сразу сказать, что в лабораторных испытаниях водолазного снаряжения и техники, а также средств доставки и транспортировки принимали участие бойцы подводного спецназа, многие из которых были отмечены за это наградами Родины.

В середине шестидесятых 6 МРП был преобразован в 17-ю бригаду специального назначения, что стало очередной вехой развития отечественной военно-морской разведки.

В СССР перед морским спецназом стояло несколько задач, основными среди которых были ведение разведки на приморских направлениях, уничтожение мобильных пусковых установок, командных пунктов, средств ПВО, гидротехнических сооружений и кораблей противника. Параллельно с этими подразделениями на каждом из четырех флотов существовали так называемые отряды подводных противодиверсионных сил и средств (ППДСС), созданные для охраны наших военно-морских баз от вражеских пловцов. Кстати, именно в системе формирований ППДСС возникли специальные станции дрессуры животных. Дельфинов, белух, сивучей, котиков обучали многому из того, что должен знать и уметь подводный диверсант или боевой пловец. Животных заставляли отыскивать на дне моря различные предметы, вести подводную съемку, находить и уничтожать вражеских водолазов-разведчиков. Наконец, животных самих использовали в качестве подводных диверсантов: к их спине прикрепляли мину, которую они должны были доставить к днищу корабля или подводной лодки и там привести в действие, уничтожив корабль, а вместе с ним и себя.

Система подготовки спецназа и антидиверсионных групп ВМФ разительно отличалась от методик, применявшихся в других силовых ведомствах. Начиналось все с жесткого отбора кандидатов в «люди-амфибии». В течение полугода имевших до армии навыки подводного плавания и спортивные разряды призывников обучали по спецпрограмме, где физическая и психологическая нагрузка были близки к предельным. По свидетельствам бывших боевых пловцов, одним из испытаний был ночной марш-бросок без указания дистанции и времени бега. И когда под утро наступало полное физическое истощение, начинала проявляться психологическая устойчивость.

После перевода из учебного в боевое подразделение срочники приступали к теоретическим и практическим занятиям. Обязательный курс включал в себя водолазную, воздушно-десантную, навигационно-топографическую, горную специальную, морскую, физическую подготовку, минно-подрывное дело, рукопашный бой, выживание в любых условиях, изучение иностранных армий и театров военных действий, радиодело и многое другое, необходимое в современной войне. Поскольку специфика службы предусматривала ведение боя, в том числе и под водой, то помимо обычного стрелкового оружия спецназовцы использовали подводные пистолеты СПП-1, и не имеющие зарубежных аналогов автоматы АПС.

Доставка боевых пловцов к объектам могла осуществляться наземным, морским и воздушным способами. Десантирование производилось со сверхмалых высот, что существенно увеличивало риск.

Универсальность, способность спецназа ВМФ выполнять задачи в любой из трех стихий была востребована. Боевые пловцы охраняли советские суда во время молодежного фестиваля на Кубе в 1978 году, подводным эскортом сопровождали Президента СССР Горбачева во время зарубежных визитов в Рейкьявик и на Мальту. В течение трех суток 16 спецназовцев, сменяя друг друга, несли боевое дежурство под водой, имея приказ стрелять в любую движущуюся цель в радиусе двухсот метров от охраняемого объекта. Приходилось пловцам решать и не совсем «профильные» задачи, такие, как обезвреживание неразорвавшихся боеприпасов, поиск во взаимодействии с МВД опасных преступников в горно-лесистой местности, ликвидация последствий техногенных катастроф. Несколько раз в год подразделения флотского спецназа привлекались для так называемых проверок «на бдительность» как военных, так и гражданских объектов внутри страны: «минировали» стратегические автомобильные и железнодорожные мосты, скрытно проникали на территорию секретных баз ВМФ и атомные электростанции.

В других силовых ведомствах нашей страны собственные подразделения боевых пловцов появились несколько позже, чем в Министерстве обороны. Хотя, допустим, история подготовки подобных специалистов в органах безопасности началась еще с отдельной бригады особого назначения (ОБОН). Подразделения эти были кадрированными, и пловцы проходили переподготовку один раз в год под Очаковом и на острове Русском, где располагалась военно-морская база ВМФ. На особый период у обоновцев имелись специальное вооружение, техника и даже дыхательные аппараты с замкнутым циклом, то есть не выпускавшие способных демаскировать диверсанта-разведчика пузырей.

Продолжателями традиций первых спецводолазов КГБ стали сотрудники группы «Вымпел». В иерархии элитного подразделения эти специалисты занимали верхнюю ступеньку, так как наряду с общей для всех вымпеловцев подготовкой они становились квалифицированными боевыми пловцами. Задачи, стоявшие перед ними, носили в основном разведывательный характер. Как, например, отработка каналов переброски нелегалов и групп специального назначения, работа с прибрежной агентурой, закладка крупногабаритных тайников. Основным объектом, где по нескольку раз в год проходили подготовку вымпеловцы, была база «Посейдон» на Каспийском море.

Существующие в структуре внутренних войск МВД морские части также располагают отрядами водолазов противодиверсионной службы. Таких уникальных частей в России всего две: мурманский полк, охраняющий атомные ледоколы и ремонтно-технологическое предприятие «Атомфлот», которое занимается перезарядкой атомных реакторов, сбором и хранением радиоактивных отходов, и отдельный батальон, бойцы которого выполняют аналогичные задачи на Дальнем Востоке. Кроме того, отдельные роты и взводы дислоцируются во всех промышленных центрах, расположенных вблизи крупных водоемов. Существуют боевые пловцы и в структуре Федеральной службы охраны. В обязанности этих прошедших спецподготовку офицеров входит проверка Москвы-реки вокруг Кремля, охрана со стороны воды всех президентских резиденций, а также выполнение функций обычных охранников первого лица государства.


§ 5.3 Части специального назначения ВМС США-SEAL

Считается, что SEAL – самые подготовленные и отважные воины в составе американских вооруженных сил. Они предназначены для выполнения целого ряда разведывательных, (диверсионных или штурмовых акций в приморских зонах глубоко в тылу врага, а также для осуществления других специальных и специфических акций. В частности, в составе частей SEAL имеется специальное подразделение «отряд № 6», предназначенное специально для борьбы с терроризмом на море.

Свою историю американские «тюлени» ведут от подводных диверсантов второй мировой войны, «людей-лягушек», которые готовили и обеспечивали высадку морской пехоты в морских десантных операциях. В начале 60-х годов отряды подводных диверсантов были преобразованы в части специального назначения ВМС США-SEAL.

«Тюлени» получили боевое крещение во Вьетнаме, где наводили панику на северо-вьетнамских бойцов и партизан юга страны. В пятнистом камуфляже, с раскрашенными зелеными красками лицами, они появлялись в ночи в самых непроходимых джунглях. «Зеленолицые», как прозвали их вьетнамские партизаны, за проявленное во Вьетнаме мужество удостоились множества боевых наград.

SEAL вместе с другими частями войск специального назначения различных видов вооруженных сил США и ведомств (ЦРУ, ФБР) активно действовали во всех последующих войнах и конфликтах, в которых принимали участие американские войска. Не обошлось без жертв и здесь. Из-за плохой организации и недостатков в планировании в операциях по вторжению в Гренаду и Панаму отряды SEAL потеряли 8 бойцов.

Напротив, когда операции готовились тщательно, как это имело место в ходе операции «Буря в пустыне», SEAL избежали потерь и успешно выполнили поставленные перед ними задачи. Кстати, именно им в той операции отводилась одна из сложнейших функций – имитация подготовки морской десантной операции на побережье Кувейта с целью введения в заблуждение Ирака относительно реальных военных планов США и их союзников.

По ночам, в кишащих минами прибрежных водах, «тюлени» выходили на задания к берегам Кувейта и Ирака, осуществляли разведывательно-диверсионные акции и возвращались на своих резиновых плотах на базу.

Подготовка «тюленей» – длительный и интенсивный курс физических, психологических и моральных нагрузок, имеющих целью тщательный отбор наиболее достойных и крепких молодых воинов и их комплексную, интенсивную тренировку. Трудно стать солдатом войск специального назначения, но во много раз сложнее стать настоящим «тюленем».

Отбор кандидатов ведется из числа добровольно изъявивших желание вступить в ряды SEAL матросов и младших офицеров флота. Кандидаты, удовлетворяющие всем формальным требованиям, направляются в Военно-морской центр специальной войны в городе Коронадо, в Калифорнии.

Подготовка бойца SEAL

Общий курс подготовки бойца SEAL занимает более года. Весь этот период времени будущие морские «спецназовцы» подвергаются мощнейшей физической и психологической «обкатке».

Прежде всего, все курсанты проходят 7-недельный курс общей физической подготовки и плавания. Его цель – подготовить тело к тем физическим нагрузкам, которые являются типичными для настоящего «тюленя».

По окончании этого подготовительного этапа наступает первый период реальных тренировок, который длится 9 недель. Курсанты подвергаются интенсивным физическим нагрузкам, которые становятся от недели к неделе более тяжелыми, достигая своего пика к шестой неделе, которая получила название «адской недели». Это – ядро всей подготовки «морского тюленя». Если кандидат выдерживает по истине адские физические и морально-психологические «пытки» этой недели, он имеет реальные шансы стать настоящим морским спецназовцем. Именно шансы, потому что впереди его ждут еще большие испытания.

Вслед за этим курсанты подвергаются 10 дополнительным неделям интенсивной физической подготовки и занятиям подводным плаванием. Затем – очередной этап подготовки «тюленей»: 9 недель тактических занятий по программе пехоты и войск специального назначения.

Последним этапом подготовки является направление молодых «тюленей» в сухопутные войска для парашютной подготовки и занятий в школе рейнджеров.

Этим заканчивается процесс подготовки, но не становления бойцов SEAL. После успешного завершения всех тренировочных курсов молодых воинов направляют на шестимесячный испытательный срок в оперативные группы частей специального назначения флота для окончательной проверки их профессиональных и морально-психологических качеств.

Только лишь после этого испытательного срока молодые воины официально принимаются в состав частей SEAL и получают почетное право носить эмблему этого рода войск: хищного орла, держащего в когтях трезубец и пистолет на фоне морского якоря.


§ 5.4 Психологическая подготовка воина SEALº

Содержание занятий «Адская неделя»

Инструктор просвистел один раз. Строй молодых воинов в пятнистом камуфляже мгновенно рухнул лицом в жидкую черную грязь, руки накрыли затылок, рты раскрыты, ноги скрещены. Именно так должны лечь солдаты, попавшие под артиллерийский налет. Инструктор просвистел два раза – солдаты начали ползти в грязи в его сторону. Раздался трехкратный свист – бойцы вскочили. И вновь – свист один раз, три, один, два, три… Час, два, три…

Это – самая легкая разминка для курсантов, мечтающих стать SEAL. Ее дополняют многочасовые приседания и отжимания: «Вверх, вниз! Вверх, вниз! Сесть, встать! Сесть, встать!» В сознании испытуемых теряется контроль над временем. Выдерживают только те, кто умеет полностью абстрагироваться. Однако это еще только разминки, реальные физические и психологические нагрузки еще впереди.

Пять суток длится «адская неделя». За это время курсанты имеют возможность спать только 4 часа, то есть менее одного часа в сутки. Когда спать, сколько и в каком месте – решают инструкторы. 23 часа в сутки непрестанных физических упражнений в воде или на берегу с небольшими перерывами для приема пищи.

Интенсивность занятий возрастает по мере приближения конца «адской недели». Недаром тренировками денно и нощно по 8 часов к ряду руководят три смены инструкторов.

Физическая нагрузка, обрушивающаяся на курсантов с первой минуты «адской недели», поистине на грани человеческих возможностей. Именно поэтому в составе каждой смены инструкторов имеются врачи, которые следят за индивидуальным состоянием каждого воина на всех тренировках. Нередко врачи, даже вопреки воле испытуемых, запрещают им продолжать тренировки. В этом случае курсант или покидает ряды своих товарищей, или направляется на лечение и получает шанс вновь начать тренировки, но с самого начального этапа.

Большинство тренировок будущих SEAL проводится в воде или на морском берегу в любую погоду круглый год. Курсантов приучают подолгу находиться в воде: в будущем им придется часами плыть в холодных водах морей и океанов и не терять при этом своей боеспособности. Главная опасность, подстерегающая курсантов в ходе морских «процедур» – гипотермия, переохлаждение организма. При температуре тела ниже 34 градусов С человек испытывает амнезию (потерю памяти), его речь становится невнятной. При 33 градусах он становится апатичным и малоподвижным. При температуре тела 32 градуса наступает оцепенение. Дальнейшее понижение температуры до 31 градуса приводит к тому, что человек перестает дрожать, и его сердце может в любой момент остановиться. Именно по этим симптомам врачи следят за состоянием бойцов.

По существующим у американских морских «спецназовцев» нормативам, курсанты могут находиться в воде при температуре 15 градусов и ниже – 10 минут, 15–18 градусов – 15 минут, 18 градусов и выше – 20 минут.

Одним из наиболее распространенных видов морских тренировок курсантов является так называемая «пытка волнами». По команде инструктора группа молодых воинов марширует в бурлящий океан, останавливается в нескольких метрах от берега и находится под шквалом волн, накрывающих их с головой, столько времени, сколько им отводит инструкция. 15 минут в холодных волнах Тихого океана, 5 минут на пронизывающем ветре на берегу – и вновь 15 минут в океане с головой. Цикл за циклом, «пытка волнами» может длиться часами. В перерывах врач осматривает курсантов, проводит простенькие тесты на проверку памяти, измеряет пульс. Все нормально – вперед в воду по очередной команде инструктора.

«Водные процедуры» инструкторы сочетают с бегом или марш-бросками по песку, преодолением полосы препятствий. Норматив на 4-мильную дистанцию бега по пляжу – 15 минут. За «ленивое» выполнение упражнений – наказания: отжимания индивидуальные или групповые («цепочкой»), когда курсанты выстраиваются в колонну по одному, кладут ноги на плечи товарища, находящегося в положении «упор лежа» сзади. В результате вес тел всех курсантов полностью переносится на их руки. Вверх, вниз! Один тянет за собой всю «цепочку». Как наказание – «пытка волнами». И так до бесконечности несколько суток…

Упражнения на суше также имеют свою специфику. Прежде всего, все передвижения по суше курсанты проделывают в строю группами по 6–8 человек, неся на своих головах или вытянутых вверх руках огромные 70-килограммовые надувные лодки – главное коллективное средство передвижения «тюленей» на большие расстояния. В кромешной ночной темноте, натыкаясь друг на друга, неся на головах неустойчивые, складывающиеся гармошкой резиновые лодки, курсанты обязаны в указанный инструктором срок достичь назначенной им точки. За опоздание – опять наказания.

Такие упражнения дополняются еще рядом «интеллектуальных» задач: командиру группы инструктор нашептывает длинную фразу-пароль, которую тот должен повторить через несколько часов после достижения указанного группе объекта. Это необходимо будущим «тюленям», которые не должны терять способности трезво мыслить и все запоминать в любой самой сложной обстановке.

Инструктор может не указать точный объект или его координаты, а дать лишь ключевое слово, намек, своего рода шифр, который будущие «тюлени» должны на бегу разгадать и вовремя достичь зашифрованного объекта. За ошибку – наказания, и вновь инструктор дает лишь намек.

Вперед! И все это в темноте ночи, в мокрой от морской воды, пота и мочи одежде, с помутненным от нескольких бессонных ночей сознанием, с ноющим от физической перегрузки телом, воспаленными и незаживающими ранами, ссадинами, синяками.

В ходе всех тренировок и «пыток» будущих бойцов SEAL приучают действовать вместе в группе. Выполнение норматива определяется временем не первого, а последнего курсанта в группе. Инструкторы даже применяют такие формы, как незаметная «нейтрализация» на марше одного из курсантов. Если группа и ее командир не заметили «пропажу» бойца, не остановились и не бросились на помощь отставшему – наказание неизбежно. Не сдаваться врагу и не оставлять ему тела раненых или погибших товарищей – кодекс чести бойцов SEAL.

Венцом подготовки курсантов в ходе «адской недели» является практическое учение по высадке со штатных резиновых лодок на скалистое побережье в ночное время. Как уцелеть, не разбиться о камни в бурлящих волнах прибоя, не захлебнуться в воде, подвести лодку как можно ближе к берегу – все здесь зависит от автоматических навыков курсантов, их закалки, именно это достигается длительными и изнуряющими тренировками в воде и на берегу. День и ночь. Всю «адскую неделю»…

«Эффект иллюминатор»

Важнейший, если не решающий компонент подготовки SEAL – «психологические пытки». Многочасовые физические нагрузки, предельное переохлаждение тела в соленой морской воде, многосуточное бодрствование, боли во все теле притупляют волю курсантов, их психологическую готовность выдержать испытания.

Инструкторы «разлагают» молодых воинов: соблазняют их теплым душем, чашкой горячего какао, сном и отдыхом в тепле и уюте. Вальяжно стоя перед измотанными, замерзшими, находящимися на грани человеческих возможностей курсантами, инструкторы увещевают их: «Если хотя бы один из вас откажется от дальнейших тренировок – я прекращу «пытку волнами». На кой черт вам эта служба среди «тюленей»? На вашем месте я бы плюнул на все и вернулся к спокойной службе в «теплом» местечке!» Задача инструкторов – психологически «разоружить» курсантов, и нередко им это удается.

Каждый курсант имеет право в любой момент отказаться от тренировок и действительно получить все, что обещают инструкторы. Но, и это самое главное, «отказники» подлежат немедленному отчислению и направляются в прежние части. Никакие оправдания малодушия в расчет не принимаются. По статистике, количество «отказников» за весь долгий период подготовки составляет от 50 до 70 %. Лишь каждый третий молодой матрос или офицер, изъявивший желание стать бойцом SEAL, после года изнурительных тренировок в конце концов становится настоящим «тюленем».

Как считают американские специалисты, причины такого большого отсева кандидатов не физические нагрузки, а психологическая капитуляция, страх.

Главный объект тренировок – не тело, а воля и сознание молодых воинов. На жаргоне «тюленей» это называется «эффектом иллюминатора». Воин-«спецназовец» должен достичь глубин самопознания. Он должен прочувствовать, что его тело – лишь оболочка, в которую помещены его сознание и воля. Он должен научиться абстрагироваться от физической боли своего тела – оболочки, уйти вглубь себя и смотреть на окружающий мир, на враждебную среду как бы через иллюминатор. Только тогда «тюлень» сможет выполнить любую боевую и оперативную задачу в океанских водах или джунглях. Он должен быть в состоянии проплыть несколько часов в океанских волнах с полной боевой выкладкой и специальным грузом, много часов, а то и суток скрываться в прибрежных волнах и камнях, дожидаясь времени «Ч», молниеносно выполнить задачу и уйти назад в открытое море. Такое под силу, действительно, только избранным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: