История местного самоуправления в России

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь.

После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единство системы Советов как органов государственной власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось. К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране, а также под давлением движения МЖК. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления.

В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год.

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна была закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступил в силу. Однако, по признанию Дмитрия Медведева реального самоуправления в России не было создано даже к 2011 году: «Муниципалитеты — это органы местного самоуправления. Формально не государственные, но мы же понимаем, что это такое же государство»

Местное самоуправление в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования, которых в России 23 тысячи.

В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов

городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа

муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений

городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района

внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга) (табл.4.1).

Таблица 4.1

Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации
на 1 января 2012 г., единиц

  Муниципальные образования
всего в том числе по типам
муни-ципальные районы городские округа внутри-город-ская терри-тория города федераль-ного значения поселения
всего в том числе
городские сельские
Российская Федерация              
Центральный федеральный округ              
Белгородская область       -      
Брянская область       -      
Владимирская область       -      
Воронежская область       -      
Ивановская область       -      
Калужская область       -      
Костромская область       -      
Курская область       -      
Липецкая область       -      
Московская область       -      
Орловская область       -      
Рязанская область       -      
Смоленская область       -      
Тамбовская область       -      
Тверская область       -      
Тульская область       -      
Ярославская область       -      
г.Москва   - -   - - -
Северо-Западный федеральный округ              
Республика Карелия       -      
Республика Коми       -      
Архангельская область       -      
в том числе Hенецкий автономный округ       -      
Вологодская область       -      
Калининградская область       -      
Ленинградская область       -      
Мурманская область       -      
Новгородская область       -      
Псковская область       -      
г.Санкт-Петербург   - -   - - -
Южный федеральный округ       -      
Республика Адыгея       -      
Республика Калмыкия       -      
Краснодарский край       -      
Астраханская область       -      
Волгоградская область       -      
Ростовская область       -      
Северо-Кавказский федеральный округ       -      
Республика Дагестан       -      
Республика Ингушетия       -   -  
Кабардино-Балкарская Республика       -      
Карачаево-Черкесская Республика       -      
Республика Северная Осетия- Алания       -      
Чеченская Республика       -      
Ставропольский край       -      
Приволжский федеральный округ       -      
Республика Башкортостан       -      
Республика Марий Эл       -      
Республика Мордовия       -      
Республика Татарстан       -      
Удмуртская Республика       -      
Чувашская Республика       -      
Пермский край       -      
Кировская область       -      
Hижегородская область       -      
Оренбургская область       -      
Пензенская область       -      
Самарская область       -      
Саратовская область       -      
Ульяновская область       -      
Уральский федеральный округ       -      
Курганская область       -      
Свердловская область       -      
Тюменская область       -      
в том числе: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра       -      
Ямало-Hенецкий автономный округ       -      
Челябинская область       -      
Сибирский федеральный округ       -      
Республика Алтай       -   -  
Республика Бурятия       -      
Республика Тыва       -      
Республика Хакасия       -      
Алтайский край       -      
Забайкальский край       -      
Красноярский край       -      
Иркутская область       -      
Кемеровская область       -      
Новосибирская область       -      
Омская область       -      
Томская область       -      
Дальневосточный федеральный округ       -      
Республика Саха (Якутия)       -      
Камчатский край       -      
Приморский край       -      
Хабаровский край       -      
Амурская область       -      
Магаданская область       -      
Сахалинская область       -      
Еврейская автономная область       -      
Чукотский автономный округ       -      

Источник: Росстат

Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.

Организационные основы

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

- представительный орган муниципального образования

- глава муниципального образования

- местная администрация

- контрольный орган муниципального образования

- иные органы местного самоуправления

В соответствии с федеральным законом существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:

- представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту

- представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию

- представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту

В муниципальном районе допускается такой вариант структуры органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений.

В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

В собственности МО может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

В случаях возникновения у МО права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, либо не относящееся к видам имущества, перечисленным выше, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению в соответствии с федеральным законом.

Однако при этом со стороны органов управления муниципальным имуществом может иметь место злоупотребление служебным положением. Например, Администрация Нижнего Тагила, являясь собственником здания кинотеатра «Современник», дала согласие «Нижнетагильской филармонии» – владельцу данного объекта на праве оперативного управления – передать его в уставный капитал вновь созданного ООО «Современник». Но стоимость оценки объекта составила всего 6 миллионов 410 тысяч рублей, тогда как его реальная цена составляет свыше 73 миллионов рублей. В результате занижения стоимости здания кинотеатра была значительно уменьшена и доля муниципального учреждения в уставном капитале «Современника». В этой связи в следственный отдел прокуратуры направлены материалы проверки для решения вопроса об уголовном преследовании главы города Нижний Тагил по статьям «злоупотребление должностными полномочиями» и «халатность»[2].

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:

- средства самообложения граждан

- доходы от местных налогов и сборов

- доходы от региональных налогов и сборов

- доходы от федеральных налогов и сборов

- безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований

- доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности

- часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей

- штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления

- добровольные пожертвования

- субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)

- иные законные поступления.

Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.

Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: