Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь.
После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единство системы Советов как органов государственной власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось. К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране, а также под давлением движения МЖК. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления.
В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год.
Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна была закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступил в силу. Однако, по признанию Дмитрия Медведева реального самоуправления в России не было создано даже к 2011 году: «Муниципалитеты — это органы местного самоуправления. Формально не государственные, но мы же понимаем, что это такое же государство»
Местное самоуправление в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования, которых в России 23 тысячи.
В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:
сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов
городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа
муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений
городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района
внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга) (табл.4.1).
Таблица 4.1
Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации
на 1 января 2012 г., единиц
| Муниципальные образования | |||||||
| всего | в том числе по типам | ||||||
| муни-ципальные районы | городские округа | внутри-город-ская терри-тория города федераль-ного значения | поселения | ||||
| всего | в том числе | ||||||
| городские | сельские | ||||||
| Российская Федерация | |||||||
| Центральный федеральный округ | |||||||
| Белгородская область | - | ||||||
| Брянская область | - | ||||||
| Владимирская область | - | ||||||
| Воронежская область | - | ||||||
| Ивановская область | - | ||||||
| Калужская область | - | ||||||
| Костромская область | - | ||||||
| Курская область | - | ||||||
| Липецкая область | - | ||||||
| Московская область | - | ||||||
| Орловская область | - | ||||||
| Рязанская область | - | ||||||
| Смоленская область | - | ||||||
| Тамбовская область | - | ||||||
| Тверская область | - | ||||||
| Тульская область | - | ||||||
| Ярославская область | - | ||||||
| г.Москва | - | - | - | - | - | ||
| Северо-Западный федеральный округ | |||||||
| Республика Карелия | - | ||||||
| Республика Коми | - | ||||||
| Архангельская область | - | ||||||
| в том числе Hенецкий автономный округ | - | ||||||
| Вологодская область | - | ||||||
| Калининградская область | - | ||||||
| Ленинградская область | - | ||||||
| Мурманская область | - | ||||||
| Новгородская область | - | ||||||
| Псковская область | - | ||||||
| г.Санкт-Петербург | - | - | - | - | - | ||
| Южный федеральный округ | - | ||||||
| Республика Адыгея | - | ||||||
| Республика Калмыкия | - | ||||||
| Краснодарский край | - | ||||||
| Астраханская область | - | ||||||
| Волгоградская область | - | ||||||
| Ростовская область | - | ||||||
| Северо-Кавказский федеральный округ | - | ||||||
| Республика Дагестан | - | ||||||
| Республика Ингушетия | - | - | |||||
| Кабардино-Балкарская Республика | - | ||||||
| Карачаево-Черкесская Республика | - | ||||||
| Республика Северная Осетия- Алания | - | ||||||
| Чеченская Республика | - | ||||||
| Ставропольский край | - | ||||||
| Приволжский федеральный округ | - | ||||||
| Республика Башкортостан | - | ||||||
| Республика Марий Эл | - | ||||||
| Республика Мордовия | - | ||||||
| Республика Татарстан | - | ||||||
| Удмуртская Республика | - | ||||||
| Чувашская Республика | - | ||||||
| Пермский край | - | ||||||
| Кировская область | - | ||||||
| Hижегородская область | - | ||||||
| Оренбургская область | - | ||||||
| Пензенская область | - | ||||||
| Самарская область | - | ||||||
| Саратовская область | - | ||||||
| Ульяновская область | - | ||||||
| Уральский федеральный округ | - | ||||||
| Курганская область | - | ||||||
| Свердловская область | - | ||||||
| Тюменская область | - | ||||||
| в том числе: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | - | ||||||
| Ямало-Hенецкий автономный округ | - | ||||||
| Челябинская область | - | ||||||
| Сибирский федеральный округ | - | ||||||
| Республика Алтай | - | - | |||||
| Республика Бурятия | - | ||||||
| Республика Тыва | - | ||||||
| Республика Хакасия | - | ||||||
| Алтайский край | - | ||||||
| Забайкальский край | - | ||||||
| Красноярский край | - | ||||||
| Иркутская область | - | ||||||
| Кемеровская область | - | ||||||
| Новосибирская область | - | ||||||
| Омская область | - | ||||||
| Томская область | - | ||||||
| Дальневосточный федеральный округ | - | ||||||
| Республика Саха (Якутия) | - | ||||||
| Камчатский край | - | ||||||
| Приморский край | - | ||||||
| Хабаровский край | - | ||||||
| Амурская область | - | ||||||
| Магаданская область | - | ||||||
| Сахалинская область | - | ||||||
| Еврейская автономная область | - | ||||||
| Чукотский автономный округ | - |
Источник: Росстат
Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:
- представительный орган муниципального образования
- глава муниципального образования
- контрольный орган муниципального образования
- иные органы местного самоуправления
В соответствии с федеральным законом существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:
- представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту
- представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию
- представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту
В муниципальном районе допускается такой вариант структуры органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений.
В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
В собственности МО может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
В случаях возникновения у МО права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, либо не относящееся к видам имущества, перечисленным выше, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению в соответствии с федеральным законом.
Однако при этом со стороны органов управления муниципальным имуществом может иметь место злоупотребление служебным положением. Например, Администрация Нижнего Тагила, являясь собственником здания кинотеатра «Современник», дала согласие «Нижнетагильской филармонии» – владельцу данного объекта на праве оперативного управления – передать его в уставный капитал вновь созданного ООО «Современник». Но стоимость оценки объекта составила всего 6 миллионов 410 тысяч рублей, тогда как его реальная цена составляет свыше 73 миллионов рублей. В результате занижения стоимости здания кинотеатра была значительно уменьшена и доля муниципального учреждения в уставном капитале «Современника». В этой связи в следственный отдел прокуратуры направлены материалы проверки для решения вопроса об уголовном преследовании главы города Нижний Тагил по статьям «злоупотребление должностными полномочиями» и «халатность»[2].
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:
- средства самообложения граждан
- доходы от местных налогов и сборов
- доходы от региональных налогов и сборов
- доходы от федеральных налогов и сборов
- безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
- доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
- часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
- штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
- добровольные пожертвования
- субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)
- иные законные поступления.
Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.
Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).