Конец — это тоже начало

Завершение дня — это подведение эмоционального и содержательного итога дня, обмен впечатлениями, проговаривание того, что каждый участник взял бы для себя из мастерской как «искусство жизни».

В традиции выездных мероприятий нашего Центра завершение дня — проведение ритуала «свечка», когда ребята собираются в общем кругу и обмениваются впечатлениями. «Свечки» могут сопровождаться упражнениями, например «звездные вопросы», «моя мечта», «релаксации» и т. д. На «свечках» участники говорят о том, что получилось и не получилось, что понравилось, а что нет, делятся своими переживаниями, просят поддержки.

Вечерний анализ, подведение итогов дня по принципу «свечки» лучше проводить в небольших группах, чтобы все были услышаны и получили в случае необходимости поддержку. В большой же группе не все участники могут открыться в силу своих личных (например закрытости, страха) и групповых (например, в группе могут быть люди, при которых сложно открыться) особенностей. На «свечках» могут возникнуть переживания, с которыми стоит поработать, а в силу небольшого времени и необходимости выслушать всех тренер в большой группе сделать это, скорее всего, не успеет. Маленькая группа позволяет лучше отреагировать на то, что волнует участников, и глубже обсудить возникшие в течение дня проблемы и вопросы.

На наш взгляд, на «свечке» важно сохранить «золотую середину» динамики группы, то есть дать возможность каждому поделиться чувствами и мыслями с другими участниками, но не уходить в глубины анализа переживаний участников и выяснение отношений. Необходимо закончить анализ на позитивной ноте, при этом у ребят должен остаться стимул для внутренней переработки всего полученного за день.

И еще один важный момент: «свечки» не должны быть длинными, более 1 часа. Завершается «свечка», как правило, традиционным ритуалом, который не меняется на протяжении всего лагеря, например, участники становятся в тесный круг со свечой в центре и одновременно прыгают на одной ноге, троекратно повторяя при этом фразу «чтоб нам завтра повезло», а затем дружно задувают свечу. После «свечки» дается время на подготовку к отбою, которое может включать неформальное общение, чаепитие, но в определенное время все ребята должны разойтись по своим комнатам.

Помимо ритуалов начала и завершения дня могут быть другие «сквозные» элементы лагеря, которые повторяются каждый день. Достаточно популярным является использование во время выездных программ «заборов откровений»: листы ватмана, на которых участники при входе в лагерь могут писать о своих впечатлениях, оставлять друг другу записочки. Часто используются вариации игры «тайный друг», когда все участники делают друг другу сюрпризы, так чтобы их получатель не догадался о том, от кого сюрприз. Можно внести в игру и какой-то конкретный символ, например, игрушку, а также в начале и после перерывов использовать одну и ту же музыку как символ начала работы.

У нас в лагере была традиция ежедневного вечернего заполнения «дневника участника», в котором участники записывали свои мысли, чувства, впечатления от каждого дня, делали свои пометки на будущее. Дневники были личные, поэтому ни тренеры, ни другие участники не знали, что было в них написано (если только участник сам не показывал дневник тому, кому хотел). Структура дневника простая: в начале страничка, на которой его владелец мог нарисовать свой портрет и записать свои особенности, затем — странички с правилами участия в лагере, под которыми ребята подписывались, и целями лагеря «Искусство жить...», а дальше — пустые страницы с названием мастерской. Страницы первого и последнего дней были оформлены отдельно. Такая рефлексивная форма была выбрана нами для того, чтобы подростки могли сразу проанализировать полученный после каждого дня пребывания в лагере собственный опыт, степень достижения собственных целей, поставленных перед лагерем, а также вернуться к своим записям позже и заново переработать этот опыт для себя.

Есть еще один момент, который нельзя упускать при подготовке мероприятий, связанных с сильной групповой динамикой и личностными изменениями каждого участника, — это организация индивидуальной психологической помощи и поддержки участников.

Так, в ходе лагеря мы были вынуждены помогать подросткам решать следующие проблемы:

ü межличностные конфликты между отдельными участниками (продолжающиеся со времени первых встреч, а также сложившиеся между друзьями уже в лагере);

ü переживания, связанные с групповой динамикой (непонимание, почему группа делает то или другое, реагирует так или иначе; незнание, как войти в группу, чтобы она приняла нового участника таким, каков он есть);

ü сильные реакции на личностные изменения и переживания;

ü просто помощь в прохождении всех этапов работы в лагере.

Несмотря на то что, планируя лагерь, мы выделяли одного тренера с основной ролью тренера-консультанта, в результате запрос на поддержку был столь велик, что посильную психологическую поддержку участникам оказывали все тренеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: