Шаг третий: разработка подробного содержания мероприятия

Разрабатывая подробное содержание работы, следует согласовывать его со всеми тренерами до начала лагеря. Важно детально прорабатывать каждую из частей, начиная с утренней зарядкиизаканчивая вечерними творческими мероприятиями, исполнением ритуалов (например, у нас это было заполнение личных дневников и вечерней «свечкой»). Но при этом надо быть готовыми к спонтанным изменениям, которые могут быть обусловлены групповой динамикой и особенностями участников.

Чтобы содержание было развивающим, но при этом не перегружало участников информационно и эмоционально, стоит продумать систему построения работы на мероприятии: в командах, в общей группе, индивидуально. Так, если группа участников больше 15 человек, то рационально разбить группу на две команды, а если очень большая, то работу лучше организовывать в командах по 10—12 человек. Это поможет лучше отрабатывать навыки в ходе тренингов, также можно организовать небольшие творческие и спортивные соревнования, кроме того, в маленьких группах легче проводить упражнения. Тренинги имеет смысл выстроить в виде «вертушки», тогда все команды смогут участвовать в них. Но постоянная работа в малых группах может также спровоцировать и «дух соперничества», а цель данной программы — наладить общее взаимодействие. Поэтому важно включить в содержание большие ролевые игры для всех групп, чтобы ребята могли перемешаться, обменяться мнениями и ролями, т. к. в небольших группах волей-неволей происходит закрепление определенных стереотипных ролей, которые могут быть неблагоприятны для взаимодействия. Что касается индивидуальной работы, то она может быть включена в качестве элемента в любой тренинг и в конце дня стать ритуалом индивидуального анализа того, «что было важно, что можно взять как искусство для жизни, над чем следует поработать и т. п.», например, в форме заполнения личного дневника.

Особое внимание при разработке содержания стоит уделить первому дню — дню знакомства, разработки и принятия общих групповых правил. Кажется, что это так просто — поиграть в игры на знакомство и огласить правила, но опыт показывает, что недоработка в этот день может наложить отпечаток на весь процесс работы и динамику группы. Цели первого дня в том, чтобы переключить подростков с привычного ритма жизни в городе к лагерному режиму через знакомство, включение в совместную деятельность и игры, выработку и принятие правил. Цель также в том, чтобы привести участников к самостоятельному осознанию содержания, смысла мероприятия и переводу их на понятный лично для каждого язык посредством знакомства с идеей программы и лагеря, игровых моментов (например, станционной игры «Город мастеров», где раскрывается и переосмысляется участниками идея мастерских).

При разработке тематической канвы лагеря (например, программы Город мастеров) стоит тщательнее проработать роли персонажей — мастеров, мэра города, символы мастерских (название, главную идею, символические атрибуты — герб, символические предметы или игрушки). Это внесет в программу игровой элемент и поможет пониманию и принятию ее идеи.

Особое внимание необходимо уделить формированию правил. Для этого в расписание первого дня лагеря надо включить тему «Решение организационных моментов. Формирование правил работы», а также при необходимости (например, при нарушении правил) возвратиться к их обсуждению в ходе работы лагеря. Важно, чтобы ребята не просто «придумали» правила, но и все были согласны с ними, поняли, что правила нужны для работы и не мешают, а наоборот, помогают в создании атмосферы доверия и уважения друг к другу, а также приняли на себя ответственность за их нарушение.

Так, для нас было важно проработать с участниками соблюдение правила неупотребления алкоголя и наркотических веществ — санкцией за его нарушение была отправка участника домой (это правило также обсуждалось с родителями). Что касается курения, то оно было разрешено только в определенном месте, и при этом курящему предписывалось не втягивать в курение других ребят. У нас возникла проблема, заключающаяся в том, что многие ребята курили, и место курения превращалось в место общения и «тусовки» не только для курящих ребят, но и для некурящих. В ходе лагеря мы не пришли к какому-либо устроившему нас решению данного вопроса, и это то, над чем стоит задуматься, так как все больше подростков (да и взрослых), к сожалению, курят, а полный запрет (если, конечно, это не цель лагеря) был невозможен. Еще одно правило — уважение к отдыху, соблюдение режимных моментов. Возникает вопрос: что сделать, чтобы участники спали по ночам и давали отдыхать тренерам? Необходимость ночного отдыха, для того чтобы быть в рабочем состоянии на следующий день, очевидна. Но можно понять и то, что, вырвавшись из города, подростки хотят использовать свое время по максимуму: погулять, пообщаться, обменяться эмоциями и мыслями о прошедшем дне. Для того чтобы контролировать ночной отдых участников мероприятия, можно принять условие, что после определенного времени все находятся в своих комнатах, сохраняя тишину, и берут на себя ответственность за свое самочувствие в течение следующего дня. При этом стоит распределить ночное дежурство между тренерами — это важно не только для соблюдения правил отдыха, но и для безопасности (например, защиты девушек 15—17 лет от нетрезвых отдыхающих молодых людей). Также важно за соблюдение данного условия назначить ответственных от подростков.

Одна из задач первого дня — познакомить участников между собой и с творческо-игровым пространством лагеря. В данном случае подойдут самые разные игры на знакомство: презентации друг друга, общение в двойках / тройках, мини-эстафеты, творческие задания в командах. Также следует уделить внимание запоминанию имен — это особенно важно, если участников более 20 человек, так как в небольших группах имена быстрее запоминаются. Необходимо, чтобы участники носили бейджи, их стоит сделать красивыми, печатными, с эмблемой лагеря, так как это стимулирует их ношение. Самодельно изготовленные бейджи участники, к сожалению, на второй день уже не надевают (зачастую приходится каждый день делать новые).

Что касается последнего дня (его описание мы приведем в следующей главе), то его также важно четко спланировать. Этот день посвящен подведению итогов лагеря, а также организации возвращения в город (уборка помещений, сбор вещей). Если вы предполагаете, что после лагеря с ребятами будет проводиться еще какая-либо тренинговая или досуговая работа, важно уже в конце лагеря мотивировать ребят на нее. (Описанию нашего опыта работы после лагеря посвящена отдельная глава.) Эта работа должна стать продолжением развития личностных ресурсов подростков. При этом лагерь по эмоциональному и содержательному насыщению должен иметь завершение, четко разграничивающее этот жизненный этап и начало жизни в новых условиях. Поэтому в конце важно поставить «жирную эмоциональную точку»: подарить друг другу подарки-сюрпризы, сделать общую фотографию, оставить обратную связь и пожелания.

Перед закрытием лагеря мы провели отдельный блок упражнений, направленных на завершение работы, — как эмоционального, так и содержательного свойства. Эмоциональное завершение лагеря — упражнение на позитивную обратную связь «послание на спине»: символические подарки друг другу из мягкой глины. Мелочь, а приятно! Особенно когда ждешь, даришь сам и получаешь подарки от других...

В подведении эмоционального итога и восстановлении содержания мастерских помогли рисунки каждого дня, которые были сделаны в шести командах. Содержательным завершением для нас стало заполнение ребятами анонимных анкет, вопросы которых были построены с позиции диагностики достижения результатов по каждой из целей лагеря. В анкете было три вопроса:

ü мой главный вывод после лагеря;

ü мой главный опыт;

ü что я получил для себя.

Форма ответов на эти вопросы была свободной. В итоге мы получили развернутые рассказы, давшие нам большой материал для осмысления. Такие анкеты-эссе дали лучшие результаты, чем стандартизированные вопросники: содержащаяся в них информация позволила диагностировать состояние подростков (по ходу описания дней мы используем выдержки из этих анкет).

Через неделю после лагеря на базе Центра была проведена итоговая встреча по результатам лагеря. На этой встрече для нас было важно, во-первых, сделать отсроченный срез по результатам лагеря («сухой остаток»). Работа по подведению итогов лагеря строилась на основе ответов участников на вопросы о том, что дал каждому из подростков лагерь, какие важные для себя результаты ребята выделили. Во-вторых, познакомить ребят с работой Клуба «Точка опоры» (работающего на базе Центра «Двери») и пригласить их на встречи. Да и просто собраться, чтобы пообщаться с теми, с кем прошли пусть и небольшой путь, но с победами и поражениями, открытиями, чувствами и мыслями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: