Структура учебно-методического комплекса дисциплины (модуля)

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ:

«Специфика воспитания детей в группах раннего возраст а»

Курс: 2 (1V семестр ЗФО)

Сроки её проведения:

Продолжительность практики: 6 недель.

1. Автор программы: Н.В.Алябьева, к.п.н., доцент кафедры педагогики.

3. Рецензенты: Рычкова Н.А. – д.п. н., профессор МГГУ,

Маслова Е.В. – канд. пед. наук, доцент

4. Цель и задачи практики: формирование у студентов целостного представления об особенностях педагогического взаимодействия между воспитателем и детьми и овладение функциями деятельности воспитателя в группах раннего возраста.

Задачи практики:

- формирование у студентов системы профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций воспитателя в группах раннего возраста;

- ознакомление студентов с особенностями воспитательно-образовательного процесса и изучение специфики труда воспитателя в группах раннего возраста;

- создание установки на личностно-ориентированное общение с детьми; овладение студентами основными методическими подходами к работе с детьми раннего возраста;

- овладение студентами средствами элементарной диагностики деятельности воспитателя, индивидуальных особенностей ребёнка раннего возраста и особенностей группы;

- повышение у студентов культуры педагогической деятельности.

5. Содержание и характер деятельности студентов: практика проводится концентрированно в течение 6 недель на базе дошкольных образовательных учреждений г. Мурманска и Мурманской области по месту жительства.

Воспитатель каждый день оценивает работу практикантов и выставляет оценку в дневнике практики.

Задачи производственной практики «Специфика воспитания детей в группах раннего возраст» включают в области педагогической деятельности:
– изучение возможностей, потребностей, достижений детей раннего возраста и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

– организация работы с родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

– использование возможностей образовательной среды воспитания, обучения и развития детей раннего возраста для обеспечения качества их подготовки к разным видам детской деятельности: игровой, физкультурно-оздоровительной, изобразительной, коммуникативной и др., в том числе с использованием информационных технологий;

в области культурно-просветительской деятельности:
– изучение и формирование потребностей родителей по вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего возраста.

5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Производственная практика «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста» является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование».
Данной производственной практике «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста» предшествует изучение дисциплин гуманитарного и социально-экономического профессионального циклов, инвариантного и вариативного компонента ФГОС ВПО (экономического («Философия», «Культурология»), естественно-научного («Основы педиатрии и гигиены», «Основы общей психопатологии», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»), и профессионального («Психология», «Педагогика», «Безопасность жизнедеятельности», а также курсов по выбору, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Педагогическая практика в дошкольных образовательных учреждениях является логическим завершением изучения данных дисциплин.

Возрастной период – раннее детство изучается в русле научных дисциплин «Дошкольная педагогика», «Детская практическая психология» в цикле «Педагогика» вариативного компонента ФГОС ВПО, а также «Теория и технология физического воспитания и развития ребёнка».

Педагогическая практика в дошкольных учреждениях является обязательной частью профессиональной подготовки бакалавров профиля подготовки «Дошкольное образование» и рассматривается как важная форма связи процесса обучения в университете с будущей практической деятельностью.
Методическая подготовка студентов осуществляется на лекционных, семинарских и лабораторных занятиях специальных дисциплин, содержание которых соответствует ФГОС ВПО в рамках подготовки бакалавров данного направления и профиля подготовки.

Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении производственной практики «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста» включают:
– теоретические знания об организации воспитания, обучения и развития детей первых трех лет жизни;

– теоретические знания о психофизических особенностях развития детей раннего возраста;

– теоретические знания о программах воспитания детей младенческого и раннего возраста;

– умение организовывать просветительскую работу с родителями воспитанников;
– умения и навыки педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики ««Специфика воспитания детей в группах раннего возраста»:

Общекультурные компетенции:
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); готов к – взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7).

Общепрофессиональные компетенции:

осознает социальную значимость своей будущей – профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
способен нести ответственность за результаты своей – профессиональной деятельности (ОПК-4).

Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности: способен использовать возможности – образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

готов включаться во – взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).

Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности:
способен – профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).
Специальные компетенции:
- способен ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях – воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста (СПК-1);
- способен конструировать содержание образования детей раннего и  дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (СПК-2).

В результате прохождения производственной практики «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:
- основы семейного воспитания – обучения и развития детей раннего возраста;
- программы воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

- историю становления педагогики раннего возраста;
- нормативно – правовые основы организации образования детей раннего возраста;
- возрастные и индивидуальные особенности ребенка раннего возраста;
- содержание и организацию педагогического процесса в группах раннего возраста;
- особенности построения предметно – пространственной среды в группах раннего возраста;
- о взаимодействии семейного и общественного воспитания;
- необходимости оказания семье дифференцированной педагогической поддержки.

2) Уметь
- создавать – психолого-педагогические условия для воспитания, обучения и развития детей раннего возраста;
- решать проблемы, возникающие в поведении детей раннего возраста.

- планировать, организовывать и анализировать педагогический процесс в группах раннего возраста;
- владеть навыками индивидуальной и подгрупповой работы с детьми раннего возраста,
- устанавливать деловой контакт с семьей и повышать педагогическую культуру родителей;
- анализировать программы для детей раннего возраста;

3) Владеть
- методами диагностики уровня психофизического развития детей раннего возраста;
- образовательными технологиями организации учебно-воспитательного процесса группах детей раннего возраста.
Общая трудоемкость производственной практики «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста» составляет 6 недель.

6. Структура и содержание производственной практики «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста»


6.1. Структура и трудоемкость производственной практики

Общая трудоемкость производственной практики «Специфика воспитания детей в группах раннего возраста» составляет 6 недель.

№ п/п Разделы (этапы) практики Недели Общая трудоемкость Формы текущего контроля
Кредиты часы
1 Подготовительный этап: ознакомление с организацией учебно-воспитательного процесса группах раннего возраста Первая 1,5 зачетные единицы 30 Ведение педагогического дневника
2 Производственный этап: проведение открытых педагогических мероприятий 2-3ья 1,5 зачетные единицы   Конспект занятия, досуга
3 Производственный этап: консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего возраста 4-я -5-я 1,5 зачетные единицы   Конспект консультации
4 Исследовательский этап: проведение диагностики уровня психофизического развития детей раннего возраста 6-ая 1,5 зачетные единицы 30 Протоколы исследования


Программа педагогической практики


Условия работы детского сада, группы раннего возраста: специфика условий работы данного учреждения, комплектование групп.

Материальные условия в группах детей: помещение группы, расположение всех комнат, виды и назначение мебели и оборудования, размещение их в группе, отбор пособий, игрушек, их расположение, групповая площадка для детей раннего возраста, ее оборудование.

Построение развивающей среды. Особенности организации предметно-пространственной среды в группах раннего возраста, обеспечивающей психологический комфорт ребенку и воспитателю. Соответствие предметно-пространственной среды принципам построения развивающей среды. Анализ психолого-педагогической среды, окружающей ребенка.

Специфика труда воспитателя. Распределение обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя, культура внешнего вида воспитателя и его помощника. Хронометраж участия воспитателя и помощника воспитателя в организации и проведении режимных процессов и самостоятельной деятельности детей.

Установки на личностно-ориентированное общение с детьми, повышение культуры педагогической деятельности (культуры речи, общения, внешнего вида).

Программы воспитания и обучения детей раннего возраста. Изучение и анализ задач воспитания. Режим дня в группах детей. Проведение хронометража режима дня 2-3 детей разных возрастных подгрупп. Распределение обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя в течение дня.

Особенности организации режимных процессов и воспитательной работы. Условия для проведения режимных процессов. Длительность основных компонентов режима с последующей оценкой их соответствия возрастным нормам.

Приемы воспитания у детей культурно-гигиенических навыков при проведении режимных процессов: процесса кормления, укладывания детей на сон. Организация бодрствования и методика проведения воспитательной работы. Условия, обеспечивающие активное бодрствование детей, их педагогическая целесообразность. Перспективный план и план-перечень игр-занятий.

Виды занятий с детьми. Средства и приемы организации бодрствования, их своеобразие. Приемы руководства воспитателя. Наблюдение за ребенком. Особенности развития и поведения детей. Составление характеристики.

Организация самостоятельной деятельности детей и проведение занятий с ними. Организационные условия самостоятельной деятельности детей. Виды деятельности детей. Приемы руководства, осуществляемые воспитателем.

Виды наблюдаемых занятий. Приемы обучения, используемые на занятиях. Методика проведения утренней гимнастики и занятий по развитию движений.

Наблюдение в группах раннего возраста игровой деятельности детей. Методы руководства игрой детей. Ознакомление с планом оздоровительно-воспитательной работы, планом-перечнем индивидуальных игр-занятий, с видами планирования в группах раннего возраста.

Ознакомление с содержанием программы работы по сенсорному воспитанию. Проверка уровня сенсорного развития детей.

Знакомство с содержанием различными формами работы с родителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: