Система боевой подготовки, формы и методы обучения

Система боевой подготовки – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность и единство, используемых в интересах обучения и воспитания военнослужащих, слаживания органов военного управления (ОВУ) и войск для ведения боевых действий или выполнения других задач в соответствии с их предназначением.

Элементами системы боевой подготовки являются:

- управление военного образования и подготовки войск ВС РБ, определяющее общую направленность боевой подготовки, ее цели, задачи, структуру и основное содержание в соответствии с выводами из всестороннего анализа развития форм и способов современной вооруженной борьбы и задачами, планами применения войск;

- командования видов (сил) и структурные подразделения МО РБ, определяющие цели, задачи, структуру, основное содержание и осуществляющие общее руководство боевой подготовкой в соединениях и воинских частях и проведение мероприятий ее материально-технического обеспечения;

- органы управления родов войск и специальных войск, объединений, соединений, воинских частей, непосредственно осуществляющие управление боевой подготовкой и контроль за ее качеством, проведением ее мероприятий и ее всесторонним обеспечением;

- экипажи, расчеты, подразделения, воинские части, соединения и их органы управления, с которыми проводится обучение;

- организация обучения;

- предметы обучения, то есть совокупность задач, приемов, нормативов, выполнению которых обучаются личный состав подразделений, воинских частей, соединений и должностные лица органов военного управления;

- формы и методы обучения военнослужащих, слаживания подразделений и частей, органов военного управления и военных комиссариатов;

- учебно-материальная база боевой подготовки;

- всестороннее обеспечение боевой подготовки.

Важнейшим условием эффективности функционирования системы боевой подготовки является умелое и грамотное применение форм и методов обучения различных категорий военнослужащих.

Форма обучения – организационная сторона учебно-воспитательного процесса. Она зависит от цели, состава обучаемых и определяет структуру занятия, место и продолжительность отработки учебных вопросов, роль и специфику деятельности руководителя и обучаемых, использование элементов УМБ, ВВТ.

Формы обучения подразделяются:

- по направленности подготовки – на теоретическую и практическую;

- по организации обучаемых – на индивидуальную, групповую и коллективную;

- по месту проведения – на классную и полевую;

- по месту в служебном процессе – на учебно-плановую, служебно-плановую и внеслужебную.

Учебно-плановыми формами обучения являются теоретические и практические занятия, боевые стрельбы и учения.

Служебно-плановые формы обучения реализуются в парковые (хозяйственные) дни, при проведении инструктажей и совещаний.

Внеслужебными формами обучения являются занятия в технических кружках, участие в конференциях, состязаниях (конкурсах) и т.д.

Общими формами обучения являются теоретические занятия, практические занятия, тренировки, боевые стрельбы и тактические (тактико-специальные) учения.

На теоретических занятиях (рассказ, объяснение, беседа, семинар, лекция и так далее) обучаемые усваивают основы изучаемых явлений, процессов и действий.

Рассказ – повествовательно-описательное изложение учебного материала руководителем занятия в целях сообщения фактов и выводов, описания событий и явлений.

Объяснение – последовательное, строгое в логическом отношении изложение сложных вопросов, правил, принципов, законов, сочетаемое с демонстрацией механизмов, частей оружия, приборов, схем, приемов действий. Объяснение раскрывает смысл явлений, процессов, действий, поэтому рассуждения и доказательства занимают в нем центральное место.

Беседа – форма обучения путем ответов на вопросы. Беседа может применяться для систематизации, углубления, закрепления знаний и контроля усвоения их обучаемыми, выработки умения точно и кратко формулировать свои мысли, обосновывать те или иные положения.

Семинар – развернутое теоретическое обсуждение изучаемых вопросов. На нем обычно заслушиваются и обсуждаются доклады, рефераты, дающие основу для выступлений, обмена мнениями, дискуссий, при этом изучаемый материал обсуждается глубоко и обстоятельно.

Лекция – глубоко обоснованное изложение ряда связанных между собой вопросов одной темы в сочетании с демонстрацией наглядных пособий. Практикуется для систематизированного последовательного и наиболее полного раскрытия сложных понятий, закономерностей, идей и теоретических положений с целью дальнейшего самостоятельного изучения материала обучаемыми. Сочетает в себе рассказ и объяснение.

Практические занятия (ТЗ, ТСЗ) - занятия с использованием учебно-тренировочных и тренажерных средств, на полигоне, в парке БМ, на строевом плацу, в спортивном городке в ходе которых обучаемые закрепляют и совершенствуют ранее приобретенные навыки и умения, овладевают ВВТ, отрабатывают способы выполнения тактических приемов и действий при вооружении (на технике) в различных видах боя.

Тактико-строевые занятия являются первой ступенью тактической выучки личного состава и слаживания подразделений. Они предназначаются для отработки техники выполнения тактических приемов и способов действий сил и средств подразделений в боевой обстановке и достижения слаженности при выполнении боевых задач. На тактико-строевых занятиях отработка действий осуществляется сначала в медленном темпе, затем слитно и быстро в соответствии с нормативами. Недостаточно освоенные приемы и способы действий повторяются до тех пор, пока обучаемые не научатся выполнять их правильно, согласованно и в нужном темпе.

Тактические (тактико-специальные) занятия предназначены для боевого слаживания подразделений, совершенствования навыков командиров подразделений в организации боя и управлении подчиненными при выполнении боевых задач. Данные занятия, как правило, проводятся безостановочно в сложной, развивающейся «час за час» тактической обстановке, до окончания отработки всех учебных вопросов. В тех случаях, когда обучаемые действуют явно неумело, объявляется частный отбой, и неусвоенный прием отрабатывается так же, как и на тактико-строевых занятиях.

Тренировки предназначены для выработки, поддержания и совершенствования у военнослужащих общих и специальных навыков в боевой работе. Указанные тренировки проводятся в дневное и ночное время на учебно-тренировочных и тренажерных средствах, полигонах, позициях, командных пунктах, в огневых городках и так далее.

Боевые стрельбы проводятся для проверки и совершенствования знаний, навыков и умений военнослужащих (подразделений) поражать цели в современном бою. Как правило, они завершают тот или иной этап обучения.

Тактические (тактико-специальные) учения являются высшей формой обучения командиров, личного состава органов военного управления. Их цель – завершение слаживания подразделений и частей. Тактические (тактико-специальные) учения являются важнейшим средством достижения высокого уровня полевой выучки и боевой готовности.

Каждая форма обучения предусматривает один или несколько методов обучения.

Методы обучения – это приемы и способы совместной работы обучающего и обучаемых, с применением которых достигаются передача и усвоение знаний, формирование навыков и умений, выработка высоких морально-боевых и психологических качеств личного состава; обеспечивается слаживание подразделений и частей, органов военного управления.

Если форма обучения отражает совокупность условий обучения, то метод обучения показывает пути достижения поставленных учебных целей.

Основными методами обучения являются:

- устное изложение учебного материала;

- обсуждение изучаемого материала;

- показ (демонстрация);

- упражнение (тренировка);

- практическая работа;

- самостоятельная работа (самостоятельное изучение учебного материала).

Устное изложение учебного материала (рассказ, объяснение, лекция и так далее) применяется при ознакомлении обучаемых с основными положениями уставов и других документов, тактико-техническими данными, устройством образцов ВВТ, организацией, вооружением и тактикой действий сил и средств подразделений иностранных армий.

Обсуждение изучаемого материала (беседа, семинар и т.д.) применяется для углубления, закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний обучаемых на занятиях по боевой подготовке.

Показ (демонстрация) является наиболее эффективным методом обучения военнослужащих разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приемов и действий, с применением которых у военнослужащих создается наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве образца ВВТ. Показ обычно сопровождается кратким объяснением, рассказом и часто используется в качестве вспомогательного приема при применении других методов обучения. Показ применяется при изучении строевых приемов, физических упражнений, действий с оружием, устройства и способов управления ВВТ, порядка несения внутренней, гарнизонной и караульной служб.

Упражнение (тренировка) – многократное, сознательное и усложняющееся повторение обучаемыми определенных приемов и действий в целях выработки и совершенствования у них определенных навыков и умений. Упражнения (тренировки), как правило, сопровождаются объяснением и показом. В ходе них обучаемые овладевают практическими приемами использования и обслуживания ВВТ, способами решения тактических, огневых и технических задач, выполнения строевых приемов, действий в пеших строях и на машинах.

Практическая работа как правило выполняется обучаемыми после того, как будет усвоен определенный объем знаний, навыков и умений, при этом усвоенный ранее материал закрепляется и совершенствуется. Практическая работа проводится в составе подразделений и поэтому играет решающую роль в их слаживании. Наиболее широко данный метод обучения применяется на тактических (тактико-специальных) занятиях и учениях, командно-штабных (штабных, мобилизационных) учениях и тренировках.

Самостоятельная работа (самостоятельное изучение учебного материала) является важнейшим методом обучения и представляет собой совокупность приемов и способов, с применением которых обучаемые без непосредственного участия руководителя закрепляют ранее приобретенные знания, навыки и умения, а также овладевают новыми. Основными видами самостоятельной работы являются работа в интернете, в электронных библиотеках автоматизированных систем обучения, с печатными источниками информации, самостоятельные тренировки, самостоятельные просмотр и прослушивание теле-(видео-, радио-) передач.

Кроме указанных форм и методов обучения могут быть применены и другие, по которым разработаны и имеются методики их использования. Выбор формы и метода обучения зависит от уровня подготовки личного состава, темы и целей занятия, наличия и состояния УМБ. При этом важнейшим условием достижения эффективности вышеназванных форм и методов в процессе обучения является всесторонняя подготовка к занятиям, которая включает в себя подготовку руководителя занятия, обучаемых, ВВТ, УМБ и района (места) его проведения. При неготовности одного из этих элементов к занятию – занятие проводить запрещается.

Организация и планирование боевой подготовки.

Организация боевой подготовки – целенаправленная деятельность командиров (начальников) и других должностных лиц органов военного управления, направленная на детальное, продуманное, плановое, системное обучение подчиненных.

Боевая подготовка организуется исходя из анализа развития форм и способов современной вооруженной борьбы на основании требований:

- законодательства РБ;

- правовых актов МО, касающихся вопросов военного строительства и функционирования ВС;

- общевоинских уставов ВС;

- боевых уставов и наставлений;

- других служебных документов (организационно-методические указания по подготовке войск в учебном году, положения, руководства, инструкции, сборники нормативов, программы и курсы подготовки различных категорий военнослужащих), в которых определяются задачи боевой подготовки и требования к ней, ее организация и содержание, а также вопросы ее всестороннего обеспечения;

- правовых актов командующих видами ВС, силами специальных операций, НРВиС, командующих войсками ОК (ОТК), командиров соединений (частей).

Руководителями боевой подготовки являются командиры (начальники), которые лично, через своих заместителей, НРВиС, подчиненные штабы и органы боевой подготовки осуществляют руководство боевой подготовкой.

Органами боевой подготовки являются:

- в ВС – управление военного образования и подготовки войск;

- в командованиях видов ВС, структурных подразделениях МО – управления, отделы, группы боевой подготовки, назначенные должностные лица;

- в ОК (ОТК), командовании сил специальных операций, Департаменте транспортного обеспечения МО – отделы боевой подготовки;

- в соединениях – отделения боевой подготовки;

- в воинских частях – заместители командиров воинских частей, отделения боевой подготовки, а там, где они штатом не предусмотрены, – начальники штабов – первые заместители командиров воинских частей.

Организация боевой подготовки включает в себя:

- принятие решения на организацию боевой подготовки;

- планирование боевой подготовки;

- согласование разработанных документов и представление их на утверждение;

- постановку (уточнение) задач и доведение необходимых планирующих документов до подчиненных;

- организацию руководства и всестороннего обеспечения боевой подготовки.

При организации боевой подготовки учитываются:

- результаты анализа развития форм и способов современной вооруженной борьбы;

- боевое предназначение и уровень подготовки войск;

- военно-географические условия района предстоящих действий;

- организационно-штатная структура и укомплектованность соединений (частей, подразделений) личным составом, ВВТ, наличие учебно-тренировочных и тренажерных средств, размер и объем выделенных материальных и денежных средств, моторесурсов, боеприпасов, ГСМ и других материальных средств на боевую подготовку;

- уровень специальной подготовки военнослужащих;

- наличие и сроки поступления новых (модернизированных) ВВТ;

- анализ результатов предыдущих проверок и контрольных занятий.

Боевое предназначение войск учитывается для того, чтобы весь личный состав еще в мирное время готовился к реальному выполнению задач в различных условиях обстановки.

Учет уровня подготовки войск предполагает уточнение:

- мероприятий по боевой подготовке и сроков слаживания с учетом всестороннего обеспечения стоящих задач;

- тематики занятий по отдельным предметам, форм и методов обучения, количества тренировок, упражнений для каждой категории обучаемых, а также учебного времени на недостаточно усвоенные предметы и темы.

Военно-географические условия района предстоящих действий учитываются при организации учений в составе войск сторон, привлекаемых на учения, а также в тематике учений (тренировок), групповых упражнений, тактических летучек, проводимых с офицерами в системе ПДП.

Организационно-штатная структура и укомплектованность соединений (частей, подразделений) личным составом, ВВТ, уровень общеобразовательной и допризывной подготовки военнослужащих, наличие и сроки поступления на вооружение новых образцов ВВТ позволяют более качественно планировать основные мероприятия по боевой подготовке, рационально распределять учебное время, применять наиболее приемлемые формы и методы обучения, а также эффективно и рационально распределять денежные средства, боеприпасы, ГСМ, моторесурсы и другие материально-технические средства.

Анализ тенденций современной вооруженной борьбы позволяет командирам (начальникам) готовить войска к современной войне, а результатов предыдущих проверок и контрольных занятий – определить пути устранения выявленных недостатков и повысить уровень боевой подготовки.

Работа по принятию решения на организацию боевой подготовки начинается с уяснения и оценки исходных данных, определения замысла.

Уяснение и оценка исходных данных включают в себя:

- анализ развития форм и способов современной вооруженной борьбы;

- изучение правовых актов МО, указаний и задач старших начальников;

- анализ результатов текущего контроля и итоговой проверки за предыдущий год, отчетов и предложений, поступивших из подчиненных органов военного управления и войск;

- оценку условий организации и осуществления боевой подготовки в очередном учебном году (количество выделенных денежных средств по смете МО, установленные лимиты ГСМ и боеприпасов);

- уточнение степени и качества укомплектованности подчиненных войск и органов военного управления личным составом, ВВТ;

- изучение состояния и возможностей УМБ, условий размещения и быта.

Замысел на организацию боевой подготовки командир (начальник, военный комиссар) разрабатывает графически. На листе бумаги в графически удобной форме наносится календарь года, с учетом которого осуществляется процесс планирования. В нем последовательно указываются мероприятия, которые будут проводиться по плану вышестоящих начальников, командира (начальника) и органа военного управления, начальников родов войск и служб.

После уяснения и оценки исходных данных, выработки замысла командир (начальник) информирует офицеров, принимающих участие в планировании боевой подготовки, о полученных им указаниях от старших начальников, отдает указания НШ, своим заместителям, НРВиС о подготовке ими предложений по планированию, произведению расчетов и составлению графика работы подчиненных должностных лиц при планировании боевой подготовки.

На основании уяснения требований правовых актов МО, всесторонней оценки условий, замысла на организацию боевой подготовки и учета поступивших предложений командир (начальник) принимает решение на организацию боевой подготовки.

В решении на организацию боевой подготовки командир (начальник) определяет:

- замысел боевой подготовки (цель боевой подготовки, способы и пути ее достижения, направления сосредоточения основных усилий, основные требования к содержанию и организации боевой подготовки, цели научной работы на очередной год);

- задачи боевой подготовки (конкретные задачи подчиненных воинских частей, подразделений) в учебном году, сроки проведения основных мероприятий, кому и какие результаты достигнуть, задачи научной работы на очередной год);

- порядок совместной подготовки и взаимодействия (основные мероприятия с взаимодействующими частями, подразделениями, их цель, периодичность, общий порядок, сроки проведения и так далее);

- порядок всестороннего обеспечения боевой подготовки (организация материального обеспечения учебных занятий, использование УМБ, учебно-тренировочных и тренажерных средств, основные мероприятия идеологической работы по формированию у военнослужащих морально-психологической готовности к выполнению задач по предназначению, организация информационного обеспечения боевой подготовки, противодействия иностранным техническим разведкам и так далее);

- основные мероприятия по руководству боевой подготовкой (постановка задач своим заместителям по управлению подчиненными воинскими частями, подразделениями в процессе боевой подготовки; мероприятия по контролю за ходом боевой подготовки, предупреждению травматизма и другие указания).

Принятое решение оформляется согласно приложению 1 и командир (начальник) объявляет его на служебном совещании заместителям, начальникам родов войск и служб, командирам частей (подразделений).

После объявления решения командир (начальник) ставит задачи начальнику штаба, своим заместителям, начальникам родов войск и служб на непосредственную подготовку планирующих документов.

Планирование боевой подготовки заключается в коллективной работе командиров, начальников, и подчиненных должностных лиц по определению и согласованию места и времени проведения мероприятий по боевой подготовке и их обеспечения с графическим отображением наиболее оптимальной системы последовательного обучения личного состава ведению боевых действий (выполнению задач по предназначению) в различных условиях обстановки, изучения штатных ВВТ, способов их применения в бою, слаживания войск и органов военного управления.

Этапу планирования боевой подготовки должен предшествовать детальный расчет потребности в материальных и денежных средствах на ее мероприятия. Данный расчет готовится к первому апреля на год, следующий за отчетным, по статьям классификации расходов по смете МО и направляется по подчиненности (приложение 2).

Планирование должно быть (требования) реальным и обеспечивать комплексный подход к решению учебно-боевых задач, эффективное использование учебного времени, УМБ, учебно-тренировочных и тренажерных средств и высокую интенсивность обучения, применение опыта войн и вооруженных конфликтов, передовой методики организации и проведения занятий и учений.

Планирующие документы должны быть простыми, наглядными и удобными для работы. При разработке планов все мероприятия повседневной деятельности должны быть согласованы и увязаны с мероприятиями, проводимыми по боевой подготовке. Количество планируемых мероприятий по боевой подготовке и занятий, а также их последовательность должны определяться исходя из уровня обученности войск и реального наличия учебного времени.

Система работы командира (начальника) и других должностных лиц органов военного управления при разработке планирующих документов на очередной учебный год предусматривает определенную последовательность:

I этап – оценка состояния боевой подготовки части, подразделении, возможностей УМБ (в том числе учебно-тренировочных и тренажерных средств), полноты и качества решения задач в текущем году;

II этап – изучение и уяснение задач, которые поставили руководители вышестоящих органов управления на очередной учебный год;

III этап – изучение и определение исходных данных для планирования;

IV этап – расчет материальных и денежных средств, необходимых на боевую подготовку;

V этап – выработка замысла на боевую подготовку воинской части, подразделения, в очередном учебном году;

VI этап – объявление основным должностным лицам части, подразделения замысла на подготовку в очередном учебном году;

VII этап – разработка и согласование планов;

VIII этап – подведение итогов планирования и утверждение планов;

IХ этап – доведение планов в необходимом объеме до должностных лиц и войск.

План после того как его утвердит вышестоящий командир (начальник), является обязательным для выполнения. Коррективы в данный план вносятся только с разрешения лица, его утвердившего.

В соединении (воинской части) на основании организационных указаний вышестоящих командиров (органов военного управления) на очередной учебный год в установленные сроки, разрабатываются следующие документы по организации и руководству боевой подготовкой:

- ежегодно:

- решение командира соединения (части) на боевую подготовку;

- план подготовки;

- приказ об итогах боевой подготовки;

- приказ об организации боевой подготовки, внутренней и караульной служб на учебный год;

- ежемесячно:

- план-календарь основных мероприятий;

- расписание занятий по ПДП с офицерами по учебным группам;

- график несения службы в гарнизонном и внутреннем нарядах;

- еженедельно:

- сводное расписание занятий соединения (части) с указанием занятий в управлении и в воинских частях (подразделениях);

- приказы на проведение отдельных мероприятий по боевой подготовке (учений, стрельб, вождения, полевых выходов, лагерных сборов и т.д.) – отдельные на каждое мероприятие.

В отделении (службе) управления соединения (части) разрабатываются частные планы работы заместителей командира, НРВиС, отделений на год, а ежемесячно – личный план работы начальника отделения (службы).

В батальоне разрабатываются:

- на полугодие - план подготовки.

ежемесячно:

- план-календарь основных мероприятий по боевой подготовке;

- расписание занятий с офицерами и сержантами;

- график несения службы в гарнизонном и внутреннем нарядах.

- еженедельно составляется сводное расписание занятий с личным составом подразделений.

В роте – еженедельно разрабатывается расписание занятий.

План подготовки воинской части (приложение 11), включает в себя:

Раздел I. Боевая и мобилизационная готовность.

Раздел II. Поддержание вооружения и военной техники, запасов материальных средств в боеготовом состоянии.

Раздел III. Профессионально-должностная подготовка офицеров, прапорщиков, сержантов.

Раздел IV. Слаживание штаба.

Раздел V. Слаживание подразделений, подготовка резервистов.

Раздел VI. Подготовка военнослужащих с использованием учебно-тренировочных и тренажерных средств.

Раздел VII. Мероприятия, проводимые на полигонах и в учебных центрах.

Раздел VIII. Состязания, конкурсы.

Раздел IX. Руководство обучением и воспитанием личного состава, работой по укреплению воинской дисциплины.

Раздел X. Дополнительные мероприятия.

К данному плану также разрабатываются:

приложение 1 – состав учебных групп и тематический расчет количества часов по предметам обучения на ПДП офицеров;

приложение 2 – перечень тем и сроки проведения тактических (тактико-специальных), командно-штабных (штабных) учений, командно-штабных (штабных) тренировок;

приложение 3 – перечень сборов специалистов и сроки их проведения;

приложение 4 – календарь основных спортивных мероприятий;

приложение 5 – расчет материальных и денежных средств на боевую подготовку;

приложение 6 – расчет потребности в моторесурсах, боеприпасах, горючем и смазочных материалах на боевую подготовку;

приложение 7 – план совершенствования и поддержания учебной материальной базы в исправном состоянии;

приложение 8 – план подготовки классных специалистов.

План подготовки батальона (дивизиона) на полугодие (приложение 14) включает в себя:

Раздел I. Боевая и мобилизационная готовность.

Раздел II. Поддержание вооружения и военной техники, запасов материальных средств в боеготовом состоянии.

Раздел III. Профессионально-должностная подготовка офицеров, прапорщиков, сержантов.

Раздел IV. Слаживание подразделений, подготовка резервистов.

Раздел V. Подготовка военнослужащих с использованием учебно-тренировочных и тренажерных средств.

Раздел VI. Руководство обучением и воспитанием личного состава, работой по укреплению воинской дисциплины.

Раздел VII. Дополнительные мероприятия.

К данному плану также разрабатываются:

- приложение 1 – тематический расчет количества часов на подготовку офицеров, прапорщиков и сержантов батальона (дивизиона) по месяцам и предметам обучения;

- приложение 2 – общий и тематический расчеты количества часов по предметам обучения для подразделений, в том числе отводимых для обучения на учебно-тренировочных и тренажерных средствах;

- приложение 3 – перечень тем и сроки проведения тактических (тактико-специальных) учений.

Из мероприятий, проводимых по планам старших начальников, в план подготовки, разрабатываемый в соединении (воинской части, подразделении), включаются только те мероприятия, для участия в которых соединение (воинская часть, подразделение) привлекается.

Мероприятия, проводимые под руководством различных должностных лиц, выделяются в плане подготовки различными цветами.

Командир, начальник перед началом учебного года издает письменный приказ, в котором излагаются и вопросы по организации боевой подготовки, внутренней и караульной служб.

Приказ об итогах боевой подготовки за текущий год издается не позднее, чем за 5 суток до подведения итогов.

В нем указываются:

- качество выполнения мероприятий по боевой подготовке в текущем году (подготовка офицеров, прапорщиков, сержантов, должностных лиц штабов, слаживание воинских частей (подразделений), подготовка резервистов), основные недостатки и их причины;

- задачи по устранению недостатков;

- места воинских частей и подразделений по итогам боевой подготовки;

- поощряемые военнослужащие;

- военнослужащие, привлекаемые к дисциплинарной ответственности за неудовлетворительные оценки по итогам боевой подготовки.

План-календарь основных мероприятий в соединениях (частях, подразделениях) разрабатывается ежемесячно (приложение 17) и включает в себя кроме мероприятий плана подготовки дополнительные мероприятия с более конкретным раскрытием их содержания.

Он разрабатывается не позднее чем за 7 дней до окончания текущего месяца и является основанием для постановки задач на следующий месяц.

График выделения подразделениям (частям) объектов УМБ, учебно-тренировочных и тренажерных средств разрабатывается отдельным разделом в плане-календаре основных мероприятий.

Расписание занятий по ПДП офицеров управления по учебным группам разрабатывается на месяц (приложение 18) не позднее чем за 7 дней до окончания текущего месяца. В нем отражаются все занятия, проводимые с офицерами, в том числе проводимые в часы самостоятельной подготовки.

Сводное расписание занятий с личным составом соединения (части, подразделения) разрабатывается еженедельно (приложение 19). В нем указываются наименования предметов боевой подготовки, количество часов, выделенных на занятия по ним, места проведения занятий и должностные лица, проводящие занятия, а также наряды и другие мероприятия.

Расписание занятий с личным составом роты (батареи) разрабатывается (приложение 20) еженедельно к пятнице текущей недели на следующую неделю и размещается на стенде с документацией в расположении подразделения.

На основании расписания занятий ставятся задачи соответствующим категориям военнослужащих на подготовку занятий, тренировок, других мероприятий по боевой подготовке, организуется их обеспечение и выполнение других задач повседневной деятельности в подразделении.

Ответственность за планирование боевой подготовки несут:

- в объединении (соединении, воинской части и подразделении) – начальник штаба;

- в подразделении, где начальник штаба не предусмотрен по штату, – командир подразделения.

Планирование должно быть завершено не позднее чем: в соединении (воинской части) – за 15 суток, в подразделении – за 7 суток до начала учебного года. После завершения разработки планирующих документов они представляются на согласование соответствующим должностным лицам и утверждение старшему начальнику.

При утверждении документов командир (начальник) заслушивает подчиненных по следующим вопросам:

- направленность подготовки должностных лиц и личного состава подчиненных подразделений (основная цель и особенности подготовки в предстоящем учебном году; задачи по боевой подготовке; организация профессионально-должностной подготовки (ПДП) военнослужащих; система боевой подготовки; периодичность и продолжительность основных мероприятий по боевой подготовке);

- расчеты (затраты) на боевую подготовку (сколько выделено ГСМ, боеприпасов, других материальных и денежных средств, их распределение);

- система контроля за выполнением мероприятий по боевой подготовке и повседневной деятельности (основные элементы системы контроля, порядок организации контроля подчиненных органов военного управления, воинских частей и подразделений).

При постановке задач командир (начальник) определяет:

- на какие мероприятия по боевой подготовке обратить особое внимание в новом учебном году;

- порядок подготовки личного состава, ВВТ, запасов материальных средств к выполнению задач по предназначению;

- сроки вывода сил и средств воинских частей (подразделений) на полигоны;

- какие учения, занятия и в каких воинских частях, подразделениях будет проводить лично командир (начальник), его заместители, начальники родов войск и служб;

- где и в какие сроки будут работать члены комплексных групп по оказанию помощи и контролю за ходом боевой подготовки;

- какие и кому выполнить мероприятия по всестороннему обеспечению боевой подготовки и сроки их выполнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: