Целевая установка и организационно-методические указания

Профессиональная деятельность спасателей, в своей повседневной практике, связана с экстремальными условиями профессиональной деятельности, воздействием большого количества стрессогенных факторов на специалистов. Поэтому наряду с требованиями высокого уровня профессиональных знаний, умений, навыков, высокие требования предъявляются к уровню психологической подготовки специалистов системы МЧС России.

Главной задачей настоящего блока психологической подготовки в рамках программы первоначальной подготовки спасателей МЧС России, является приобретение первоначального уровня знаний об особенностях эмоционального реагирования на ЧС, типичных поведенческих реакций пострадавших, об основах первоначальной психологической взаимопомощи и самопомощи в условиях ЧС. Эти знания необходимы для эффективного решения профессиональных задач, стоящих перед специалистами данных профессий в повседневной профессиональной деятельности, и в условиях чрезвычайной ситуации; в работе с пострадавшими в результате ЧС и личным составом подразделений МЧС России.

Содержанием программы являются занятия по изучению основ теории и практики профессионального становления специалиста, овладению практическими навыками саморегуляции, общения с пострадавшими в зоне ЧС, оказания экстренной психологической помощи пострадавшим, специальными знаниями в области психологии чрезвычайных ситуаций для эффективного использования при работе в зоне чрезвычайной ситуации.

Первоначальная психологическая подготовка спасателей осуществляется по программе тематических дисциплин: психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя – тема 1.1; стресс, виды стресса, стратегии совладания со стрессом – тема 1.2; профессиональное здоровье – тема 1.3; общение, бесконфликтное общение – тема 1.4; методы и приемы саморегуляции – тема 1.5.

В результате обучения слушатели должны овладеть системой психологических знаний, необходимых для эффективного решения профессиональных задач, и сохранения профессионального здоровья.

В результате изучения курса спасатель должен:

знать: стрессогенные факторы, воздействующие на спасателей и пожарных при работе в чрезвычайной ситуации;

приемы бесконфликтного общения;

общие принципы техник саморегуляции; приемы саморегуляции;

возможные реакции на стрессовую ситуацию;

специфические особенности общения с пострадавшими в зоне ЧС;

способы и приёмы конструктивного общения;

уметь:применять полученные знания и навыки в практической деятельности;

регулировать свое актуальное психическое состояние, используя приемы саморегуляции.

иметь представление:об основных психологических факторах, влияющих на личность и деятельность спасателя;

об индивидуальных особенностях реагирования людей на стресс; психологическом и физиологическом видах стресса; общем адаптационном синдроме и его стадиях; механизмах адаптации;

об особенностях проявления и развития профессионального стресса и стратегиях совладения с ним;

о последствиях стресса для групп, феномене эмоционального заражения;

о видах общения;

о бесконфликтном общении; о роли бесконфликтного общения в профессиональной деятельности;

о ведущих модальностях и особенностей общения с их учётом;

о психологическом определении понятия «кризис»; травматических кризисах; событиях, провоцирующих кризисные состояния;

о задачах психологической работы с разными группами пострадавших;

об общих принципах оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в ЧС;

о методах саморегуляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: